Розничный товарооборот: понятия, значения, планирование показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотреть планирование розничного товарооборота. Задача – описать: понятие, состав и значение розничного товарооборота; планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия и планирование товарооборота розничного предприятия по товарным группам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическое содержание розничного товарооборота в торговле 5
1.1.Сущность, понятия, значение розничного товарооборота 5
1.2.Состав и структура объёма реализации 6
1.3.Показатели товарооборота и факторы, влияющие на повышение товарооборота 7
Глава 2. Значение, цели и методика анализа розничного товарооборота 11
2.1. Анализ розничного товарооборота по общему объёму 11
2.2. Анализ розничного товарооборота по товарным группам 12
Глава 3. Цели и задачи планирования и прогнозирования розничного товарооборота 15
3.1. Понятия, значения и этапы планирования и прогнозирования розничного товарооборота в предприятиях торговли 15
3.2. Методика и основные методы, используемые при планировании и прогнозировании 16
Практическая часть 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

Комитет по образованию.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

      Нормативное прогнозирование ориентировано на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то есть от потребностей и целей к средствам их реализации.

      В настоящее  время используются  следующие методы планирования  структуры товарооборота торгового  предприятия:

      1) экономико-статистический;

      2) метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности; 

      3) экономико-математического моделирования; 

      4) поэтапный

      Все  методы  предполагают  расчет  товарооборота  по  каждой  товарной  группе в отдельности с последующим  выходом на общий объем планируемого товарооборота.  Однако  такой  потоварный  расчет  структуры  товарооборота  имеет  ряд  недостатков. 

      Во-первых,  результат,  полученный  суммированием  рассчитанных  товарооборотов  по  товарным  группам,  может  не  совпадать  с  определенным  ранее  общим  объемом,  что  требует  ввода поправочных коэффициентов. 

      Во-вторых,  рассмотренные  методы  не  позволяют  учесть  взаимозаменяемость отдельных  товаров, однородных или близких  по своему потребительскому назначению.   Для  устранения  отмеченных  недостатков  может  быть  использована  одна  из  разновидностей  метода  экономико-математического  моделирования -  поэтапный  метод  планирования  структуры  товарооборота.  При  этом  исходят  из  того,  что  наибольшей устойчивостью  и  достоверностью  обладают  расчеты  по  большим группам товаров.

      Поэтому  более  правильным  будет  переход  от  расчета  товарооборота  по  большим  товарным группам к расчету  более мелких групп вплоть до отдельного товара. 

 
 

Практическая  часть

Таблица 1

тыс.руб.


 
 
 
 
 
 
Квартал
Прошлый год Отчетный год Отклонение  в сумме Отклонение  в %
 
Сумма
Уд.

вес,%

План Факт Выпол

нение

плана, %

 
От

плана

 
От  прош

года

От  плана

по  уд. весу

От  прош.

года  по

уд.

весу

Отч. год

в %  к плану

 
Сумма
Уд.

вес,

%

 
Сумма
Уд.

вес,

%

I 4760 25,8 4915 25,6 5058 25,7 102,9 143 298 + 0,1 - 0,1 106,7
II 4483 24,3 4685 24,4 4822 24,5 102,9 137 339 + 0,1 + 0,2 107,6
III 4317 23,4 4454 23,2 4566 23,2 102,5 112 249 - - 0,2 105,8
IV 4890 26,5 5146 26,8 5234 26,6 101,7 88 344 - 0,2 + 0,1 107
Итого 18450 100 19200 100 19680 100 102,5 480 1230 - - 106,7

 

Примерный расчёт за I Квартал:

Уд. вес по плану = (4915 :19200) x 100 = 25,6 %

Уд. вес по факту = (5058 : 19680) x 100 =25,7 %

Выпол. плана  = (5058 : 4915) x 100 = 102,9 %

Откл. в сумме от плана = 5058 – 4915 = 143

Откл. в сумме от прошл. =  5058 – 4760 = 298

Откл. в % от плана по уд. весу = 25,7 – 25,6 = + 0,1

Откл. в % от прош. года по уд. весу = 25,7 – 25,8 = - 0,1

Откл. в % отч. года = (5058 : 4760) x 100 = 106,7 %

Анализ к таблице:

      Данные  таблицы 1 позволяют дать положительную оценку работы торгового предприятия. Так, процент выполнения плана составил - 102,5 %, что в абсолютной сумме составляет 480 тыс. руб. Это говорит о том, что магазин перевыполнил план. Также по сравнению отчетного года с прошлым, отмечаем  увеличение прибыли на 6,7 %, в абсолютной сумме составляет 1230 тыс. руб.

      Проанализировав данные таблицы, наблюдаем, что магазин  в значительной степени начал  удовлетворять покупательские спросы, что в итоге получил максимальную прибыль. Таким образом, можно сказать, что магазин стал работать ритмично. Однако, если по сравнению с прошлым годом, план товарооборота составлен правильно, в 1(снижение на 0,1%) и 3 (снижение на 0,2%) кварталах работы товаров продано меньше, чем могло бы продать предприятие.

      Проделанный анализ подсказывает направление дальнейшего  исследования работы предприятия. Очевидно, в первую очередь, следует учитывать  особенности покупательского спроса, сезонностью спроса и сезонностью  характера работ некоторых отраслей. Также, не мало важно повысить качество и культуру торгового обслуживания, увеличить разнообразие ассортимента товаров продовольственного и непродовольственного назначения.

 
 
                      Таблица 2

                      тыс. руб.


 
 
Товарные  группы
Прошлый год Отчетный  год Выполнение

плана,

%

Динамика

к прош.

году,%

 
Сумма
Уд. вес,% План Факт
Сумма Уд. вес,% Сумма Уд. вес,% Откл.

(+;-)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.Мясо, мясопродукты  2767 15 2842 14,8 2972 15,1 + 130 104,5 107,4
2.Рыба, рыбопродукты 2030 11 2054 10,7 2066 10,5 + 12 100,6 101,8
3.Молоко, сыры, жиры 3136 17 3360 17,5 3464 17,6 + 104 103,1 110,5
4.Сахар,  кондитерские изделия 5166 28 5069 26,4 5156 26,2 +87 101,7 99,8
5.Мука, крупа,

макароны

1292 7 1459 7,6 1515 7,7 + 56 103,8 117,3
6.Овощи,  фрукты 1476 8 1594 8,3 1653 8,4 + 59 103,7 112
7.Прочие 2583 14 2822 14,7 2854 14,5 + 32 101,3 110,5
Итого: 18540 100 19200 100 19680 100 + 480 102,5 106,7

 

Примерный расчет товарной группы «Мясо, мясопродукты»:

Уд. вес прошл. года = (2767 : 18540) x 100 = 15 %,

Уд. вес по плану  = (2842 : 19200) x 100 = 14,8 %,

Уд. вес по факту = (2972 : 19680) x 100 = 15,1 %,

Откл. по факту  = 2972 – 2842 = + 130,

Выполн. плана = (2972 : 2842) x 100 = 104,5 %,

Динамика  к прошл. году = (2972 : 2767)  x 100 = 107,4.

Анализ  к таблице:

  Анализируя расчетные данные таблицы 2, отмечаем, что план реализации перевыполнен, дополнительно реализовано товаров на 2,5 % (102,5 % – 100 %), в абсолютной сумме составляет 480 тыс. руб.(19680 – 19200). Следует также, отметить, что по сравнению с прошлым годом в связи с перевыполнением плана, увеличилась динамика продаж на 6,7 % (106,7% - 100%).

      По  сравнению фактического года с плановым, товарная группа «Мясо и мясопродукты»  пользуется покупательским спросом. В  результате чего, привело к увеличению прибыли, по этой группе, на 4,5 % (104,5 % - 100 %), в абсолютной сумме составляет 130 тыс. руб.(2972 - 2842).

      Из  таблицы видно, что покупательским спросом также пользуется товарная группа «Молоко, сыр, жиры» на 3,1 %, что  в сумме составляет 104 тыс. руб.(3464 - 3136). Также реализация по товарной группе «Овощи, фрукты» увеличилась на 59 тыс. руб. (1653 - 1476).

      Несмотря  на выполнение обязательств отчётного  периода, по сравнению с прошлым  годом наблюдается незначительное снижение по товарной группе «Сахар и  кондитерские изделия» на 0,2 % (99,8 %– 100 %),что в сумме составляет 10 тыс. руб. (5156 - 5166).

      Также по данным таблицы 2, видно, что сравнению  с прошлым годом наибольшим спросом  пользуется товарная группа «Мука, крупа, макароны» на 17,3 % (117,3 % - 100 %), что в  абсолютной сумме составляет 223 тыс. руб. (1515 - 1292).

__________________________________________________________

 
 
 
 
 
                      Таблица 3

                      тыс. руб.


 
 
 
 
Виды  продаж
Отчет за

прошлый год

Отчетный  год  
Динамика  в сравнении 

с прошлым года, %

 
Сумма
Уд.

вес,%

План Факт
Сумма Уд.   вес,% Сумма Уд.  вес,% Выпол.

плана,%

1.Продажа  товаров населению,  всего: 18450,6 95,5 19282 95,7 19784,3 95,8 102,6 107,2
В том числе:

- за наличный расчет 

16962,96 87,8 17368 86,2 17739,8 85,9 102,1 104,6
- в кредит 1487,64 7,7 1914 9,5 2044,5 9,9 106,8 137,4
2. Продажа по мелкому  опту 850,08 4,4 846 4,2 846,7 4,1 100,1 99,6
3. Другие виды продажи 19,32 0,1 20 0,1 20,7 0,1 103,5 107,1
ИТОГО: 19230 100 20148 100 20651,7 100 102,5 106,9

 

Примерный расчёт продажи товаров  населению:

Уд. вес прошл. года = (18450,6 : 19230) x 100 = 95,5 %,

Уд. вес план. = (19282 : 20148) x 100 = 95,7 %,

Уд. вес отчёт. = (19784,3 : 20651,7) x 100 = 95,8 %,

Выполн. плана = (19784,3 : 19282) x 100 = 102,6 %,

Динамика = (19784,3 : 18450,6) x 100 = 107,2 %.

Анализ к таблице:

      Как следует из таблицы 3, по сравнению  с прошлым годом, продажа товаров  мелким оптом снизилась на 3,38 тыс. руб. (846,7 – 850,08) или на 0,4 %. Это говорит  о том, что ухудшилась платёжеспособность населения. Однако, очевидно, что продажа  товаров населению за наличный расчёт увеличилась на 7,2 %, что в сумме составляет 1333,7 тыс. руб. (19784,3 – 18450,6).

      Из  таблицы 3, также видно, что по сравнению  с плановым годом, план реализации перевыполнен, дополнительно реализовано на 2,5 %, и по сравнению с прошлым годом, увеличилась динамика продаж на 6,9 %.

      Таким образом, пользуясь данными таблицы  можно сказать следующее что, приобретение товаров в кредит более  приемлем, и, пользуется успехом у  населения. Т.к. по сравнению с прошлым  годом, реализация товаров в кредит увеличилось на 37,4 %, то  в связи с низкой платёжеспособностью населения, приобретение товаров в кредит более выгоден и более эффективен, и по сравнению с плановым годом, наблюдается перевыполнение плана на 6,8 %, что в итоге обуславливает получение максимальной прибыли.

      Проделанный анализ подсказывает дальнейшее направление  работы магазина. Ясно видно, что в  первую очередь, нужно обратить внимание на реализацию мелким оптом, стоит также  учитывать платёжеспособность населения. Либо это в дальнейшем приведет к резкому падению цен на реализуемые товары. Соответственно, нужно учитывать сезонность спроса и сезонный характер работы торгового предприятия. Дальнейший анализ надо проводить по каждому виду продаж и по составу товарных групп в реализации

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Обобщая результаты проведенного исследования, сформируем основные выводы.

      Розничный товарооборот – это важнейший  показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. И в тоже время розничный товарооборот отражает уровень жизни населения и существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.

      В рыночных условиях хозяйствования экономическое  значение показателя розничного товарооборота  вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется. Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

      Розничный товарооборот может быть использован  для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

      Процесс  планирования розничного товарооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадии которого закономерно следуют одна из другой, и все они взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. Из изученного материала видно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных факторов: колебания спроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежных доходов населения и др.

      В процессе разработки планов торгового  предприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке

      В  настоящее время существует много  различных методов, с помощью которых осуществляется анализ и прогнозирование товарооборота: экономико-математические, экономико-статистические, нормативные и др., причем планирование объема  товарооборота предприятия общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятия розничной торговли.

      Список  использованной  литературы

 
 
      
  1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности, М.: 2004.
  2. Басовский Л.Е. прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003
  3. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Учебн. пособие – Ростов н./Д: «Феникс», 2005.
  4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия, Учебник, М.: Финансы и статистика, 2002.
  5. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле, Москва, Новое знание, 2003.
  6. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина.- 2-е изд., перераб. и доп. -  М.: ЮНИТИ - ДАНА,2003.
  7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Москва, ИНФА-М, 2004.
  8. Соломатин А.Н. и др. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Учебник, М.:ИНФРА–М,2003
  9. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник. /Под ред. А.Н. Соломатина – 4.изд., перераб. изд.  и доп.  – М.:ИНФРА – М, 2004.
  10. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов /А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов и др.; - М.: Экономика, 2005.

Информация о работе Розничный товарооборот: понятия, значения, планирование показателей