Розничный товарооборот: понятия, значения, планирование показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотреть планирование розничного товарооборота. Задача – описать: понятие, состав и значение розничного товарооборота; планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия и планирование товарооборота розничного предприятия по товарным группам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическое содержание розничного товарооборота в торговле 5
1.1.Сущность, понятия, значение розничного товарооборота 5
1.2.Состав и структура объёма реализации 6
1.3.Показатели товарооборота и факторы, влияющие на повышение товарооборота 7
Глава 2. Значение, цели и методика анализа розничного товарооборота 11
2.1. Анализ розничного товарооборота по общему объёму 11
2.2. Анализ розничного товарооборота по товарным группам 12
Глава 3. Цели и задачи планирования и прогнозирования розничного товарооборота 15
3.1. Понятия, значения и этапы планирования и прогнозирования розничного товарооборота в предприятиях торговли 15
3.2. Методика и основные методы, используемые при планировании и прогнозировании 16
Практическая часть 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

Комитет по образованию.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

      Оборот  розничной торговли отражает в концентрированном  виде взаимодействие спроса и предложения. Поэтому основными факторами, оказывающими влияние на формирование оборота розничной торговли и предприятий питания (Схема 1), являются:

  • факторы, связанные со спросом населения (денежные доходы и покупательные фонды обслуживаемого населения, его численность и состав);
  • факторы, связанные с товарным предложением (состояние промышленности и сельского хозяйства);
  • ценовые факторы (уровень цен, инфляционные процессы, меры государственного регулирования цен);
  • факторы, связанные с организацией торговой деятельности (состояние материально-технической базы предприятий торговли и питания, применяемые формы и методы продажи товаров, и др.).

      Между этими величинами имеется балансовая связь, выражаемая формулой товарного  баланса:

                  Зн + П.= Р. + Впр + Зк,

  где  Зн – запасы товаров на начало периода;

      П.– поступление товаров;

      Р. – объём розничного товарооборота (реализации);

      Впр - прочее выбытие товаров;

      Зк – запасы товаров на конец периода.

      Используя формулу товарного баланса, можно  определить величину каждого из слагаемых. Сумма продажи товаров будет  равна:

                  Р. = Зн + П. – Впр – Зк.

      Следовательно, на объём розничного товарооборота  влияет каждое из алгебраических слагаемых  товарного баланса. Увеличение начальных  запасов и поступления товаров  оказывает положительное влияние  на сумму продажи товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму продажи; их увеличение сказывается отрицательно на величине товарооборота данного отчётного периода.

                      Схема 1

 

Классификация факторов, влияющих на розничный товарооборот

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Глава 2. Значение, цели и  методика анализа  розничного товарооборота

2.1. Анализ розничного  товарооборота по  общему объёму

      Анализ  товарооборота начинается с изучения его общего объёма. Сравнение фактического товарооборота с плановым значением отражает абсолютное выполнение плана товарооборота. Отношение фактического оборота к плановому обороту с умножением на сто процентов. Выполнение плана оценивается за год и по внутригодовым периодам.

      В анализе товарооборота изучают  его динамику, позволяющую выявить  тенденции и закономерности развития организации с целью оказания на них положительного влияния, выявления  возможностей улучшения динамики продаж.

      При анализе динамики товарооборота строится динамический ряд, в котором проводятся данные за ряд периодов, но не менее чем за три периода. Возможно также изучение внутригодовой динамики продаж . анализ динамического ряда осуществляется цепным и базисным способом.

        При цепном способе каждый последующий показатель сравнивается с предшествующим годом. В базисном способе каждый последующий показатель сравнивается с одним и тем же показателем, выбранным в качестве базы, например с первым (наиболее ранним) показателем ряда динамики.

      Сравнением  отчетного объёма товарооборота  с предыдущим определяется абсолютное изменение товарооборота (+/-), показывающее, на сколько процентов изменился товарооборот в сравнении с предшествующим периодом.

      Затем определяют темпы роста в процентах делением последующего показателя к предшествующему с умножением на сто. Темпы роста показывают, сколько процентов составляет товарооборот отчетного периода в отношении к предшествующему периоду.

      Вычитанием  из темпов роста в процентах 100 получают темп прироста в процентах. Темп прироста можно также получить делением абсолютного изменения товарооборота на базисный товарооборот с последующим умножением на 100. Темп прироста показывает, на какой процент изменился товарооборот в сравнении с предшествующим значением.

      Чтобы оценить интенсивность изменений, находят абсолютное значение одного процента прироста. Для этого абсолютное изменение делят на его темп прироста в процентах. Проще одного процента прироста находят делением товарооборота  предшествующего периода на 100. Абсолютное значение одного процента прироста товарооборота приходится на каждый процент изменения продаж.

 

      2.2. Анализ розничного  товарооборота по  товарным группам

      Изучение  состава товарооборота – важный раздел экономического анализа. Здесь показатель товарооборота рассматривается по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания, по товарной (ассортиментной) структуре, формам продвижения товаров.

      Ассортимент товаров – набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков. Обычно это перечень наименований товаров с указанием количества по каждому из них.

      В процессе анализа ассортиментной структуры  оборота розничной торгового  предприятия рассчитываются следующие  аналитические показатели:

  1. Динамика оборота по каждой товарной группе в действующих и сопоставимых ценах. Следует учесть, что индексы розничных цен по отдельным товарным группам различны.
  2. Доля (удельный вес) отдельных групп товаров в общем, объёме оборота и её изменение за анализируемый период по сравнению с плановыми показателями. Данный показатель позволяет оценить структуру оборота и её изменение. Рассчитывается как процентное соотношение оборота по товарной группе за период к общему объёму оборота розничной торговли за тот же период.
  3. Доля предприятия в продаже отдельных товарных групп на рынке региона или зоны деятельности и изменение этой доли за анализируемый период. Этот показатель определяется как процентное соотношение объёма оборота предприятия по товарной группе к объёму оборота розничной торговли региона или зоны деятельности по этой же товарной группе.
  4. Степень выполнения самостоятельно установленного плана оборота по товарным группам.
  5. Коэффициент эластичности реализации отдельных товарных групп - позволяет оценить эластичность реализации отдельных факторов, т.е. относительное изменение объёма продаж под влиянием различных факторов. Этот показатель определяется как отношение прироста оборота по товарной группе за период к темпу прироста оборота фактора за этот же период.
  6. Оборот по отдельным товарным группам в расчете на одного человека, проживающего в зоне деятельности предприятия, и его изменение. Этот показатель отражает в определённой степени уровень жизни населения.

      Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота  используется не только для разработки прогноза, но и на действенное средство хозяйствования руководства, с помощью которого осуществляется контроль над ходом реализации товаров и, разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.

      Анализ  структуры – составная часть  системы бюджетирования. В нем оценивают выполнение плана по удельным весам отдельных товарных групп или видов товаров в общем объёме товарооборота. Выполнить план по структуре – означает обеспечить в фактическом товарообороте запланированное соотношение отдельных товаров. Неравномерное выполнение плана по отдельным товарам приводит к отклонениям от плановой структуры товарооборота, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей организации.

      План  по структуре товарооборота может  считаться перевыполненным в  том случае, если удельные веса более  доходоёмких товаров, товаров с  большей оборачиваемостью, меньшей  себестоимостью, большей рентабельностью  превышают их плановые значения. При таком изменении продажи будут более эффективными.

      В процессе анализа изучают удельные веса товаров, оценивают их динамичность и определяют необходимые пропорции  взаимозаменяемых и сопутствующих  товаров в отношениях с основным ассортиментом товаров, оценивают их соответствие плану.

 
 
 
 
 
 

Глава 3. Цели и задачи планирования и прогнозирования

3.1. Понятия, значение  и этапы планирования  и прогнозирования  розничного товарооборота  в предприятиях  торговли

      Одним из важнейших показателей в деятельности торгового предприятия является показатели товарооборота, т.к. они в конечном итоге определяют величину валового дохода и прибыли. Планирование этих показатели тесно связано с прогнозированием товарооборота, в целом по предприятию и по отдельным товарным группам.

      Прогноз общего объёма товарооборота предприятия  рассчитывается как сумма реализации отдельных товарных групп, учитывая влияние следующих основных факторов:

  • численность и состав обслуживаемого населения;
  • сложившейся уровень потребления и реализация товаров;
  • соотношение товарных и нетоварных потреблений;
  • развитие жилищного строительства.

      Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной  продажи товаров населению в  соответствии с сезонными колебаниями  спроса населения по периодам года.

      Основными факторами, оказывающими влияние на объём товарооборота по периодам года, являются:

  1. покупательская способность населения товарооборота в отдельные периоды года;
  2. особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды года;
  3. равномерность завоза товаров по периодам года.

      Наиболее  важной задачей при внутригодичном планировании является определение  удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте к  доли каждого месяца в квартальном  обороте.

      Из  выше сказанного видно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных товаров:

  • колебание спроса;
  • уровень инфляции;
  • и другое.

      Кроме того, изменение этих факторов приводит к изменению товарооборота спустя некоторое время, что усложняет  прогнозирование.

 
 
 

      3.2. Методика и основные  методы, используемые  при планировании  и прогнозировании

            Методика  прогнозирования  и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:

      - продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворяется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);

      - продовольственные товары, вся потребность  в которых удовлетворяется за  счет покупок в торговле (колбасные  изделия, соль, чай и т.п.);

      - непродовольственные товары;

      - товары длительного пользования,  спрос на которые зависит от  степени обеспеченности населения  этими товарами (радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует  учитывать  обслуживаемое население  предметами длительного пользования  в расчете на 100 семей.

      Общепринятыми и основными методами прогнозирования являются:

    1.Экспертное прогнозирование.

    2.Изыскательское прогнозирование.

    3.Нормативное прогнозирование.

      Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское прогнозирование  и нормативное прогнозирование.

      В основе изыскательского прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации. Примером изыскательского прогнозирования может служить прогнозирование в области электроники, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий, начиная от квантовой электродинамики и кончая мгновенно осуществляемой всемирной связью.

Информация о работе Розничный товарооборот: понятия, значения, планирование показателей