Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:15, курсовая работа
Целью данной работы является: рассмотреть планирование розничного товарооборота. Задача – описать: понятие, состав и значение розничного товарооборота; планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия и планирование товарооборота розничного предприятия по товарным группам.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическое содержание розничного товарооборота в торговле 5
1.1.Сущность, понятия, значение розничного товарооборота 5
1.2.Состав и структура объёма реализации 6
1.3.Показатели товарооборота и факторы, влияющие на повышение товарооборота 7
Глава 2. Значение, цели и методика анализа розничного товарооборота 11
2.1. Анализ розничного товарооборота по общему объёму 11
2.2. Анализ розничного товарооборота по товарным группам 12
Глава 3. Цели и задачи планирования и прогнозирования розничного товарооборота 15
3.1. Понятия, значения и этапы планирования и прогнозирования розничного товарооборота в предприятиях торговли 15
3.2. Методика и основные методы, используемые при планировании и прогнозировании 16
Практическая часть 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список используемой литературы 26
Оборот розничной торговли отражает в концентрированном виде взаимодействие спроса и предложения. Поэтому основными факторами, оказывающими влияние на формирование оборота розничной торговли и предприятий питания (Схема 1), являются:
Между этими величинами имеется балансовая связь, выражаемая формулой товарного баланса:
Зн + П.= Р. + Впр + Зк,
где Зн – запасы товаров на начало периода;
П.– поступление товаров;
Р. – объём розничного товарооборота (реализации);
Впр - прочее выбытие товаров;
Зк – запасы товаров на конец периода.
Используя формулу товарного баланса, можно определить величину каждого из слагаемых. Сумма продажи товаров будет равна:
Р. = Зн + П. – Впр – Зк.
Следовательно,
на объём розничного товарооборота
влияет каждое из алгебраических слагаемых
товарного баланса. Увеличение начальных
запасов и поступления товаров
оказывает положительное
Схема 1 |
Классификация факторов, влияющих на розничный товарооборот
Глава 2. Значение, цели и методика анализа розничного товарооборота
2.1. Анализ розничного товарооборота по общему объёму
Анализ товарооборота начинается с изучения его общего объёма. Сравнение фактического товарооборота с плановым значением отражает абсолютное выполнение плана товарооборота. Отношение фактического оборота к плановому обороту с умножением на сто процентов. Выполнение плана оценивается за год и по внутригодовым периодам.
В анализе товарооборота изучают его динамику, позволяющую выявить тенденции и закономерности развития организации с целью оказания на них положительного влияния, выявления возможностей улучшения динамики продаж.
При анализе динамики товарооборота строится динамический ряд, в котором проводятся данные за ряд периодов, но не менее чем за три периода. Возможно также изучение внутригодовой динамики продаж . анализ динамического ряда осуществляется цепным и базисным способом.
При цепном способе каждый последующий показатель сравнивается с предшествующим годом. В базисном способе каждый последующий показатель сравнивается с одним и тем же показателем, выбранным в качестве базы, например с первым (наиболее ранним) показателем ряда динамики.
Сравнением отчетного объёма товарооборота с предыдущим определяется абсолютное изменение товарооборота (+/-), показывающее, на сколько процентов изменился товарооборот в сравнении с предшествующим периодом.
Затем определяют темпы роста в процентах делением последующего показателя к предшествующему с умножением на сто. Темпы роста показывают, сколько процентов составляет товарооборот отчетного периода в отношении к предшествующему периоду.
Вычитанием из темпов роста в процентах 100 получают темп прироста в процентах. Темп прироста можно также получить делением абсолютного изменения товарооборота на базисный товарооборот с последующим умножением на 100. Темп прироста показывает, на какой процент изменился товарооборот в сравнении с предшествующим значением.
Чтобы
оценить интенсивность
2.2. Анализ розничного товарооборота по товарным группам
Изучение состава товарооборота – важный раздел экономического анализа. Здесь показатель товарооборота рассматривается по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания, по товарной (ассортиментной) структуре, формам продвижения товаров.
Ассортимент товаров – набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков. Обычно это перечень наименований товаров с указанием количества по каждому из них.
В процессе анализа ассортиментной структуры оборота розничной торгового предприятия рассчитываются следующие аналитические показатели:
Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота используется не только для разработки прогноза, но и на действенное средство хозяйствования руководства, с помощью которого осуществляется контроль над ходом реализации товаров и, разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.
Анализ структуры – составная часть системы бюджетирования. В нем оценивают выполнение плана по удельным весам отдельных товарных групп или видов товаров в общем объёме товарооборота. Выполнить план по структуре – означает обеспечить в фактическом товарообороте запланированное соотношение отдельных товаров. Неравномерное выполнение плана по отдельным товарам приводит к отклонениям от плановой структуры товарооборота, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей организации.
План по структуре товарооборота может считаться перевыполненным в том случае, если удельные веса более доходоёмких товаров, товаров с большей оборачиваемостью, меньшей себестоимостью, большей рентабельностью превышают их плановые значения. При таком изменении продажи будут более эффективными.
В процессе анализа изучают удельные веса товаров, оценивают их динамичность и определяют необходимые пропорции взаимозаменяемых и сопутствующих товаров в отношениях с основным ассортиментом товаров, оценивают их соответствие плану.
Глава 3. Цели и задачи планирования и прогнозирования
3.1. Понятия, значение и этапы планирования и прогнозирования розничного товарооборота в предприятиях торговли
Одним из важнейших показателей в деятельности торгового предприятия является показатели товарооборота, т.к. они в конечном итоге определяют величину валового дохода и прибыли. Планирование этих показатели тесно связано с прогнозированием товарооборота, в целом по предприятию и по отдельным товарным группам.
Прогноз общего объёма товарооборота предприятия рассчитывается как сумма реализации отдельных товарных групп, учитывая влияние следующих основных факторов:
Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года.
Основными факторами, оказывающими влияние на объём товарооборота по периодам года, являются:
Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании является определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте к доли каждого месяца в квартальном обороте.
Из выше сказанного видно, что на величину товарооборота оказывает влияние большое количество различных товаров:
Кроме
того, изменение этих факторов приводит
к изменению товарооборота
3.2. Методика и основные методы, используемые при планировании и прогнозировании
Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:
-
продукты питания, часть
- продовольственные товары, вся потребность в которых удовлетворяется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);
- непродовольственные товары;
-
товары длительного
Общепринятыми и основными методами прогнозирования являются:
1.Экспертное прогнозирование.
2.Изыскательское прогнозирование.
3.Нормативное прогнозирование.
Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское прогнозирование и нормативное прогнозирование.
В основе изыскательского прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации. Примером изыскательского прогнозирования может служить прогнозирование в области электроники, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий, начиная от квантовой электродинамики и кончая мгновенно осуществляемой всемирной связью.
Информация о работе Розничный товарооборот: понятия, значения, планирование показателей