Разработка модели производственной и организационной системы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – построение модели организационной структуры управления предприятием. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
 определить функции управления и факторы, влияющие на объем управленческой деятельности предприятия;
 изучить специфику и условия функционирования ОАО «Электросервис»;
 разработать основные блоки управления;
определить численный и квалификационный состав сотрудников.

Содержание

Введение 4
2.1. Общая характеристика ОАО «Электросервис» 38
2.2. SWOT-анализ ОАО «Энергокабель 39
2.3. Выбор типовой организационной структуры ОАО «Электросервис» 47
2.4. Определение отдельных блоков системы управления
ОАО «Электросервис»
50
2.5. Расчет численности ИТР и служащих по функциям управления 77
2.6. Разработка окончательной организационной структуры системы управления ОАО «Электросервис» 79
2.7. Разработка организационной структуры управления цехом 80
Заключение 104
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ОП_КП.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

      После этого можно приступить к разработке более рациональной структуры управления:

  • составить примерную схему управления на основе типовой, установить соподчинённость и взаимосвязь функциональных органов управления, а также основных линейных руководителей;
  • определить наиболее рациональную степень централизации и децентрализации аппарата управления по каждой функции;
  • пересмотреть должностные функции работников;
  • рассчитать нормативную численность ИТР и служащих, необходимую для эффективного управления предприятием по каждой функции;
  • определить количество заместителей и помощников руководителей предприятия;
  • руководствуясь типовой структурой построить конкретную схему управления предприятием. 

     Для установления соотношений между  численностью руководителей и исполнителей предложено использовать нормы управляемости:

     для линейных руководителей - 6-9 чел.

     для функциональных – 6-12 чел. 

    4. Определение отдельных блоков системы управления ОАО «Электросервис»

 

     Чтобы повысить степень аналитической  проработки организационных структур и в то же время делать эту работу с точки зрения требуемых затрат труда и квалификации разработчиков  доступной для всех предприятий  можно на основе применения блочного подхода, разрабатывать типовые решения не по структуре в целом, а по отдельным её частям - укрупнённым блокам.

     Под термином «блок» в данном случае подразумевается  совокупность взаимосвязанных звеньев управления и исполнения, на которые возложено выполнение функций одной из систем, входящих в целостную организационную систему (ЦОС) в качестве её подсистемы. По каждому 
блоку определяется соответствующее должностное лицо, ответственное за функционирование соответствующей системы и её влияния на конечные результаты работы предприятия. Состав и характеристика блоков определяется соответственно реализуемыми функциями системы, 
входящей в ЦОС.

     Общая структура управления ОАО «Электросервис» предположительно будет состоять из следующих блоков:

  • общее руководство;
  • линейное и оперативное руководство производством;
  • техническое руководство;
  • управление финансовой деятельностью;
  • управление материальными ресурсами;
  • управление кадрами и социальным развитием.

      Рассмотрим  каждый из этих блоков в отдельности.

     Блок  «Общее руководство» - ведущее звено в общей структуре управления производственным предприятием, призванное обеспечить единое взаимосвязанное руководство всеми сторонами его деятельности на основе определения и проведения в жизнь соответствующей экономической, социальной, организационной и технической политики.

     В состав руководства входят:

  • генеральный директор
  • заместители  генерального  директора по  существующим  направлениям  и  объектам деятельности, состав которых зависит от задач и объёмов управленческих работ на предприятии;
  • руководители производственных единиц предприятия, входящих в ОАО.

      Генеральный директор - исполнительный орган ОАО. Он осуществляет текущее руководство деятельностью и  подотчётен  совету  директоров  и  общему  собранию  акционеров.   К компетенции   исполнительного   органа   общества   относится   решение   всех   вопросов,   не составляющих    исключительную    компетенцию    других    органов    управления    обществом, определяемых уставом ОАО.

     Генеральный директор осуществляет общее руководство  при непосредственном участии Совета директоров, который является наблюдательным советом. В соответствии с законом ОАО должна быть определена его исключительная компетенция.

     На  крупных предприятиях выделяют следующий  обязательный состав заместителей:

    • главный инженер
    • директор по производству
    • финансовый директор
    • коммерческий директор
    • директор по персоналу

      Предварительная схема общего руководства показана на рисунке 1.

Рисунок 1 Организационная структура блока «Общее руководство» 

     Кроме того, при наличии определённых нормативных  условий, разработанных в отраслях, возможно выделение следующих должностей:

  • директор по управлению персоналом;
  • директор по транспорту.

     Так для эффективной структуры управления необходимо ввести должность заместителя генерального директора по персоналу.

     Должность заместителя генерального директора  по транспорту вводится при суммарном  грузообороте по железнодорожному и  автомобильному транспорту (Гс) не менее 2,5 млн. т., протяжённость железнодорожных путей (Lж.п.) до 30 км, суммарном числе железнодорожных вагонов и грузовых автомобилей, находящихся на балансе предприятия (Чтс), не менее 200 единиц.

     В нашем случае: Гс =3 млн. тонн > 2,5

                                  Lж.п. = 11 км < 30

                                  Чт.с. = 234 шт. > 200 ед.

     Таким образом, мы вводим зам. ген. директора  по транспорту.

     В соответствии с действующими положениями  непосредственно на директора предприятия  возлагается руководство выполнением отдельных функций: бухгалтерского учёта, технического контроля, правовой деятельности, организация информационно-вычислительных операций, общее делопроизводство. Однако в этом случае происходит превышение норм управляемости для генерального директора, поэтому руководство выполнением вышеуказанных функций распределяем следующим образом: бухгалтерию подчиним финансовому директору. ОТК и юридический отдел - заместителю генерального директора по коммерческим вопросам; общим делопроизводством будет заниматься канцелярия как составная часть секретариата. Окончательная схема блока «Общая руководство» представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 Организационная структура блока «Общее руководство»   

     Блок  «Линейное управление» - это совокупность должностей линейных руководителей на различных уровнях управления, обеспечивающих непосредственное руководство как основными, так и вспомогательными производственными структурными подразделениями (производствами, цехами). К числу линейных руководителей относятся: начальники производственных единиц; начальники производств (при объединении цехов в производства); начальники цехов; начальники участков; бригадиры.

     Заместитель генерального директора по производству организует своевременный выпуск качественной продукции службами предприятия, находящимся в его непосредственном подчинении, обеспечивает внедрение в производство новейших методов и систем планирования и организации производства.

     Линейное  руководство основным производством  осуществляется в неразрывной связи  с функцией оперативного управления. Поэтому в подчинении заместителя генерального директора по производству находятся блоки «Оперативного управления основным производством», в подразделениях которого осуществляется следующая работа: разработка графиков оперативно-календарного планирования и контроля за их соблюдением; организация ритмичной и максимальной загрузки производственных мощностей; контроль за наличием нормативных запасов сырья, материалов и комплектующих изделий в промежуточных складах цехов и производств; оперативное регулирование выпуска производимой продукции по цехам, производствам и сменам.

     Выполнение  указанной функции возлагается  на производственно-диспетчерский  отдел (ПДО), который состоит из бюро оперативно-календарного планирования и диспетчерского бюро. В составе этих бюро выделяются группы (исполнители), каждая из которых курирует определённый цех или производство.

     Бюро  текущего планирования занимается разработкой  среднесрочных производственных программ, т.е. детализацией годового плана производства по срокам.

     Диспетчерское бюро занимается оперативным регулированием и диспетчированием производств  в форме непрерывного контроля за движением процесса производства и  принятием решений по устранению возникающих отклонений от установленных  заданий в результате выполнения запланированной производственной программы.

     Образование  самостоятельного  производства  и  введение  соответствующей  должности линейного руководителя - начальника производства - зависят от определённых нормативных условий. Машиностроительные предприятия могут создавать самостоятельные производства при наличии   не   менее   трёх   технологически   или   предметно   связанных   цехов.

     На  предприятии ОАО «Электросервис» 3 технологически связанных цеха, предположительно с вредными условиями труда (гальванический цех, термический цех, и др.) подчиним начальнику производства, другие 4 цеха подчиняются непосредственно директору по производству.

     В обязанности начальника производства входит обеспечение согласованной  деятельности между цехами, ритмичности выпуска продукции и слаженной работы подотчётного ему производства.

     Начальнику  производства подчиняется начальник  цеха. Он осуществляет непосредственное руководство производственной деятельностью  участков своего цеха и контролирует работу всех служб цеха.

     Мастера выполняют те же функции в пределах подотчётных им участков, бригадиры - в пределах бригад.

     Учитывая  имеющуюся современную тенденцию  к децентрализации производства, целесообразно организовать производственно-диспетчерское  бюро (ПДБ) не на уровне производств, а на уровне цехов. Поэтому ПДБ вводим в каждом из основных цехов.

     ПДБ осуществляет оперативное и производственное планирование, учёт и контроль выполнения плана производства цехом, организует ритмичную работу подразделений  в цехе, обеспечивает своевременное получение и хранение материальных ценностей в цехе, а также:

  • получает и своевременно доводит до участков планы-графики производства, выявляет и предупреждает отклонения от нормального хода производства, принимает меры по их устранению;
  • руководит работой распределителей и контролирует их работу;
  • обеспечивает   правильное   оформление   и   своевременную   отправку   из   цеха   товарной продукции.

     ПДБ, в свою очередь, состоит из группы оперативного планирования и группы диспетчирования.

     Группа диспетчирования выполняет те же функции, что и диспетчерское бюро, только по отношению к конкретным цехам и на меньший период времени. В своей деятельности она опирается на оперативный план-график.

     Группа  оперативного планирования занимается конкретизацией заданий из ПДО на более короткий   период   времени,   доведением   производственного   задания   до   исполнителей   и обеспечением его выполнения.

     Организационная структура блоков «Линейного и оперативного управления основным производством  представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 Организационная структура блоков «Линейного и оперативного управления производством» 

      Структурное подразделение укрупнённого блока «Техническое руководство», возглавляемого главным инженером, обеспечивает выполнение следующих функций: разработку и совершенствование конструкций изделий, разработку и совершенствование технологии и оснастки; стандартизацию продукции, технологических процессов и других элементов производства; обеспечение производства инструментом и оснасткой; метрологическое обеспечение; ремонтное и энергетическое обслуживание.

     Руководство выполнением указанных функций  распределяется между главным инженером, его заместителями и руководителями служб с учётом функциональной специализации  и технологической взаимосвязи соответствующих блоков.

     Главный инженер является первым заместителем генерального директора предприятия  и наравне с ним несёт ответственность за результаты производственной деятельности предприятия.

     Главный инженер осуществляет организацию  технического развития предприятия, обеспечивает развитие   научно-технического   прогресса,   совершенствование   работы   технических   служб предприятия.

Информация о работе Разработка модели производственной и организационной системы предприятия