Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:32, курсовая работа
Целью работы является исследование проблем сбалансированности государственного бюджета Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
1. определены теоретические основы роли государственного бюджета в регулировании экономики;
2. проанализированы основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь;
3. выявлены проблемы сбалансированности государственного бюджета в финансовой системе Республики Беларусь;
Введение 3
1. Источники формирования и направления использования государственного бюджета 5
2. Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь 12
3. Проблема сбалансированности бюджета 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. И, наоборот, когда доходы превышают расходы, имеет место профицит. С 1995 г. в Республике Беларусь ежегодно наблюдается дефицит государственного бюджета. Его размеры показаны в табл. 3.1.
Таблица 3.1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактически действующих ценах), млрд. руб.
Год
|
ВВП, млрд руб.
|
Консолидированный бюджет | |||||
доходы |
расходы |
дефицит (-), профицит (+) | |||||
млрд руб. |
% к ВВП |
млрд руб. |
% к ВВП |
млрд руб. |
% к ВВП | ||
1995 |
121403 |
35468 |
29,2 |
38756 |
31,9 |
-3288 |
-2,7 |
1996 |
191839 |
50669 |
26,4 |
54315 |
28,3 |
-3646 |
-1,9 |
1997 |
366830 |
112886 |
30,7 |
120832 |
32,9 |
-7946 |
-2,2 |
1998 |
702161 |
239582 |
34,1 |
249577 |
35,5 |
-9995 |
-1,4 |
1999 |
3026064 |
1054907 |
34,9 |
1142843 |
37,8 |
-87936 |
-2,9 |
2000 |
9133,8 |
3181,0 |
34,8 |
3236,4 |
35,4 |
-55,4 |
-0,6 |
2001 |
17173,2 |
5747,1 |
33,5 |
6023,5 |
33,2 |
-276,4 |
-1,6 |
2002 |
26138,3 |
8636,1 |
33,0 |
8681,1 |
35,0 |
-45,0 |
-0,2 |
2003 |
36564,8 |
12210,6 |
33,4 |
12795,0 |
44,6 |
-584,4 |
-1,6 |
2004 |
49992 |
2057 |
44,1 |
22036 |
44,1 |
+21 |
+0,04 |
2005 |
63679 |
30825 |
48,4 |
31257 |
49,1 |
-432 |
-0,68 |
2006 |
77231 |
38391,2 |
49,7 |
38391,7 |
49,7 |
-0,5 |
-0,03 |
2007 |
95165 |
48049 |
50,5 |
48047,6 |
50,5 |
+1,4 |
1,5 |
Приведённые выше данные свидетельствуют о том, что на протяжении многих лет дефицит бюджета Республики Беларусь был хроническим и только в последние годы наметилась тенденция к его снижению.
В процентах к ВВП размер дефицита изменялся от 2,9 % в 1999г. до 1,6 % в 2003 г., а в 2005—2006 гг. он был равен 1 — 1,5%.
Необходимо отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой являются хронически дефицитным и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств. Экономическая наука установила (и практика это подтверждает), что предельным уровнем бюджетного дефицита является 3 % валового внутреннего продукта. А временный дефицит вполне допустим. В экономической литературе различают несколько видов бюджетного дефицита и профицита. В частности, выделяют дефицит первичный и общий (итоговый). Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание государственного долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание государственного долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.
В Республике Беларусь причинами бюджетного дефицита является, в частности, чрезмерные затраты на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также на развитие социальной сферы, неэффективная работа многих предприятий.
Чрезмерно высокий уровень дефицита бюджета (превышающий 3—5 %) к валовому внутреннему продукту приводит ко многим отрицательным последствиям в экономике стран и, прежде всего, к росту инфляции, обесцениванию национальной валюты.
В качестве приоритетного направления бюджетной политики на 2006—2010 гг. Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета, он не должен превышать 1,5 % к валовому внутреннему продукту. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, — способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений — основного источника платежей в бюджет;
- изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;
- привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера.
Бюджетный дефицит в последние несколько лет в Республике Беларусь покрывается долговыми обязательствами. Государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.
В настоящее время Республика Беларусь по сравнению со многими странами имеет наиболее низкие значения показателей состояния государственного долга, что позволяет считать экономически безопасными осуществляемые государственные внешние заимствования (табл. 3.2).
Таблица 3.2 Относительные показатели государственного долга Республики Беларусь
№ |
Показатели |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
1 |
Государственный долг на душу населения, тыс.руб. |
1146,8 |
1737,3 |
2 |
Внешнего долга к ВВП, % (критический уровень 50%) |
5,02 |
6,35 |
3 |
Внешний долг на душу населения, тыс.руб. |
502,72 |
843,46 |
4 |
Долгосрочный внешний долг к ВВП, % |
4,35 |
6,13 |
5 |
Краткосрочный внешний долг к ВВП, % |
- |
- |
6 |
Долгосрочный государственный долг к ВВП, % |
7,84 |
10,62 |
7 |
Внешний долг к экспорту товаров и услуг, % (критический уровень 220%) |
8,46 |
9,97 |
8 |
Обслуживание государственного долга к доходам республиканского бюджета, % |
0,93 |
1,54 |
9 |
Обслуживание внешнего долга к доходам республиканского бюджета, % (критический уровень 25%) |
0,20 |
0,91 |
10 |
Резервные активы к внешнему долгу, % |
178,97 |
82,31 |
11 |
Резервные активы к краткосрочному внешнему догу, % |
- |
- |
СПРАВОЧНО: | |||
Население, млн. человек |
9,7 |
9,7 | |
ВВП, млрд. руб. |
97165,3 |
128828,8 | |
Резервные активы, млн. долл. США |
4182,1 |
3061,1 | |
Экспорт товаров и услуг, млн. долл. США |
27608,3 |
37303,7 | |
Доходы республиканского бюджета, млрд. руб. |
36235,0 |
49043,7 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Анализ получены данных свидетельствует о высоко степени устойчивости экономики, все основные показатели на приведенные даты свидетельствуют о низком уровне задолженности.
Вместе с тем, необходимо отметить ряд тенденций сложившихся за 2007-2008гг. Уровень внешнего долга в ВВП за год возрос с 5,02% до 6,35%, при этом уровень долгосрочного долга центрального правительства увеличился с 4,35% до значения в 6,13% (краткосрочная внешняя задолженность на отчетные даты отсутствует).
Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 01.01.2009г. составило 9,97%, увеличившись за год на 1,51% пункт, однако критический уровень в 220% представляется весьма отдаленным.
Негативным сигналом является повышение уровня обслуживания государственного и внешнего долга, в частности, к доходам республиканского бюджета. Так уровень обслуживания государственного долга к доходам республиканского бюджета изменился с 0,93% до 1,54%; уровень внешнего долга – с 0,20% до 0,91%. Несмотря на рост обязательств по обслуживанию долговых обязательств (прирост величины обслуживания государственного долга за 2008 год составил 224%), положительное влияние оказывает тенденция роста величины доходов республиканского бюджета (прирост за 2008 год составил 35,35%).
Внешний долг имеет последствия, которые более печальны для страны, по сравнению с последствиями внутреннего долга. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.
Одним из источников покрытия внешней задолженности являются новые международные займы. Резервы платежеспособности Беларуси включают в себя: иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране.
Платежеспособность, во всяком случае на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет республиканского бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.
Но если негативные тенденции в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за острого дефицита валюты. Что же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после улучшения ситуации на внешних рынках, а также когда будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность Беларуси рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем попасть в патовую ситуацию, когда долги невозможно отдать без новых займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.
Заключение
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Бюджетное устройство в
Республике Беларусь основывается на
принципах единства бюджетной системы,
полноты, реальности, гласности и
самостоятельности всех бюджетов, входящих
в бюджетную систему Республики Беларусь,
и определяется административно-
Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Бюджетное устройство в
Республике Беларусь основывается на
принципах единства бюджетной системы,
полноты, реальности, гласности и
самостоятельности всех бюджетов, входящих
в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется
административно-
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг., основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются:
- повышении эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования;
- создание условий для полного и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и решении задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективности расходов;
- совершенствование межбюджетных отношений и организация бюджетного процесса;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;