Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:32, курсовая работа
Целью работы является исследование проблем сбалансированности государственного бюджета Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
1. определены теоретические основы роли государственного бюджета в регулировании экономики;
2. проанализированы основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь;
3. выявлены проблемы сбалансированности государственного бюджета в финансовой системе Республики Беларусь;
Введение 3
1. Источники формирования и направления использования государственного бюджета 5
2. Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь 12
3. Проблема сбалансированности бюджета 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Таблица 1.1 Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой, %
Расходы | ||
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. |
40 – 50 | |
Затраты на хозяйственные
нужды: капиталовложения в инфраструктуру,
дотации государственным |
10 – 20 | |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам. |
10 – 20 | |
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. |
5 – 10 | |
Платежи по государственному долгу. |
до 7 – 8 | |
Доходы | ||
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор). |
75 – 85 | |
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли. |
5 – 8 | |
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы. |
10 – 12 |
Примечание – Источник: [6, c. 75].
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования.
Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета.
Наиболее часто встречающаяся в экономической практике сложная ситуация — это дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.
Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может быть разным[14, c. 39]:
-дефицит может быть
связан с необходимостью
-дефицит возникает
в результате чрезвычайных
-дефицит может отражать
кризисные явления в экономике,
Таким образом, бюджетный
дефицит отражает определенные изменения
в процессе национального воспроизводства,
фиксирует результат этих изменений.
Отсюда ясно, что в условиях динамично
развивающейся экономики с
Таким образом, бюджет является централизованным денежным фондом государства, в котором концентрируется большая часть валового национального продукта. Он играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.
Бюджетные средства направляются
на государственное управление, социально-культурные
мероприятия, финансирование важнейших
государственных программ. Бюджеты
всех уровней составляют основу для
объединения общегосударственны
Форма реализации функций бюджета выражается в бюджетном механизме. Бюджетный механизм используется для регулирования экономики посредствам маневрирования бюджетных средств. Это позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общества и экономического процесса. Бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной политики государств.
Результаты исполнения бюджета в значительной мере определяют темпы развития экономики и социальной сферы, отраслевые и территориальные пропорции, уровень жизни населения.
2. Основные показатели
государственного бюджета
В Республике Беларусь бюджетный процесс регулируется Конституцией Республики, бюджетным кодексом Беларуси (который был рассмотрен и утвержден в июле 2008 года), рядом законов и правовых норм (закон «О бюджетной системе республики Беларусь и о государственных внебюджетных фондах», закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет республики Беларусь», закон «О местном управлении и самоуправлении в Hеспублике Беларусь», закон «О бюджетной классификации Республики Беларусь»), а также Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов.
Закон о бюджете Республики Беларусь должен быть принят ежегодно до 1 января очередного бюджетного года [2].
В случае неутверждения республиканского и местных бюджетов Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети (1/3) плановых ассигнований 4-го квартала предыдущего бюджетного года в пределах поступающих доходов [8, c. 74].
Принятый бюджет обязательно публикуется в печати.
Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями.
Структура бюджетной системы Республики Беларусь представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 Бюджетная система Республики Беларусь
Местные бюджеты делятся на:
1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Консолидированный бюджет
- совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-
Республиканский бюджет
обеспечивает финансирование мероприятий,
имеющих общегосударственное
Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В доходы республиканского бюджета включаются[1]:
- регулирующие доходы,
за вычетом отчислений
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- поступления от
- доходы государственных целевых бюджетных фондов;
- трансферты, получаемые от других госуда рств в с оответствии с заключенными договорами;
- доходы свободных экономических зон;
- другие доходы в
соответствии с
Из республиканского бюджета финансируются:
- капитальные вложения
в объекты, относящиеся к
- природоохранные мероприятия,
осуществляемые в соответствии
с общегосударственными
- мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- общегосударственные
программы по социальной
- другие общегосударственные целевые программы;
- затраты, связанные
с внешнеэкономической
- государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
- затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
- расходы на содержание
республиканских
- национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
- погашение кредитов
Национального банка
- погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
- образование резервных
и государственных целевых
- выдача займов, ссуд,
дотаций, субвенций, субсидий
юридическим и физическим
- расходы свободных экономических зон;
- расходы на развитие рыночной инфраструктуры;
- другие расходы,
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Структура бюджетов области и района представлена соответственно на рисунке 3.4 и 3.5.
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).
Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые
управления (отделы) местных исполнительных
и распорядительных органов ежегодно
составляют консолидированные бюджеты
соответственно Республики Беларусь и
ее административно-
Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.
Рисунок 2.2 Структура бюджета области
Рисунок 2.3 Структура бюджета района
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.