Проблемы формирования и распределения государственного бюджета (на примере Республики Беларусь)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование проблем сбалансированности государственного бюджета Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
1. определены теоретические основы роли государственного бюджета в регулировании экономики;
2. проанализированы основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь;
3. выявлены проблемы сбалансированности государственного бюджета в финансовой системе Республики Беларусь;

Содержание

Введение 3
1. Источники формирования и направления использования государственного бюджета 5
2. Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь 12
3. Проблема сбалансированности бюджета 23
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

895 Проблема формирования и распределения государственного бюджета на примере РБ.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 1.1 Структура  бюджетных расходов и доходов  и доля отдельных статей в государственном  бюджете стран с рыночной экономикой, %

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных  властей на эти цели.

40 – 50

Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ.

10 – 20

Расходы на вооружение и  материальное обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических  служб и займы иностранным  государствам.

10 – 20

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.

5 – 10

Платежи по государственному долгу.

до 7 – 8

Доходы

Налоги (в том числе  акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор).

75 – 85

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли.

5 – 8

Взносы в государственные  фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.

10 – 12


Примечание – Источник: [6, c. 75].

 

В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Состояние общегосударственных  финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования.

Идеальное исполнение бюджета  предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета.

Наиболее часто встречающаяся  в экономической практике сложная  ситуация — это дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может быть разным[14, c. 39]:

-дефицит может быть  связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики;

-дефицит возникает  в результате чрезвычайных обстоятельств  (войны, крупных стихийных бедствий  и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

-дефицит может отражать  кризисные явления в экономике,  ее развал, неэффективность финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую  ситуацию в стране.

Таким образом, бюджетный  дефицит отражает определенные изменения  в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично  развивающейся экономики с устойчивыми, а главное,  эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.

Таким образом, бюджет является централизованным денежным фондом государства, в котором концентрируется большая часть валового национального продукта. Он играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетные средства направляются на государственное управление, социально-культурные мероприятия, финансирование важнейших  государственных программ. Бюджеты  всех уровней составляют основу для  объединения общегосударственных и региональных интересов.

Форма реализации функций  бюджета выражается в бюджетном  механизме. Бюджетный механизм используется для регулирования экономики  посредствам маневрирования бюджетных  средств. Это позволяет целенаправленно  влиять на темпы и пропорции развития общества и экономического процесса. Бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной политики государств.

Результаты исполнения бюджета в значительной мере определяют темпы развития экономики и социальной сферы, отраслевые и территориальные пропорции, уровень жизни населения.

 

 

 

2. Основные показатели  государственного бюджета Республики  Беларусь

 

 

В Республике Беларусь бюджетный  процесс регулируется Конституцией Республики, бюджетным кодексом Беларуси (который был рассмотрен и утвержден в июле 2008 года), рядом законов и правовых норм (закон «О бюджетной системе республики Беларусь и о государственных внебюджетных фондах», закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет республики Беларусь», закон «О местном управлении и самоуправлении в Hеспублике Беларусь», закон «О бюджетной классификации Республики Беларусь»), а также Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов.

Закон о бюджете Республики Беларусь должен быть принят ежегодно до 1 января очередного бюджетного года [2].

В случае неутверждения  республиканского и местных бюджетов Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение  каждого месяца до утверждения соответствующих  бюджетов расходовать средства в размере одной трети (1/3) плановых ассигнований 4-го квартала предыдущего бюджетного года в пределах поступающих доходов [8, c. 74].

Принятый бюджет обязательно  публикуется в печати.

Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями.

Структура бюджетной  системы Республики Беларусь представлена на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 Бюджетная  система Республики Беларусь

 

 

Местные бюджеты делятся  на:

1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

Через республиканский  бюджет осуществляется перераспределение  части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств  их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Распределение доходов  и расходов между республиканским  бюджетом и бюджетами областей и  города Минска утверждается законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

В доходы республиканского бюджета включаются[1]:

- регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам  областей и города Минска;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности;

- поступления от разбронирования  государственных запасов и резервов;

- доходы государственных целевых бюджетных фондов;

- трансферты, получаемые  от других госуда рств в  с оответствии с заключенными  договорами;

- доходы свободных  экономических зон; 

- другие доходы в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Из республиканского бюджета финансируются:

- капитальные вложения  в объекты, относящиеся к республиканской  собственности; 

- природоохранные мероприятия,  осуществляемые в соответствии  с общегосударственными программами; 

- мероприятия по ликвидации  последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- общегосударственные  программы по социальной защите  населения; 

- другие общегосударственные  целевые программы; 

- затраты, связанные  с внешнеэкономической деятельностью; 

- государственные учреждения  и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

- затраты по закладке  и обновлению государственных  запасов и резервов;

- расходы на содержание  республиканских государственных  органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;

- национальная оборона,  пограничные войска, таможенные  органы;

- погашение кредитов  Национального банка Республики  Беларусь, выданных для покрытия  расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательств Правительства Республики Беларусь;

- погашение внешнего  долга и уплата процентов по  кредитам, полученным от иностранных  государств и банков, международных  финансовых организаций;

- образование резервных  и государственных целевых бюджетных  фондов;

- выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий  юридическим и физическим лицам,  областным бюджетам и бюджету  города Минска;

- расходы свободных  экономических зон;

- расходы на развитие  рыночной инфраструктуры;

- другие расходы, предусматриваемые  в республиканском бюджете на  соответствующий финансовый (бюджетный)  год. 

К местным бюджетам относятся  областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Структура бюджетов области и района представлена соответственно на рисунке 3.4 и 3.5.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

Бюджеты районов, городов  областного подчинения, расположенных  на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Министерство финансов Республики Беларусь  и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов  ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.

 

 

Рисунок 2.2 Структура  бюджета области

 

Рисунок 2.3 Структура  бюджета района

 

Местные исполнительные и распорядительные органы, местные  финансовые и налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

Информация о работе Проблемы формирования и распределения государственного бюджета (на примере Республики Беларусь)