Прибыль и рентабельность торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат, но и для образования прибыли.
Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности и значения показателей прибыли и рентабельности в розничной торговле, а также путей увеличения прибыли и ее планирования. Объектом исследования является один из магазинов Торговой сети «Монетка».

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………стр. 3
2. Сущность и значение прибыли от торговой деятельности в условиях конкуренции…………………………………………………………………..стр. 5
2.1. Факторы, влияющие на прибыль……………………………………….стр.10
3. Краткая характеристика показателей прибыли…………………………стр.12
4. Показатели рентабельности торговых предприятий…………………...стр.18
5. Экономическая характеристика предприятия…………………………..стр.22
6. Планирование прибыли и рентабельности торговых предприятий…...стр.26
7. Пути увеличения прибыли торговых предприятий…………………….стр.32
8. Заключение………………………………………………………………..стр.34
9. Литература………………………………………………………………...стр.37

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Прибыль (убыток) от внереализованных операций (Пвн) – характеризует финансовый результат внереализационных опрераций:

Пвн = ВРд –  ВРр,

где,  ВРд - внереализационные доходы,  ВРр - внереализационные расходы,

Прибыль (убыток) от операционной деятельности (Поп) – она характеризует финансовый результат операционной деятельности:

Поп = ОПд –  ОПр,

где, ОПд – операционные доходы, ОПр – опрерационные расходы.

 

Маржинальная  прибыль - это экономический показатель, отражающий превышение выручки от продаж над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Другими словами, прибыль от продажи продукции в сумме с постоянными затратами понимается как маржинальный доход предприятия.

Бухгалтерская прибыль (убыток) - конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценке статей бухгалтерского баланса. Она определяется как сумма прибыли до налогообложения и черезвычайных доходов, уменьшенная на черезвычайные расходы.

Экономическая прибыль - это разница между балансовой прибылью и неявными (альтернативными) расходами.

Налогооблагаемая  прибыль – это сумма прибыли, которая облагается налогом на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом (4, с.519)

Прибыль как главный  стимул предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия  и государства в целом. Поэтому важно не только определить состав прибыли предприятия, но и раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста и снижения.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Показатели рентабельности торговых предприятий

   Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности.  Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования – показатели рентабельности (R). Показатели рентабельности  характеризуют относительную доходность и прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании, и позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Показатель  рентабельность собственного капитала (Rк), вычисляется по формуле:     

Rк = П / К * 100,

где,  П - сумма прибыли торгового предприятия; К - средняя величина собственного капитала.

Для характеристики эффективности  использования собственного капитала 
определяют долю прибыли в собственном капитале по соотношению прибыли 
(П) и средней величины собственного капитала (Кс).

Rс.к. = П / Кс.

На основе данного показателя можно  определить период, в 
течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное 
предприятие.

Рентабельность  функционирующего капитала (Rфк) вычисляется по формуле:

R(фк)=П / ОС * 100,

где, ОС - оборотные средства.

Рентабельность  товарооборота (Rт) - отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тысячи рублей проданного товара, Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота. Коэффициент прибыльности продаж (П: Т) характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия.

Расчет  общей экономической рентабельности (прибыльности) (Rо) - торгового предприятия выполняется по формуле:

Rо =П / P *100,

где,  Rо - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия; П - сумма прибыли (валовой или чистой)за указанный период; P - объем товарооборота (без НДС)за этот период.

Нормой прибыли считается  показатель рентабельности, исчисленный  процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота  или стоимости всего капитала.

Наряду с общей рассчитывают и частные показатели рентабельности. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями.

Рентабельность совокупных ресурсов (Rс.р.) торгового предприятия определяется следующим образом:

Rс.р. = П / Pсов * 100%,

где, Pсов - сумма совокупных ресурсов торгового предприятия за определенный период (в состав совокупных ресурсов включается средняя стоимость основных фондов, средние остатки оборотных фондов и фондов обращения, затраты на оплату труда и социальные выплаты за исследуемый период). (9. стр 111)

Рентабельность  основных фондов (Rо.ф.):

Rо.ф. = П / Сф * 100%,

где, Сф – средняя стоимость основных фондов за анализируемый период;

Рентабельность  оборотных средств (Rо.с.):

Rо.с. = П / Бос * 100%,

где,  Бос – средне за период оборотные средства;

Рентабельность затрат живого труда (Ез):

Rз = П/З *100%,

где, З –затраты на оплату труда и социальные выплаты за период;

Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы. Наряду с этим показателем определяются рентабельность на одного работника, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника.

Рентабельность  издержек обращения (Rи.о.):

Rи.о. = П / Ио *100%,

где, Ио – издержки обращения за указанный период.

Увеличение или уменьшение издержек обращения непосредственно  влияет на сокращение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность  оборота по реализации товаров (продаж) (Rпр) - рассчитывается как отношение суммы прибыли к сумме выручки от продажи товаров. Этот показатель отражает долю прибыли в цене реализуемых товаров. Анализ рентабельности продаж должен также проводиться по отдельным товарам и товарным группам с использованием данных подтоварного учета валового дохода и издержек обращения. Это позволяет установить высокорентабельные, низко рентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях рыночной экономики следует определять рентабельность каждой партии закупаемых товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий товаров необходимо учитывать их оборачиваемость.

Прибыль на 1 кв.м. торговой площади - Размер полученной прибыли в расчете на один квадратный метр площади магазина определяется отношением суммы прибыли от продажи товаров к площади торгового предприятия. Рациональное использование торговой площади позволяет повысить размер прибыли и уровень рентабельности.

   Указанные выше показатели рентабельности следует рассчитывать по прибыли от реализации товаров, балансовой и чистой прибыли, что позволяет изучить влияние составных частей прибыли и ее использования на рентабельность работы предприятия.

Рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли, отражает эффективность хозяйствования, работы трудовых коллективов, аппарата управления и отдельных его служб.

   Рентабельность по чистой прибыли отражает степень целесообразности и выгодности предпринимательской деятельности. Она представляет наибольший экономический интерес для отдельных собственников и зависит от налогообложения(4, с.524)

  Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия, и поэтому особый интерес представляют не только сами показатели, но и их динамика за период.

 

 

 

5. Экономическая характеристика торгового предприятия

   На сегодняшний день торговая сеть МОНЕТКА - одна из лидирующих торговых сетей Екатеринбурга и Уральского региона. Первый магазин ООО «Монетка» формата Cash&Carry был открыт 19 апреля 2001 года в г. Екатеринбурге на ул. Бархотской, 1а.  По показателям на  январь 2011 года торговая сеть Монетка насчитывает 235 магазинов: из них 21 - универсамы Монетка-Супер и 214 - дискаунтеры Монетка. Магазины ТС «Монетка» работают в Свердловской, Челябинской, Тюменской, Калужской, Владимировской,  Курганской, Московской областях, ХМАО и ЯНАО,  Республике   Башкортостан и   Пермском край.    Основными поставщиками ТС «Монетка» являются такие комбинаты как:  Птицефабрика «Рефтинская», «Ирбитский молочный завод», ЗАО «Комбинат пищевой «Хороший вкус», Алапаевский Молочный Комбинат ОАО, ЕМУП «Екатеринбургский Хлебокомбинат» и др.

    Исследуемый магазин ТС «Монетка» - расположен в г. Полевском, ул. Коммунистическая,  25. Открытие магазина состоялось  26 февраля 2005 года.                                 Формат магазина – дискаунтер, это магазин эконом-класса с ассортиментом в среднем от 800 до 3000 наименований, где цены на товары стабильно удерживаются на низком уровне благодаря большому товарообороту и уменьшению затрат на рекламное оформление. 

  Режим работы магазина с 9-00 до 22-00 часов.

   Оформление всех универсамов решено в едином фирменном стиле. Общая площадь  магазина составляет 543,2 кв. метров, в том числе торговая площадь составляет  495,3 кв. метра, площадь подсобных и вспомогательных помещений составляет 47,9 кв. метров. С позиции экономики предприятия торговая площадь используется эффективно, розничный товарооборот, приходящийся на один квадратный метр торговой площади в 2010г. составил 274,36 тыс. р. в год, относительно прошлого года данный показатель возрос на  54 тыс. р., или на 24,5 %. Торговый магазин «Монетка» специализируется на реализации продуктов питания, алкогольной продукции, хозяйственных товаров, бытовой химии и др.

   Численность персонала магазина «Монетка» составляет 29 человек и включает:  директора магазина,  его заместителя, кассиров (10 человек), консультантов торгового зала (8 человек), а также вспомогательный персонал  - 9 человек (уборщицу, грузчика, охранника, повар, приемщик товара, оператор).

     Основные  экономические показатели хозяйственной деятельности магазина «Монетка» в 2009-2010г. представлены в [таб. 1].

                                                                                                                         Таблица 1.     

   Основные экономические показатели магазина «Монетка»

Показатели

Фактически 2009г.

Фактически 2010г.

Отклонение, +,-

Показатель 2010г., % к 2009г.

1

Розничный товарооборот в фактических ценах, тыс. р.

109145,47

135893,53

26748,06

124,51

2

Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

91286,00

114952,00

23666,00

125,93

3

Валовой доход, тыс. р.

17859,47

20941,53

3082,06

117,26

4

Издержки обращения, тыс.р.

12846,00

11504,00

-1342,00

89,55

5

Прибыль от продаж тыс.р.

5013,47

9437,53

4424,06

188,24

6

Прочие доходы тыс.р.

3511,00

9088,00

5577,00

258,84

7

Прочие расходы  тыс.р.

726,00

975,00

249,00

134,30

8

Чистая прибыль, тыс. р.

7798,47

17550,53

9752,06

225,05

9

Рентабельность  продаж, %

28,07

45,07

16,99

 

10

Прибыль на 1кв.м. торговой площади, тыс.р.

10,13

19,03

8,9

 

12

Уровень рентабельности, %

7,14

12,91

5,7

 

Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия