Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:54, курсовая работа
В данной работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат, но и для образования прибыли.
Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности и значения показателей прибыли и рентабельности в розничной торговле, а также путей увеличения прибыли и ее планирования. Объектом исследования является один из магазинов Торговой сети «Монетка».
1. Введение……………………………………………………………………стр. 3
2. Сущность и значение прибыли от торговой деятельности в условиях конкуренции…………………………………………………………………..стр. 5
2.1. Факторы, влияющие на прибыль……………………………………….стр.10
3. Краткая характеристика показателей прибыли…………………………стр.12
4. Показатели рентабельности торговых предприятий…………………...стр.18
5. Экономическая характеристика предприятия…………………………..стр.22
6. Планирование прибыли и рентабельности торговых предприятий…...стр.26
7. Пути увеличения прибыли торговых предприятий…………………….стр.32
8. Заключение………………………………………………………………..стр.34
9. Литература………………………………………………………………...стр.37
Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Экономическая
нестабильность, монопольное положение
товаропроизводителей искажают
формирование прибыли как
Наконец, прибыль является
одним из источников формирования бюджетов
разных уровней, внебюджетных фондов.
Она поступает в бюджеты в
виде налогов и наряду с другими
доходными поступлениями
2.1. Факторы, влияющие на прибыль
Однако прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства. Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
В современных условиях торговли каждой товарной группой, каждым товаром должна приносить прибыль.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Именно показатель прибыли обычно идентифицируется в качестве основного целевого ориентира и критерия успешности работы предприятия (фирмы), образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса, как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
При формировании прибыли устанавливаются все стороны хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с Российским законодательством, и, в частности, с главой 25 Налогового кодекса РФ, прибыль признается доход, полученный организацией, уменьшенный на величину производственных расходов. (2, с.176)
При этом доходы предприятия (организации) в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на:
-доходы от обычных видов
-операционные доходы;
-внереализационные доходы.
К доходам от обычных видов деятельности относят:
-выручка от продажи продукции,
-доход от сдачи в аренду активов;
-доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий.
К внереализационным доходам относят:
-штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договора;
-курсовые разницы;
-поступления по возмещению причиненных предприятию убытков;
К операционным доходам относят:
-прибыль, полученная в
-поступления от продажи основных средств и других активов;
-доход от продажи прав на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности.
Прибыль предприятия зависит не только от доходных, но и расходных статей.
К ним относят операционные и внереализационные расходы.
Операционными расходами являются:
-расходы, связанные
со списанием, пропажей и
-проценты за пользование кредитными займами;
-расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
-отчисления в резервы по сомнительным долгам;
Внереализационными расходами являются:
-штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договора;
-отрицательные курсовые разницы;
-сумму уценки активов;
-отчисления на оплату спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и т.д.. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
При планировании и оценке хозяйственной деятельности предприятия, распределение прибыли оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли.
Показатели прибыли используются всеми организациями розничной торговли. Анализ показателей прибыли позволяет изучить (выявить) динамику прибыли, измерить влияние факторов на ее размер, а главное, показатели прибыли позволяют выявить и изучить резервы роста прибыли предприятия торговли. Основными показателями, которые используются при анализе прибыли торговыми предприятиями, являются: балансовая прибыль, прибыль от реализации, валовая прибыль, чистая прибыль, прибыль от продаж и т.д.
Основным видом прибыли торгового предприятия, характеризующим совокупный эффект всей хозяйственной деятельности, является балансовая прибыль. Она представляет сумму прибылей торгового предприятия от всех видов хозяйственной деятельности и включает в себя следующие результаты этой деятельности: прибыль от реализации товаров (или прибыль от торговой деятельности (Пр): прибыль от реализации продукции неторговой деятельности и прочей реализации (Ппр); прибыль от внереализационных операций (Пвн).
В формализованном виде балансовая прибыль определяется по формуле:
Пб = Прп + Прмц + Пво,
Прп - прибыль от реализации товаров (работ, услуг); Прп = В-С , где В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); С- затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); Прмц - прибыль от реализации иных материальных ценностей; Пво - доходы от внереализованных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. (7, с. 79)
В составе балансовой прибыли торгового предприятия основным (а во многих случаях и единственным) элементом ее формирования является прибыль, получаемая от торговой деятельности. Поэтому основное содержание работ по управлению прибылью на предприятиях розничной торговли связанно с управлением именно этим видом прибыли.
Прибыль от реализации товаров
занимает наибольший удельный вес в
структуре балансовой прибыли торгового
предприятия, поэтому при выявлении
основных путей увеличения прибыли торгового
предприятия необходимо рассматривать
резервы увеличения именно прибыли от
реализации.
Прибыль от реализации товаров зависит
от изменения объема товарооборота, среднего
уровня валового дохода, остающегося в
распоряжении торговых предприятий, и
среднего уровня издержек обращения.
Прибыль (убыток)
от реализации товаров (Пр) определяется по формуле:
Пр = Т – ИО – Зу ,
где, Т- товарооборот (выручка от реализации продукции); ИО – издержки обращения; Зу – материальные затраты на оказание услуг.
В балансе предприятия также выделяют валовую и чистую прибыль:
Валовая прибыль – определяется как разница между выручкой от продажи товаров (работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (работ, услуг).
Валовую прибыль рассчитывают по формуле:
ПВ = ВР – С,
где, ВР – выручка от реализации товаров (работ, услуг); С – себестоимость продукции.
Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена).
Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия. В настоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо от подчиненности собственности предоставлено, право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе.
Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов, т.е. которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов.
В формализованном виде чистую прибыль
можно представить как:
ЧП = ВН- (Нпр + НДС + Накц + Ним) - К,
где, ВН – валовая прибыль; Нпр - налог на прибыль; НДС; Накц - налог на добавленную стоимость и акцизы; Ним- налог на имущество; К- проценты за кредиты банка.
Основные направления
Также можно отметить такие виды прибыли как: прибыль (убыток) от операционной деятельности, прибыль (убыток) от внереализованных операций, прибыль от продаж, маржинальная прибыль, бухгалтерская, экономическая, налогооблагаемая прибыль.
Прибыль от продаж – определяется путем вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов:
Ппр = ПВ – Кр – Ур,
где, ПВ – валовая прибыль; Кр – коммерческие расходы; Ур – управленческие расходы предприятия.
Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия