Прибыль и рентабельность торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат, но и для образования прибыли.
Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности и значения показателей прибыли и рентабельности в розничной торговле, а также путей увеличения прибыли и ее планирования. Объектом исследования является один из магазинов Торговой сети «Монетка».

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………стр. 3
2. Сущность и значение прибыли от торговой деятельности в условиях конкуренции…………………………………………………………………..стр. 5
2.1. Факторы, влияющие на прибыль……………………………………….стр.10
3. Краткая характеристика показателей прибыли…………………………стр.12
4. Показатели рентабельности торговых предприятий…………………...стр.18
5. Экономическая характеристика предприятия…………………………..стр.22
6. Планирование прибыли и рентабельности торговых предприятий…...стр.26
7. Пути увеличения прибыли торговых предприятий…………………….стр.32
8. Заключение………………………………………………………………..стр.34
9. Литература………………………………………………………………...стр.37

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

  

   Исходя из данных таблицы фактический  товарооборот предприятия в 2010г. ставил 135893,53 тыс. р. по сравнению с показателем 2009г. его прирост составил 26748,06 тыс. р. или  24,51%.

    При увеличении товарооборота (на 24,51%) прирост валового дохода составил  17,26%.

    Коммерческие расходы предприятия в 2010 г. составили 11504,00 тыс.р. по сравнению с показателем 2009 г. их расходы уменьшились на 10,45 %.

    Прибыль, полученная предприятием от реализации товаров увеличилась на 88,24% в связи с увеличением товарооборота и уменьшением коммерческих расходов в 2010 г.

    Чистая прибыль в 2010 г. составила 17550,53 тыс.р. по сравнению с 2009 г. ее прирост составил 9752,06 тыс.р. или  25,05 %.

    Рентабельность продаж в 2010 г. составила 45,07%. ее прирост по сравнению с 2009 г. составил 16,99%.

 

                                                                                                                                                     Рис. 2

         Развития прибыли от продажи магазин «Монетка» за 2009г.- 2010г.

   Расчеты показали, что  прибыль от продаж магазина  «Монетка»  в 2010г. по сравнению с 2009г., распределяется по кварталам не равномерно, это произошло в связи с тем, что коммерческие расходы магазина были распределены не равномерно, но в целом показатель прибыли от продаж 2010г. по сравнению с 2009г.  увеличен на 4 424,06 тыс.р., или 88,24%.

 

                                                                                                              Таблица №2

                 Коммерческие расходы магазина «Монетка»

Показатели

2009

2010

2009/2010,        абс. изменение

1

Амортизация основных средсв, тыс.р.

1197,0

346,0

-851,0

2

Аренда недвижимости, тыс.р.

2246,0

2066,0

-180,0

3

Фонд заработной платы, тыс.р.

5704,0

5483,0

-221,0

4

Комунальные расходы, тыс.р.

1893,0

1802,0

-91,0

5

Информационные  услуги, тыс.р.

34,0

4,0

-30,0

6

Сисание материалов, тыс.р.

1319,0

1436,0

117,0

7

Охрана объекта, тыс.р.

422,0

363,0

-59,0

8

Услуги РКО, тыс.р.

31,0

4,0

-27,0

 

Итого

12846,0

11504,0

-1342,0


 

В структуре расходов большую часть составляют расходы, связанные с амортизацией основных средств. По сравнению с отчётным годом они уменьшились на 851,00 тыс.р. Уменьшились по сравнению  с прошлым годом затраты на оплату труда в сумме 221,00 тыс.р., это произошло за сет уменьшения штата сотрудников.  Таким образом, можно сделать вывод, что если уменьшить данные расходы (прочие и материальные), то затраты снизятся, а следовательно, увеличится рентабельность и эффективность затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планирование прибыли и рентабельности торговых предприятий

    Фирмы,  как  правило,   решают   задачу   максимизации   прибыли   на долгосрочный период. Максимизация прибыли  подразумевает  под  собой  задачу планирования  прибыли  на  некоторый  срок  вперёд,  что  является  довольно сложной задачей на сегодняшний день.

   Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.  
    Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций, прирост собственных средств, стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом. Многообразие форм и направлений деятельности предприятий и существующая система налогообложения требует раздельного планирования прибыли по ее видам.

    Исчисление оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения. 
  Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:  
                                                   Ппл=(ВхЦ)–(ВхС),         
где, Ппл– плановая прибыль; В – выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении; Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С–полная себестоимость продукции. 

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой  и несравнимой продукции в  планируемом периоде по полной себестоимости  и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и  товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода.  Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок. (лебедева стр. 220)

  Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего. Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.  При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Исчисление прибыли  аналитическим методом состоит из следующих этапов: 1) определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п. При этом методе прибыль по сравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно.

   В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.  

    Метод определения прибыли на вложенный капитал решает задачу сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и его увеличения.

   Размер необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей предприятия  в финансирований мероприятий по его производственному и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством и созданию соответствующих фондов (резервного, накопления, потребления, фонда для выплаты дивидендов).

    Метод экспертной оценки основан на использовании результатов анализа достигнутой величины  исследуемого показателя, принимаемого за базу, и  индексов его изменения в плановом периоде.

Возможный размер прибыли  можно определить по формуле:

Пвозм = УRо * ПТ  + ∆ПФ,

где, УRо - уровень рентабельности продаж, сложившийся в отчетном периоде, %; ПТ - плановый объем товарооборота; ∆ПФ - изменения прибыли в связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли.

Оценивая возможный  уровень рентабельности можно соизмерить величину прибыли с расходами и объемом товарооборота. Для этого определяют точку преломления прибыли и убытков или порог рентабельности. Эта точка характеризует такой объем оборота, когда нет убытков, но нет и прибыли. Определение критической точки может осуществляться расчетным или графическим способами.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, то есть:        Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0,       

или, Порог рентабельности = Постоянные затраты/         
                                                 Валовая маржа в относительном выражении.        

Разница достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.    Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, то есть: Запас финансовой прочности = Выручка от реализации –

                                                                        Порог рентабельности. 

Вариантов анализа лимита рентабельности является оценка перекрытия ликвидности. В этом случае издержки предприятия подразделяются на денежные расходы и те, которые с ними не связаны, например, амортизация.

Планирование  издержек обращения направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы при высоком качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями. Поэтому в фирме важным этапом планирования затрат является их анализ.

Одним из направлений  современного финансового менеджмента  является операционный анализ. Основной элемент этого анализа - расчет операционного рычага. Суть его проявляется в том, что увеличение оборота от реализации товаров всегда порождает более сильное повышение суммы прибыли, и наоборот. Для определения влияния этого фактора рассчитывается коэффициент, который представляет собой отношение суммы постоянных расходов и прибыли  к сумме прибыли. Этот коэффициент, рассчитанный за отчетные периоды, служит базой для прогнозирования и планирования прибыли на будущие периоды.

Воспользуемся данными  экономических показателей магазина «Монетка» (таб.1)., магазин запланировал увеличить оборот розничной торговли в 2001г. на 15,5%.

Пример  №1.

Сумма постоянных расходов за предпрогнозный год составила 11 504,00 тыс.р., а прибыль от реализации – 9 437,53 тыс.р., коэффициент воздействия операционного рычага будет равен  2,2% (11 504,00+9 437,53) / 9 437,53.

Тогда рост оборота при  прочих измененных условиях на 1% является фактором суммы прибыли на 2,2%. В нашем примере говорится, что магазин увеличит оборот на 15%. В этом случае прибыль может возрасти на 33% (15% * 2,2%) и составит к последнему году этого периода 3 144,38 тыс.р. (9 437,53*33%) / 100%.

 

Пример №2.

Уровень прибыли магазина в предпрогнозном году составил 6,34%, к обороту. В процессе анализа выявлены резервы экономии издержек обращения на 0,89%.

В среднесписочной перспективе  намечается довести оборот по реализации до 450 000,00 тыс.р. Магазину для развития технического оснащения потребуется увеличить уровень расходов не менее чем на 0,55%.

Это значит, что прогнозируемый уровень прибыли может составить

6,68% (6,34%+0,89%-0,55%), а прибыль доведена до 30 060,00 тыс.р.(450 000,00 * 6,68%).

Пример  №3.

Рассчитаем  прибыль и рентабельность торгового предприятия исходя из вышеуказанных данных.

Уровень доходов от торговой деятельности в  отчетном году составил 20941,53 тыс.р., в планируемом должен возрасти на 15%, что в сумме составит 3 144,38 тыс.р.

Сумма прочих доходов  в отчетном году составила 9088,00 тыс.р.,  в планируемом она возрастет  в соответствии с темпом роста  розничного товарооборота., издержки обращения  магазина в отчетном году 0,89%, к обороту, в планируемом году уровень рентабельности повысится на 0,55%.

Розничный товарооборот в отчетном году 135 893,53 тыс.р., в планируемом году 139037,91 тыс.р.,  доходов от прочих видов деятельности магазин получил 9088,00 тыс.р, в планируемом году они увеличатся на 250,00 тыс.р., тогда:

Уровень доходов от торговой деятельности в отчетном году составит                                    (20 941,53/135893,53)*100=15,41%, в планируемом (15,41% + 15%)= 30,41%, что в сумме (139 037,91* 30,41) / 100=42 288,42 тыс.р.

Темп роста товарооборота  составит (139 037,91 / 135 893,53)*100=102,31%

Сумма прочих доходов  в планируемом году (9088,00*102,31)/100=9297,93 тыс.р.

Уровень издержек обращения  в планируемом году составит 0,89+0,55=1,44%, что в сумме (139 037,91*1,44)/100=2002,14 тыс.р., тогда сумма прибыли от торговой деятельности (42 288,42+9 297,93-2002,14=49 584,21 тыс.р.), а уровент рентабельности  (49 584,21/139037,91*100=35,6%).

Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия