Предприятие как хозяйствующий субъект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:25, лекция

Описание работы

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Работа содержит 1 файл

lectii.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

где m -масса 1 куб. м сырья;  
H - высота насыпи. 

Прием, хранение и отпуск сырья и материалов на складах осуществляется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность  материальных ценностей, быстрое их нахождение по заданной номенклатуре и отпуск по требованию производственных участков, противопожарную безопасность. 

3. Капитальное строительство

Под капитальным строительством понимается процесс создания новых и реконструкции  действующих фондов производственного и непроизводственного назначения, а также монтаж и ввод в действие оборудования и машин.

В процессе реконструкции  осуществляется техническое перевооружение действующих предприятий, а вновь  строящиеся оснащаются новейшей техникой, поэтому именно капитальное строительство во многом определяет технический уровень предприятия. 

Капитальное строительство  включает следующие этапы работ: технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности строительства; инженерно-технические изыскания; разработка проекта; организация строительной базы; подготовка строительной площадки, строительство временных сооружений; производство основных строительных и монтажных работ; пуск и ввод объекта в действие. 

Затрачиваемые на капитальное строительство средства называются капитальными вложениями. 

В состав капитальных  вложений входит:  
- стоимость приобретаемого для строящихся объектов и промышленных предприятий технологического, энергетического, транспортного, погрузочно-разгрузочного оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инвентаря и инструментов, относящихся к основным фондам;  
- стоимость строительных работ по возведению зданий и сооружений;  
- затраты на модернизацию оборудования, стоимость проектных и изыскательских работ;  
- стоимость работ по осуществлению монтажа оборудования;  
- расходы на содержание дирекции строящихся предприятий, а также на подготовку кадров и др. 

Различают два  способа ведения капитального строительства:  
1) подрядный - метод ведения работ специализированными подрядными строительными и монтажными организациями, выполняющими работы для разных заказчиков по договорам подряда;  
2) хозяйственный способ строительства - метод ведения работ собственными силами и средствами промышленного предприятия. 

Коммерческая деятельность предприятия

Под коммерческой деятельностью  предприятия понимаются все торговые операции по приобретению материально-технических  ресурсов и реализации производимой продукции.

Основу этой деятельности составляют материально-техническое обеспечение и маркетинг.

1. Материально-техническое  обеспечение предприятия

Материально-техническое  обеспечение на предприятиях представляет собой рационально организуемое обеспечение производства орудиями и предметами труда.

Оно включает организационно-экономические мероприятия по выявлению потребностей в материально-технических ресурсах, их поиску, приобретению, своевременному завозу, хранению и экономному использованию, регулированию материальных запасов, подготовке материалов к производственному потреблению, доставке их в цехи, на участки и рабочие места. Эту работу выполняет отдел материально-технического обеспечения (снабжения). 

Источники поступления материально-технических  ресурсов: производство, добыча и заготовки, импорт, запасы и резервы. 

Материально-технические ресурсы  приобретаются на рынке непосредственно  у предприятий-производителей по прямым хозяйственным связям или через  организации-посредники. Периодическая  закупка материальных ресурсов может  осуществляется на товарных биржах. 

Как первичные звенья сферы обращения средств производства отделы снабжения предприятий тесно связаны с соответствующими органами управления отраслевых министерств и с общегосударственной системой материально-технического обеспечения, так как отдельные виды ресурсов (электроэнергия, газ) распределяются централизованно. С региональными органами снабжения (компаниями по распределению материальных ресурсов) предприятия заключают хозяйственные договоры на организацию оптовой торговли, комплексного снабжения, оказания услуг производственного, коммерческого информационного характера. Эти органы также осуществляют предварительную подготовку материалов к производственному потреблению, выдают напрокат приборы, аппаратуру, оборудование, механизмы, оказывают услуги в реализации неиспользуемых материально-технических ресурсов через коммерческие центры и т.д. 

При выборе поставщиков следует  учитывать ряд факторов: территориальную  отдаленность и оперативность поставок, соответствие производственной мощности поставщиков потребностям предприятия в материальных ресурсах, их качество, цену, условия расчетов, возможность предоставления кредита и др. Предпочтение отдается тому партнеру, которых обеспечивает лучшие условия с минимальными затратами. 

Между поставщиками и потребителями материально-технических ресурсов заключается договор, регламентирующий условия поставки: объем, качество, цену товара, форму расчетов, сроки доставки, ответственность за нарушение условий договора. 

Своевременное и бесперебойное  материально-техническое обеспечение производства зависит от точного определения потребности в материальных ресурсах по направлениям их использования: основное производство; капитальное строительство; научно-исследовательские работы; ремонтно-эксплуатационные нужды; изготовление технологической оснастки и инструмента; прирост незавершенного производства; создание производственных запасов. 

Существует несколько методов  расчета потребности в основных материалах, применяемых в разных отраслях промышленности:  
- метод прямого счета (нормативный), который основан на использовании двух показателей: нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции (работ, услуг) и объема производства продукции (выполненных работ, услуг);  
- метод аналогии. Изделие, на которое еще нет норм расхода, приравнивается к аналогичному изделию, на которое нормы расхода уже утверждены, но вводятся поправочные коэффициенты;  
- метод типовых представителей предполагает использование средневзвешенной нормы расхода материала на типовой представитель целой группы изделий;  
- метод динамических коэффициентов. Потребность в материальных ресурсах устанавливается исходя из фактического расхода данного материала в прошедшем периоде, индекса программы производства и индекса норм расхода материалов;  
- метод рецептурного состава, учитывающий процентное содержание каждого компонента в готовой продукции;  
- с помощью формул химических реакций (в химической промышленности) с учетом молекулярного веса готового продукта и исходного сырья, процентного содержания чистого вещества в сырье и готовом продукте, величины потерь и др. 

Материальные ресурсы поступают  на предприятие с интервалами, а  используются ежедневно, поэтому необходимо создавать их запасы. По назначению запасы делятся на:  
1) текущие запасы, которые обеспечивают работу предприятия в период между двумя очередными поставками;  
2) подготовительные запасы - создаются в тех случаях, когда перед использованием материальных ресурсов требуется их специальная подготовка (сушка, раскрой, правка и т.д.);  
3) страховые запасы - необходимы на случай неожиданной задержки очередной партии материалов. 

Регулирование запасов осуществляется по системам "максимум-минимум", "стандартных  партий", "стандартных материалов" и др. 

Наиболее распространена система "максимум-минимум", при которой по каждому материалу устанавливаются максимальные и минимальные нормы запасов.

2. Организация  маркетинга на предприятии

Маркетинг - это система  организации всей деятельности предприятия  по разработке, производству и сбыту  товара или предоставлению услуг  с целью получения предприятием высокой прибыли на основе глубокого и всестороннего знания рынка и реальных запросов и потребностей покупателя.

Система маркетинга - это инструмент в борьбе за рынок, а изучение потребностей рынка и запросов покупателей  производится с целью одержать верх над конкурентами. Поэтому успех любого предприятия зависит не столько от его производственных мощностей и возможностей, сколько от опыта в вопросах маркетинга. 

Система маркетинга предусматривает  следующие основные элемента организации и направления деятельности предприятия:  
- выявление существующего и потенциального спроса покупателей на товары и услуги путем комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развития;  
- организацию научно-исследовательской деятельности предприятия по созданию новых образцов продукции, а также организацию производства соответствующих товаров, удовлетворяющих запросы потребителя;  
- координацию и планирование производства и финансирования;  
- организацию и совершенствование системы и методов сбыта продукции;  
- регулирование и направление всей деятельности предприятия, включая руководство производством, транспортировкой, упаковкой, сбытом, рекламой и другими мероприятиями по расширению сбыта. 

Главными элементами общей схемы  комплексного исследования рынка являются:  
- изучение товара: характеристика товара, его конкурентоспособность, новые области его использования, качество упаковки, изучение соответствующих товаров конкурентов, спрос на новые товары;  
- изучение емкости конкретного рынка: характеристика размеров рынка, возможности расширения его емкости, изменение емкости за определенный период, доля основных производителей в общем объеме сбыта данного товара на рынке;  
- изучение форм и методов сбыта товаров: выявление размеров сбыта или распределения территории сбыта, эффективности каналов сбыта, размер издержек сбыта, размещение складских и других обслуживающих помещений, определение цены и скидок с цены; изучение рекламы, каналы ее распространения, ее эффективность и т.д. 

План маркетинга является основополагающим документом, который устанавливает конкретно, кто, что, когда, где и каким образом должен делать.

Этот план должен обеспечивать взаимодействие сбытового аппарата с производственными  подразделениями с целью определения  требований к товару, графика его производства в сроки, установленные сбытовыми службами. План маркетинга должен предусматривать наличие оптимальных запасов продукции (товарных запасов), программу рекламы и других мероприятий, содействующих сбыту, финансовую программу, включающую расчеты издержек и прибылей. Каждый элемент плана маркетинга должен содержать стоимостную оценку и быть связан с бюджетом предприятия. 

Обязательным условием разработки и осуществления программ производства, сбыта, рекламы и других программ маркетинга является регулярная корректировка с учетом изменения конъюнктуры и перспектив развития рынка соответствующего товара. Это требует от предприятия постоянного наблюдения за развитием рынка. 

 

Тема 10. Издержки производства и себестоимость  продукции

1.Понятие и  виды издержек предприятия

2.Показатели, характеризующие  финансовое состояние предприятия 

3.Себестоимость.  Группировка затрат на производство  продукции 

4.Назначение  и содержание бухгалтерской отчетности.

 Себестоимость продукции

1. Общая характеристика себестоимости

Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий  все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы. 

В себестоимость продукции включают следующие затраты:  
- на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые работы;  
- исследование рынка;  
- непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;  
- на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а также улучшение качества изготавливаемой продукции;  
- на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама, хранение и др.);  
- набор и подготовку кадров;  
- другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции. 

Существует следующая классификация  затрат:  
1) по степени однородности - элементные (однородные по составу и экономическом содержанию - материальные затраты, оплата труда, отчисления от нее, амортизационные отчисления и др.) и комплексные (разные по составу, охватывающие несколько элементов затрат - например, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования);  
2) по связи с объемом производства - постоянные (их общая величина не зависит от количества изготовленной продукции, например, затраты на содержание и эксплуатацию строений и сооружений) и переменные (их общая сумма зависит от объема изготовленной продукции, например, затраты на сырье, основные материалы, комплектующие). Переменные затраты в свою очередь можно подразделить на пропорциональные (изменяются прямо пропорционально объему производства продукции) и непропорциональные;  
3) по способу отнесения затрат на себестоимость отдельных изделий - прямые (непосредственно связаны с изготовлением определенных изделий и относятся на себестоимость каждого из них прямым путем) и косвенные (связанные с производством нескольких видов изделий, их распределяют между ними по какому-либо признаку). 

Следует также различать общие  затраты (на весь объем продукции  за определенный период) и затраты  на единицу продукции. 

Информация о работе Предприятие как хозяйствующий субъект