Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:25, лекция
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Как видно из этого примера, наибольшее снижение затрат происходит при установке более мощного и совершенного оборудования, т. е. за счет интенсификации производства. При простом увеличении количества одинаковых агрегатов затраты снижаются в основном за счет сокращения численности обслуживающего аппарата, централизации и специализации вспомогательных служб, лучшего использования производственных площадей и т. п. Однако следует иметь в виду, что резервы обслуживающего аппарата, вспомогательных служб, производственных площадей не безграничны, и при значительном увеличении размеров производства основной продукции приходится создавать новые подразделения обслуживающего характера, что при определенном уровне концентрации сводит рост преимущества концентрации на нет, вызывает увеличение затрат или снижение экономического эффекта от укрупнения предприятия.
• В каждой конкретной
отрасли имеются оптимальные
размеры предприятий, объективно обусловленные
механизмом образования экономического
эффекта концентрации от сочетания
оптимальных производств с
В машиностроении
для более эффективного использования
современной техники
В обувной промышленности на предприятии среднего размера пошивочный поток обычно имеет мощность 1 млн. пар обуви в год. Оптимальный размер обувного предприятия — три–четыре потока.
Для некоторых производств имеет огромное значение транспортабельность продукции. Например, кирпич далее 200 км от завода поставлять нерентабельно. При поставке кирпича далее 200 км транспортные расходы возрастают на 20—25% за каждые 50 км. Соответственно и мощность кирпичного предприятия не должна превышать 40 млн. шт. кирпича в год.
В отдельных отраслях имеются и свои специфические факторы, оказывающие влияние на размеры производства и предприятий.
• Например, в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, важен такой фактор, как плотность сырья и допустимый радиус его поставки.
В условиях перехода
к рыночной экономике будут развиваться
преимущественно малые и
Малые и средние предприятия наилучшим образом приспособлены к перестройке производства на новые виды продукции организации дополнительных рабочих мест, помогая решению проблемы занятости.
4. Показатели
уровня концентрации
Основными показателями уровня концентрации в промышленности являются размеры предприятий, определяемые:
годовым выпуском продукции;
среднегодовой численностью работающих;
среднегодовой стоимостью основных фондов;
потреблением электроэнергии за год;
удельным весом крупных предприятий в выпуске продукции всей отраслью;
средним размером предприятия в отрасли.
• Для характеристики уровня концентрации производства в отраслях, изготовляющих о д и н в и д продукции, используются натуральные показатели. Например, в электроэнергетике — средняя величина установленной мощности электростанций (в кВт); годовая выработка электроэнергии в расчете на одну электростанцию; удельный вес выработанной крупными и крупнейшими электростанциями электроэнергии в общем количестве электроэнергии, выработанной всеми станциями за год.
• В отраслях, изготовляющих р а з н ы е в и д ы продукции, уровень концентрации может определяться удельным весом крупных доменных печей в общей выплавке стали за год, удельным весом конверторов в общей выплавке стали за год, удельным весом мощных прокатных станов в общем производстве проката.
• В отраслях промышленности, в которых изготовляется р а з н о о б р а з н а я продукция (машиностроение, химическая, легкая, пищевая и другие отрасли), уровень концентрации производства определяется в стоимостных показателях. Например, удельным весом крупных производств в общем выпуске продукции за год по товарной (реализованной) продукции в неизменных ценах.
• В некоторых
отраслях с м н о г о н о м е н к л а т
Среднегодовая
численность промышленно–
Высокий уровень
концентрации не всегда отражает высокую
экономическую эффективность
При планировании
концентрации производства указывается
необходимость сосредоточить
• При определении
уровней концентрации в промышленности
учитывается влияние
Внутрипроизводственные факторы определяются оптимальными размерами производства продукции и предприятий с точки зрения максимального использования производственных ресурсов.
К внешним факторам относятся транспорт, размеры сырьевой базы, наличие или возможность привлечения рабочей силы, водные ресурсы, климатические условия и т. п.
Существенное влияние на внутрипроизводственные и внешние факторы оказывает научно–технический прогресс (совершенствование производственного аппарата, организация производства и управления, замена одних видов сырья другими, замена транспортных средств другими и пр.).
Уровень концентрации производства и определяемые им оптимальные размеры предприятий зависят от географического размещения промышленности и районирования, потребления готовой продукции (а часто сырья и топлива), наличия трудовых ресурсов в регионе и др. факторов. География источников сырья, топлива и трудовых ресурсов закономерно определяет экономически рациональные пределы концентрации и оптимальные размеры производства.
Концентрация
производства в условиях
Концентрация
производства имеет свои преимущества
и недостатки. Преимущества — это
в основном возможность концентрации
средств для развития производства
и социальной сферы; недостатки —
неспособность к быстрой
В условиях
перестройки управления
В новых
условиях хозяйствования
Тема 13. Качество и конкурентоспособность продукции
1.Общая характеристика продукции.
2.Качество продукции и его оценка.
3.Методы обеспечения качества
4. Система управления качеством
5.Значение и методы обеспечения конкурентоспособности предприятия
Продукция предприятия, ее качество
1. Общая характеристика продукции
Результат труда чаще выступает в материальной форме - в виде продукции. Изготавливаемая на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия (продукции).
Готовая продукция - это
изделия промышленного
Полуфабрикаты - это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.
Незавершенное производство - это продукция, не получившая законченного вида в пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на склад готовой продукции.
Продукты труда распадаются
на средства производства (средства труда
и предметы труда) и предметы потребления
(продовольственные и
Планирование и учет изготовлений
продукции осуществляется в натуральных
(физических) и стоимостных (денежных)
измерителях. Измерителями объема продукции
в натуральном выражении
Степень удовлетворения потребностей
рынка характеризует объем
Номенклатура - это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент - характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.
Объем продукции в стоимостном
выражении определяется показателями:
- товарная продукция - это стоимость
продукции, предназначенной для реализации
(готовой продукции, полуфабрикатов, работ
и услуг производственного характера);
- валовая продукция - это сумма стоимости
всех видов продукции, выработанной предприятием
и кроме элементов, входящих в состав товарной
продукции, включает изменение остатков
незавершенного производства на протяжении
расчетного периода, стоимость сырья и
материалов заказчика и некоторые другие
элементы;
- чистая продукция характеризует вновь
созданную стоимость в результате промышленно-производственной
деятельности предприятия за определенный
период. Она определяется вычитанием из
объема валовой продукции материальных
затрат и суммы амортизационных отчислений;
- реализованная продукция - это стоимость
отпущенной на сторону продукции и оплаченной
покупателем в отчетном периоде.
2. Производственная программа предприятия
Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении на определенный период (год, квартал, месяц).
Производственная программа
Предприятия промышленности формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных потребностей.
Производственная программа
- план производства продукции в натуральном
выражении - устанавливает объем выпуска
продукции соответствующего качества
по номенклатуре и ассортименту в
физических единицах измерения (т, м, шт).
Он определяется, исходя из полного и лучшего
удовлетворения спроса потребителя и
достижения максимального использования
производственных мощностей;
- план производства продукции в стоимостном
выражении в показателях валовой, товарной
и чистой продукции;
- план реализации продукции в натуральном
и стоимостном выражении. Он составляется,
исходя из заключенных договоров на поставку
продукции, а также полуфабрикатов, узлов
и деталей по договорам кооперации с другими
предприятиями, а также собственной оценки
емкости рынка. Расчет объема реализуемой
продукции производится на основе величины
товарной продукции с учетом изменения
остатков продукции на складе и отгруженной,
но не оплаченной заказчиками, на начало
и конец планируемого года. Но объем реализации
продукции также влияют изменение качества
выпускаемой продукции и действующих
на предприятии цен на продукцию и услуги.