Предприятие как хозяйствующий субъект

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:25, лекция

Описание работы

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Работа содержит 1 файл

lectii.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

3) показатели эффективности  использования производственных фондов:  
- общая фондоотдача;  
- фондоотдача активной части основных фондов;  
- рентабельность основных фондов;  
- фондоемкость единицы продукции;  
- материалоемкость единицы продукции;  
- коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов; 

4) показатели эффективности  использования финансовых средств:  
- оборачиваемость оборотных средств;  
- рентабельность оборотных средств;  
- относительное высвобождение оборотных средств;  
- удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции);  
- рентабельность капитальных вложений;  
- срок окупаемости капитальных вложений и др. 

3. Факторы роста  эффективности

Уровень экономической эффективности  в промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности. 

Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам: 

1) источникам повышения  эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции; 

2) основным направлениям  развития и совершенствования  производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.; 

3) уровню реализации  в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на: 

а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация  и автоматизация; внедрение прогрессивной  технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.; 

б) внешние - это  совершенствование отраслевой структуры  промышленности и производства, государственная  экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы. 

 

Тема 7. Планирование и прогнозирование  деятельности предприятия

1.Планирование  деятельности предприятия. Виды  планирования 

2.Прогнозирование  в системе планирования 

3.Методы применяемые в планировании

4.Бизнес-план  предприятия

5.Стратегия  развития предприятия 

6.Содержание  средне и краткосрочных планов 

7.Оперативное  планирование

Планирование деятельности предприятия

1. Общая характеристика  планирования

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные принципы планирования: 

1) Принцип обоснованности целей  и задач предприятия. При этом  выделяют цели:  
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;  
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;  
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;  
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;  
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 

2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет  целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия; 

3) Принцип научности. Требует  учета перспектив научно-технического  прогресса и применения научно  обоснованных прогрессивных норм  использования всех видов ресурсов; 

4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования; 

5) Принцип сбалансированности плана.  Указывает на количественное  соответствие между взаимосвязанными  разделами и показателями плана,  между потребностями в ресурсах  и их наличием; 

6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия. 

Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как  правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. 

Виды планирования.

В зависимости от продолжительности  планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и  текущее (краткосрочное) планирование. 

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х  лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и  включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

В планировании используются следующие  основные методы:  
- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;  
- балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;  
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;  
- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;  
- факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;  
- матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями; 
- экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие. 

2. Стратегия  развития предприятия

Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой. 

Основными задачами формирования стратегии предприятия являются:  
- выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать;  
- определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;  
- оценка результатов отдачи. 

Стратегический план предприятия  составляется в такой последовательности:  
1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.  
2. Определение хозяйственной политики предприятия.  
3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.  
4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия. 

Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов:  
1) Цели и направления деятельности;  
2) Текущие и долгосрочные задачи;  
3) Базовая стратегия;  
4) Функциональные стратегии;  
5) Описание наиболее важных программ;  
6) Описание внешних операций;  
7) Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;  
8) Формулировка резервных стратегий. 

При составлении стратегического  плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам  товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой  объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конец последнего года плана; финансовый план. 

Стратегия предприятия разрабатывается  на различные периоды времени  в зависимости от степени предсказуемости будущего, продолжительности периода внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической оснащенности (от 3 до 10 лет). 

Существуют следующие разновидности  базовых стратегий:  
- стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.;  
- стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов;  
- стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия. 

Одной из важнейших составных частей стратегии предприятия является планирование риска. Сущность этого  плана заключается в достижении высокого уровня противодействия возмущениям  внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений. 

Методы выбора стратегии:  
- метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);  
- метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема;  
- метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;  
- метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;  
- метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки). 

3. Содержание  средне и краткосрочных планов

Планы предприятия включают следующие  основные разделы:  
- маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;  
- производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;  
- план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;  
- план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;  
- план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;  
- план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;  
- план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;  
- финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;  
- план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;  
- план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов. 

Показатели, применяемые в планирования и, подразделяются:  
- по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные;  
- по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость);  
- по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность). 

Оперативное планирование

Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:

1) Календарное планирование, включающее  детализацию текущего плана предприятия  и доведение заданий до каждого  цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом  составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и  каждый час; 

2) Диспетчеризацию, обеспечивающую:  
- сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;  
- организацию доставки на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. 

Различают: 

- межцеховое оперативное планирование - обеспечивающее скоординированную  деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов; 

- внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих. 

4. Бизнес-план предприятия

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие  при реализации своих целей в  изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. 

Бизнес-план является основой бизнес-предложения  при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. 

Структура и содержание бизнес-плана  строго не регламентированы, но можно  предложить следующий макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта. 

Информация о работе Предприятие как хозяйствующий субъект