Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:59, курсовая работа
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей курсовой работы являются:
1) рассмотрение сущности товарооборота;
3)рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, внешних и внутренних факторов влияющих на товарооборот;
5) поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации 5
1.1. Характеристики розничного товарооборота 5
1.2. Оценка факторов, влияющих на развитие розничного товарооборота 11
2. Анализ розничного товарооборота ЗАО «Сделай сам» 17
2.1 Организационно–экономическая характеристика деятельности ЗАО «Сделай сам» 17
2.2 Анализ товарооборота ЗАО «Сделай сам» 19
2.3 Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 23
3 Предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема ЗАО «Сделай сам» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Рост среднегодовой стоимости всех производственных основных средств обеспечил увеличение объема товарооборота по сравнению с прошлым годом на 1331,7 млн. руб. Повышение фондоотдачи в динамике способствовало росту розничного товарооборота на +643,3 млн. руб.
В процессе анализа
По данным таблицы 2.11 изучим режим работы структурных подразделений ЗАО «Сделай сам».
Таблица 2.11. Информация о режиме работы структурных подразделений ЗАО «Сделай сам»
Показатель |
Отчетный 2012 год | |||
план |
фактически |
отклонение |
% вып. плана | |
Торговая площадь, м2 |
864 |
864 |
––– |
100,0 |
Количество рабочих дней за год |
330 |
328 |
–2 |
99,4 |
Средняя продолжи–тельность рабочего дня, часов |
11,5 |
11,2 |
–0,3 |
97,4 |
Выработка на 1 м2 торговой площади за час работы, тыс. руб. |
1,819 |
1,939 |
+0,120 |
106,6 |
Розничный т/о в действующих ценах за год, млн. руб. |
5964 |
6154 |
+190 |
103,2 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Показатели, характеризующие режим работы структурных подразделений торгового предприятия, повлияли на выполнение плана розничного товарооборота в различных направлениях: одни способствовали его росту; другие привели к уменьшению розничной реализации товаров. Для измерения влияния изменения режима работы структурных подразделений ЗАО «Сделай сам» на выполнение плана товарооборота применим прием цепных подстановок, предварительно составив таблицу 2.12.
Таблица 2.12 Разработочная таблица для изучения влияния режима работы структурных подразделений ЗАО «Сделай сам» на выполнение плана товарооборота за отчетный год
Показатель |
Расчет | ||||
1–й |
2–й |
3–й |
4–й |
5–й | |
1. Торговая площадь, м2 |
План 864 |
Факт 864 |
Факт 864 |
Факт 864 |
Факт 864 |
2. Количество рабочих дней за год |
План 330 |
План 330 |
Факт 328 |
Факт 328 |
Факт 328 |
3. Средняя продолжительность рабочего дня, часы |
План 11,5 |
План 11,5 |
План 11,5 |
Факт 11,2 |
Факт 11,2 |
4. Выработка на 1 м2 торговой площади за час работы, тыс. руб. |
План 1,819 |
План 1,819 |
План 1,819 |
План 1,819 |
Факт 1,939 |
5. Розничный товарооборот
в действующих ценах за год (стр.4 х стр.3 х стр.2 х стр.1 : :1000), млн. руб. |
План 5964 |
Пересчит. 5964 |
Пересчит. 5928 |
Пересчит. 5773 |
Фактич. 6154 |
Из данных таблицы 2.12 следует, что на выполнение плана розничного товарооборота повлияли следующие факторы (в млн. руб.):
уменьшение количества рабочих дней в году:
5928 – 5964 = – 36;
уменьшение продолжительности
5773 – 5928 = – 155;
повышение выработки на 1 м2 торговой площади за час работы:
6154 – 5773 = +381.
ИТОГО: 6154 – 5964 = +190.
Материально–техническая база торговли непосредственно связана с режимом работы магазина и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями.
По ЗАО «Сделай сам» следует изучить возможность повышения эффективности работы в отдельные часы, особенно в вечернее время, когда идет основной поток покупателей. При проведении такого анализа следует использовать хронометражные наблюдения и провести подсчет выручки в отдельные часы работы магазина. Так, можно увеличить время работы отдела магазина с 9 до 11 ч, или 22% [(11 – 9) : 9 х 100]. Исследования показывают, что при удлинении времени работы магазинов на 10% прирост товарооборота составляет примерно 7% [3, с.104]. Следовательно, удлинение времени работы магазина позволит увеличить розничный товарооборот в предстоящем году на 948 млн. руб. [(6154х22х7) : (100х10)].
Изучение потоков покупателей
в отдельные часы по дням
рабочей недели позволит
Для полного и всестороннего
анализа товарооборота
Для анализа влияния факторов на товарооборот млн. руб. (Ух) отобрана информация по четырем факторам: фондоотдача, руб. (х1); товарооборачиваемость, дни (х2); удельный вес розничного товарооборота продовольственной группы в общем объеме товарооборота магазина, % (х3); выработка на одного торгового работника, млн. руб. (х4).
Основная задача корреляционно–
По торговому предприятию ЗАО «Сделай сам» получена следующая функция товарооборота:
Ух= 0,0095 – 0,0023х1 – 0,0069х2+0,0005х3+0,5984х4.
Таким образом, рост
Множественный коэффициент
Сопоставление рассчитанных на
основе корреляционно–
Таким образом, проведенный
Как было выявлено при анализе товарооборота, проведенном в главе 2, на объем товарооборота оказывают влияние различные виды ресурсов, которые подразделяются на материальные, финансовые и трудовые. Все эти виды ресурсов используются в различном сочетании в зависимости от складывающейся конкретной ситуации развития товарооборота.
Наиболее активной частью материальных ресурсов, оказывающих наибольшее влияние на динамику товарооборота являются товарные запасы.
Сокращение времени товарного
обращения является одним из условий
ускорения всего процесса расширенного
воспроизводства, более эффективного
использования оборотных
Вместе с тем скорость обращения товаров должна сочетаться с наличием в розничных организациях широкого и устойчивого ассортимента, гарантирующего бесперебойное удовлетворение спроса обслуживаемого населения.
Факторы, влияющие на состояние товарных запасов и их товарооборачиваемость, можно объединить в следующие группы:
Значительное влияние на динамику товарооборота оказывает рациональное построение ассортимента товаров в магазине. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине должно быть обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
Одним из важных принципов формирования магазина ЗАО «Сделай сам» должно быть обеспечение устойчивости ассортимента товаров. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.
Устойчивый ассортимент
товаров в магазине обусловливает
сокращение затрат времени покупателей
на поиск товаров, позволяет стандартизировать
все важнейшие торгово–
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине ЗАО «Сделай сам» необходимо осуществлять по следующим этапам:
Исследования показали, что в магазинах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.