Предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема ЗАО «Сделай сам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей курсовой работы являются:
1) рассмотрение сущности товарооборота;
3)рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, внешних и внутренних факторов влияющих на товарооборот;
5) поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации 5
1.1. Характеристики розничного товарооборота 5
1.2. Оценка факторов, влияющих на развитие розничного товарооборота 11
2. Анализ розничного товарооборота ЗАО «Сделай сам» 17
2.1 Организационно–экономическая характеристика деятельности ЗАО «Сделай сам» 17
2.2 Анализ товарооборота ЗАО «Сделай сам» 19
2.3 Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 23
3 Предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема ЗАО «Сделай сам» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

РТО динамика, резервы роста, методы его развития.docx

— 306.67 Кб (Скачать)

         Рост среднегодовой стоимости всех производственных основных средств обеспечил увеличение объема товарооборота по сравнению с прошлым годом на 1331,7 млн. руб. Повышение фондоотдачи в динамике способствовало росту розничного товарооборота на +643,3 млн. руб.

         В процессе анализа эффективности  использования материально–технической базы магазина следует определить, как изменилось по сравнению с планом торговая площадь площадь, количество рабочих дней за год, средняя продолжительность рабочего дня и выработка (объем товарооборота) на 1 м2 торговой площади за 1 час работы и как повлияли эти факторы на развитие товарооборота.

         По данным таблицы 2.11 изучим режим работы структурных подразделений ЗАО «Сделай сам».

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.11. Информация о режиме работы структурных подразделений ЗАО «Сделай сам»

Показатель

Отчетный 2012 год

план

фактически

отклонение

% вып. плана

Торговая площадь, м2

864

864

–––

100,0

Количество рабочих дней за год

330

328

–2

99,4

Средняя продолжи–тельность рабочего дня, часов

11,5

11,2

–0,3

97,4

Выработка на 1 м2 торговой площади за час работы, тыс. руб.

 

1,819

 

1,939

 

+0,120

 

106,6

Розничный т/о в действующих  ценах за год, млн. руб.

 

5964

 

6154

 

+190

 

103,2


Примечание. Источник: собственная  разработка.

      

  Показатели, характеризующие режим работы структурных подразделений торгового предприятия, повлияли на выполнение плана розничного товарооборота в различных направлениях: одни способствовали его росту; другие привели к уменьшению розничной реализации товаров. Для измерения влияния изменения режима работы структурных подразделений ЗАО «Сделай сам» на выполнение плана товарооборота применим прием цепных подстановок, предварительно составив таблицу 2.12.

 

Таблица 2.12 Разработочная таблица для изучения влияния режима работы структурных подразделений ЗАО «Сделай сам» на выполнение плана товарооборота за отчетный год

Показатель

Расчет

1–й

2–й

3–й

4–й

5–й

1. Торговая площадь, м2

План

864

Факт

864

Факт

864

Факт

864

Факт

864

2. Количество рабочих  дней за год

План

330

План

330

Факт

328

Факт

328

Факт

328

3. Средняя продолжительность  рабочего дня, часы

План

11,5

План

11,5

План

11,5

Факт

11,2

Факт

11,2

4. Выработка на 1 м2 торговой площади за час работы,

тыс. руб.

План

1,819

План

1,819

План

1,819

План

1,819

Факт

1,939

5. Розничный товарооборот  в действующих ценах за год          

(стр.4 х стр.3 х стр.2 х  стр.1 : :1000), млн. руб.

План

5964

Пересчит.

5964

Пересчит.

5928

Пересчит.

5773

Фактич.

6154


     

Из данных таблицы 2.12 следует, что на выполнение плана розничного товарооборота повлияли следующие факторы (в млн. руб.):

         уменьшение количества рабочих  дней в году:

5928 – 5964 = – 36;

         уменьшение продолжительности рабочего  дня:

5773 – 5928 = – 155;

         повышение выработки на 1 м2 торговой площади за час работы:

6154 – 5773 = +381.                         

 ИТОГО: 6154 – 5964 = +190.

         Материально–техническая база торговли непосредственно связана с режимом работы магазина и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями.

         По ЗАО «Сделай сам» следует изучить возможность повышения эффективности работы в отдельные часы, особенно в вечернее время, когда идет основной поток покупателей. При проведении такого анализа следует использовать хронометражные наблюдения и провести подсчет выручки в отдельные часы работы магазина. Так, можно увеличить время работы отдела магазина с 9 до 11 ч, или 22% [(11 – 9) : 9 х 100]. Исследования показывают, что при удлинении времени работы магазинов на 10% прирост товарооборота составляет примерно 7% [3, с.104]. Следовательно, удлинение времени работы магазина позволит увеличить розничный товарооборот в предстоящем году на 948 млн. руб. [(6154х22х7) : (100х10)].

         Изучение потоков покупателей  в отдельные часы по дням  рабочей недели позволит разработать  оптимальные графики выхода на  работу продавцов, кассиров, других  работников, обеспечить в часы  пик привлечения максимально  возможного числа работающих.

         Для полного и всестороннего  анализа товарооборота предприятия по фактическим данным за 2010 – 2012гг. на материалах изучаемого торгового предприятия проведем множественный корреляционно–регрессионный анализ зависимости товарооборота от основных факторов (приложение Н).

         Для анализа влияния факторов  на товарооборот млн. руб. (Ух) отобрана информация по четырем факторам: фондоотдача, руб. (х1); товарооборачиваемость, дни (х2); удельный вес розничного товарооборота продовольственной группы в общем объеме товарооборота магазина, % (х3); выработка на одного торгового работника, млн. руб. (х4).

         Основная задача корреляционно–регрессионного анализа – построение регрессионной модели, которая позволяет количественно измерить влияние основных факторов на результативный показатель.

         По торговому предприятию ЗАО «Сделай сам» получена следующая функция товарооборота:

 

Ух= 0,0095 – 0,0023х1 – 0,0069х2+0,0005х3+0,5984х4.

         Таким образом, рост фондоотдачи  на 1 руб. (первый фактор) привел к  снижению товарооборота на 0,0023 млн.  руб.; замедление товарооборачиваемости  (второго фактора) привело к  снижению розничного товарооборота  на 0,0069 млн. руб.;  при увеличении  удельного веса  товарооборота  продовольственной группы (третий  фактор) на 1%, розничный товарооборот  магазина увеличится на 0,0005 млн.  руб.; рост выработки на одного  торгового работника (четвертый  фактор) на 1 млн. руб. увеличил  товарооборот на 0,5984 млн. руб..

         Множественный коэффициент детерминации (R2), показывающий долю влияния учтенных факторов, включенных в корреляционную модель, на товарооборот очень велик. Он составил 0,9976, то есть на объем товарооборота повлияло 99,76% от всех отобранных факторов. Коэффициент корреляции (R) составил 0,9973 , что теоретически свидетельствует об очень высокой степени связи между отобранными факторами и товарооборотом.

         Сопоставление рассчитанных на  основе корреляционно–регрессионного анализа прогнозных значений товарооборота с ее фактическими значениями выявляет тенденцию оптимального развития этого показателя.

         Таким образом, проведенный корреляционно–регрессионный анализ позволил выявить резервы роста товарооборота, а именно увеличение фондоотдачи основных производственных средств и ускорение товарооборачиваемости. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема ЗАО «Сделай сам»

 

 

Как было выявлено при анализе  товарооборота, проведенном в главе 2, на объем товарооборота оказывают  влияние различные виды ресурсов, которые подразделяются на материальные, финансовые и трудовые. Все эти  виды ресурсов используются в различном  сочетании в зависимости от складывающейся конкретной ситуации развития товарооборота.

Наиболее активной частью материальных ресурсов, оказывающих  наибольшее влияние на динамику товарооборота  являются товарные запасы.

Сокращение времени товарного  обращения является одним из условий  ускорения всего процесса расширенного воспроизводства, более эффективного использования оборотных средств  в народнохозяйственном комплексе. Скорость оборота товаров является важным фактором экономии расходов за счет сохранения качества товаров, сокращения товарных потерь, повышения эффективности  использования материально–технической базы.

Вместе с тем скорость обращения товаров должна сочетаться с наличием в розничных организациях широкого и устойчивого ассортимента, гарантирующего бесперебойное удовлетворение спроса обслуживаемого населения.

Факторы, влияющие на состояние  товарных запасов и их товарооборачиваемость, можно объединить в следующие  группы:

  • (объем производства, размещение организаций по экономическим районам, специализация, расширение ассортимента товаров и др.);
  • транспортные условия и организация поставок товаров (вид транспорта, формы перевозок, ритмичность поставок и др.);
  • условия потребления (динамика денежных доходов, спрос на новые товары, сезонность спроса и др.);
  • торговые условия (развитие материально–технической базы, размеры организаций, соотношение общей и торговой площадей, насыщенность рынка товарами и др.);
  • физико–химические свойства товаров (сроки хранения, частота поставки и др.);
  • уровень цен.

Значительное влияние  на динамику товарооборота оказывает  рациональное построение ассортимента товаров в магазине. Осуществление  этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности  их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или  микрокомплексов. Такой принцип  формирования ассортимента позволяет  создать большие удобства для  покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми к  продаже товарами, сокращает затраты  времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине должно быть обеспечение достаточной  его широты и глубины. Под широтой  ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый  ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из важных принципов формирования магазина ЗАО «Сделай сам» должно быть обеспечение устойчивости ассортимента товаров. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент  товаров в магазине обусловливает  сокращение затрат времени покупателей  на поиск товаров, позволяет стандартизировать  все важнейшие торгово–технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине ЗАО «Сделай сам» необходимо осуществлять по следующим этапам:

  • распределить отдельные группы и подгруппы товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;
  • определить количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов;
  • разработать конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Исследования показали, что  в магазинах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

Информация о работе Предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема ЗАО «Сделай сам»