Предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема ЗАО «Сделай сам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей курсовой работы являются:
1) рассмотрение сущности товарооборота;
3)рассмотрение состава и структуры товарооборота торговой организации, внешних и внутренних факторов влияющих на товарооборот;
5) поиск путей увеличения объема продаж и разработка на этой основе мероприятий по увеличению объема продаж на рассматриваемом предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации 5
1.1. Характеристики розничного товарооборота 5
1.2. Оценка факторов, влияющих на развитие розничного товарооборота 11
2. Анализ розничного товарооборота ЗАО «Сделай сам» 17
2.1 Организационно–экономическая характеристика деятельности ЗАО «Сделай сам» 17
2.2 Анализ товарооборота ЗАО «Сделай сам» 19
2.3 Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 23
3 Предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема ЗАО «Сделай сам» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

РТО динамика, резервы роста, методы его развития.docx

— 306.67 Кб (Скачать)

– товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

– проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс–оплаты услуг связи;

– товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям.

Товарооборот общественного  питания в оборот розничной торговли не включается. Обязательным признаком  операции, относимой к розничной  торговле, является наличие кассового  чека (счета) или иного заменяющего  чек документа. Оборот розничной  торговли приводится в фактических  продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость  и аналогичные обязательные платежи [3, с.9].

Необходимо четко различать  такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина – из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам) [5, с.141].

Ассортиментный состав проданных  товаров по группам или отдельным  товарным наименованиям характеризует  структуру розничного товарооборота  и является его качественной характеристикой. Структурой товарооборота является соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах [7, ст.126].

С ростом реальных доходов  в условиях насыщенного рынка  в объеме розничного товарооборота  повышается доля непродовольственных  товаров, сближается структура покупок  городского и сельского населения, увеличивается продажа высококалорийных продуктов питания, товаров культурно–бытового и хозяйственного назначения, длительного пользования, транспортных средств, предметов оборудования жилищ, изделий повышенного качества.

Кратко структуру продовольственных  товаров можно представить следующими группами: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, жиры, молоко и молочные продукты, яйца, сахар, кондитерские изделия, чай, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа и макаронные изделия, картофель, овощи, плоды, фрукты и ягоды, и другие продовольственные товары.

В структуре непродовольственных  товаров различают следующие  ассортиментные группы: ткани, одежда, белье, головные уборы и меха, трикотажные  и чулочно–носочные изделия, обувь, хозяйственное мыло, синтетические моющие средства, туалетное мыло и парфюмерия, галантерея и нитки, табачные изделия, спички, товары культурно–бытового и хозяйственного назначения, и другие непродовольственные товары [10, с.142–143].

1.2. Оценка факторов, влияющих на развитие розничного товарооборота

Развитие  товарооборота торгового предприятия  зависит от многих факторов, находящихся  в постоянном взаимодействии. Эффективная  система управления торговым предприятием предусматривает, в частности, разработку механизма регулирования розничного товарооборота, который может быть приведен в действие посредством  соответствующих рычагов–факторов. Поэтому все большую актуальность приобретает задача изучения регулирующей способности и влияния различных факторов.

Целью исследования является изучение факторов, влияющих на розничный товарооборот с целью повышения эффективности  управления им на предприятии в современных  условиях.

Важным  условием обеспечения управляемости  процессом развития розничного товарооборота  служит ритмичность реализации товаров  за тот или иной промежуток времени. Требования к ритмичности обусловливаются  не только непрерывностью потребления  и производства, но и необходимостью обеспечения поступательного выполнения планового задания, что обеспечит  своевременность поступления денег  на расчетный и оплаты счетов за поставку товаров, ускорение товарооборачиваемости, а тем самым прибыльность и  конкурентоспособность. [12, с. 54].

Марцын  В.С. выделяет отдельные факторы, определяющие объем и структуру розничного товарооборота. Первым и основным фактором является местонахождение торгового  предприятия. Действие этого фактора  обусловливает интенсивность потока потенциальных покупателей предприятия. Второй фактор – ценовая и маркетинговая политика предприятия. Успехи предприятия в реализации товаров и услуг в значительной мере зависят от эффективности его ценовой и маркетинговой политики. Рост объема товарооборота возможен при: росте цены реализации отдельных видов товаров; снижении цены реализации отдельных видов товаров при условии роста количества реализованных товаров за счет привлечения дополнительных покупателей или рост объема приобретения товаров одним покупателем.

Третьим фактором является обеспечение товарооборота  товарными ресурсами.  В этом случае рост объемов товарооборота предприятия может быть обеспечено за счет: увеличения численности торгово–оперативного персонала предприятия; сокращения удельного веса в составе персонала аппарата управления, вспомогательного и обслуживающего персонала; рост производительности труда персонала предприятия [14, с. 72].

Баканов М.И. выделяет как внешние, так и  внутренние факторы, которые влияют на товарооборот [3, с.46].   

Внутренние  факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно классифицировать на факторы, связанные:

– с обеспечением товарными ресурсами;

 

 – эффективностью использования трудовых ресурсов;

 

 – эффективностью использования основных средств.

Указанные факторы в большей мере поддаются  влиянию торговой организации, в  данной связи заслуживают отдельного внимания и соответствующего анализа.

Анализ  розничного товарооборота связан с  использованием разнообразной экономической информации, в том числе: экономических нормативов; плановых показателей; социально–экономических показателей района деятельности торговых организаций; данных бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности; материалов выборочных обследований состояния торговли; данных конъюнктуры рынка и т.д. [8, c.199].

Главный фактор успешного развития товарооборота  – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя  анализ, прежде всего проверяют, как  товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение планов и динамику развития розничного товарооборота. Розничный  товарооборот зависит от поступления  товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает  влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса.

                                     Зн + П = Р + В + Зк,                                             (1.1)

где, Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;

П –  поступление товаров;

Р –  розничный товарооборот;

В –  прочее выбытие товаров;

Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.

Влияние показателей товарного баланса  на объем розничного товарооборота  можно определить, применив следующую  формулу:

                                     Р = Зн + П – В – Зк,                                              (1.2)

Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота  положительное влияние оказывают  завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления  товаров и отрицательное –  увеличение прочего выбытия товаров  и завышенные товарные запасы на конец  анализируемого периода.

Анализ  товарных ресурсов торгового предприятия  начинают с составления товарного  баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной  стоимости. В товарный баланс должны включаться все запасы товаров (текущие, сезонные и досрочного завоза) [9, с. 32].

Важным  вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота  на 1 рубль товарных ресурсов (Этов), который определяют по формуле:

                                                                                (1.3)

где,   Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;

П –  поступление товаров;

Р –  розничный товарооборот;

В –  прочее выбытие товаров;

Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.

Этов показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

При анализе  могут определяться обратный показатель эффективности использования товарных ресурсов, то есть объем товарных ресурсов на 1 рубль розничного товарооборота, а также частные показатели эффективности  их использования. К частным показателем  эффективности использования товарных ресурсов относится доля прочего  выбытия товаров в товарных ресурсах или в объеме товарооборота.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается обращение товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует  среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько  раз в течении изучаемого периода  произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются  не сами товары, а вложенные в  них средства.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних  товарных запасах и товарообороте  по одной из следующих формул:

                 или Тдн = Зср: (Р : Д) или ,                  (1.4)

где    Тдн – товарооборачиваемость в днях;

Д –  количество дней анализируемого периода;

Зср – средние товарные запасы;

Р – объем розничного товарооборота;

Рдн – среднедневной объем розничного товарооборота.

Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения  товаров) можно рассчитать по следующим  формулам:

                                 , или ,                                       (1.5)

где Тоб – товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) [9, с. 52].

При определении  средних запасов товаров необходимо привлекать как можно большее  число данных, что обеспечивает репрезентативность расчетов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср)  могут рассчитываться по формуле средней арифметической (путем суммирования их нормативов за четыре квартала отчетного года и делением полученного итога на четыре) или по формуле средней хронологической следующим образом:

                                                              (1.6)

где ,З1 , З2 …З n– запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;       n– число дат, за которые взяты данные [9, с. 50].

При использовании  формулы средней хронологической  плановые среднегодовые товарные запасы рассчитывают следующим образом: к 1/2 норматива товарных запасов четвертого квартала прошлого года добавляют полные их нормативы на первый, второй, третий кварталы и 1/2 норматива четвертого квартала отчетного года и полученный итог делят на четыре.

Если  имеются данные только на начало и  конец изучаемого периода (месяца, квартала или года), то для расчета средних  товарных запасов применяют формулу  средней арифметической, т.е. их суммируют  и полученный итог делят на два.

Фактические среднегодовые товарные запасы обычно определяют по формуле средней хронологической  по данным на тринадцать дат (на начало каждого месяца и на конец года).

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле и, следовательно, оказывает влияние на результаты коммерческой деятельности предприятия.

Информация о работе Предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема ЗАО «Сделай сам»