Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:34, реферат
цель данного реферата:
- рассмотрение процесса планирования и формирования фонда заработной платы предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить структуру фонда заработной платы;
изучить методы планирования фонда заработной платы;
изучить пути реформирования оплаты труда на современном этапе развития социально ориентированной рыночной экономики.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I СТРУКТУРА ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ТРУДА…....5
ГЛАВА II ПЛАНИРОВАНИЕ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ТРУДА……………………………………………………………………………11
ГЛАВА III ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ……………………………………………………….………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…20
• другие выплаты, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством.
II ПЛАНИРОВАНИЕ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ТРУДА
При планировании фонда оплаты труда необходимо придерживаться следующих принципов:
Планирование фонда оплаты труда на предприятии необходимо для решения следующих задач:
Плановый фонд заработной платы должен быть в максимальной степени минимизирован. Это означает, что, прежде всего, достаточно обоснованным должен быть численный и качественный состав персонала. Он должен учитывать и планируемый объём производства и требования к качеству продукции, её материалоёмкость, энергоёмкость и трудоёмкость, а также необходимость поддержания в работоспособном состоянии всей инфраструктуры предприятия и решения как текущих, так и перспективных задач.
Плановый фонд заработной
платы должен учитывать в максимальной
степени, но в тоже время достаточно
реалистично необходимость
Излишек оплаты труда ложится на себестоимость продукции, сокращает прибыль и снижает рентабельность. В то же время недостаток фонда, особенно в период инфляции, вызывает относительное снижение уровня заработной платы, может привести к увеличению текучести кадров, дестабилизации коллектива и даже к социальным конфликтам вплоть до забастовок.
Естественно, фонд заработной платы, как неотъемлемая составная часть структуры средств, направляемых на потребление, требует периодического внесения изменений в связи с действием определённых факторов.
В процессе планирования фонда оплаты труда необходимо решить следующие задачи:
Рассмотрим методы планирования заработной платы на предприятии. Основным источником выплат заработной платы всем категориям работающих является фонд заработной платы. Плановая величина фонда заработной платы (ФЗП) может быть определена различными способами:
ФЗП = ЗПср х Чсп,
где ЗПср - средняя заработная плата одного работающего в плановом периоде с доплатами и начислениями, руб.; Чсп - среднесписочная плановая численность работающих, чел.
Данный метод может быть использован для расчета общего фонда заработной платы, исходя как из численности работающих и их заработной платы в целом по предприятию, так и по категориям и отдельным группам работников.
ФЗП = Q х Нзп,
где Q - общий объем
выпускаемой продукции в планов
3. По приростному методу (основан на использовании базового фонда заработной платы):
ФЗП = ФЗПб х Кq - Эч х ЗПср,
где ФЗПб—фонд заработной платы базисного периода, руб.; Кq - коэффициент увеличения объемов производства в плановом периоде по сравнению с базисным; Эч - экономия численности, чел.; ЗПср -средняя заработная плата одного рабочего в отчетном периоде, руб.
Методы планирования фонда заработной платы в зависимости от стадий планирования могут быть подразделены на укрупненные и подетальные. Укрупнённые методы применяются на стадиях предварительного планирования и длительную перспективу и базируются на учёте динамики численности работающих и средней заработной платы. Оба этих фактора, в свою очередь, зависят от показателей динамики производительности труда. Другим методом укрупнённого планирования является планирование на основе количественно выявленных нормативных величин: затрат заработной платы на единицу продукции, нормативов соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы, нормативов прироста фонда заработной платы на каждую единицу прироста объёма производимой продукции и т.д.
Методы подетального
планирования применяются при расчёте
фонда заработной платы на очередной
планируемый год с
Общий фонд заработной платы при подетальном планировании представляет собой сумму результатов расчётов по каждому элементу структуры фонда заработной платы. Точность расчётов может быть повышена, если они будут произведены по подразделениям предприятия и в разрезе категорий персонала. Детальное планирование фонда заработной платы в разрезе категорий персонала даёт возможность устранить излишества в оплате труда: рабочих, специалистов, служащих, руководителей. При подетальном планировании фонда заработной платы её средняя величина определяется путём деления каждого соответствующего фонда на численность работников предприятия.
III ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
Современный этап становления
социально ориентированной
Международный опыт свидетельствует о том, что формирование системы оплаты труда при заключении тарифных соглашений осуществляется с учетом стоимости рабочей силы, спроса и предложения, уровня безработицы, общественной производительности труда. При этом основным показателем выступает общественная производительность труда. Во многих странах рассчитывается и отслеживается динамика так называемого индекса стоимости заработной платы, характеризующего соотношение темпов роста оплаты и производительности труда.
Использование подобного подхода при заключении коллективных договоров и тарифных соглашений позволяет, с одной стороны, обеспечить опережающий рост производительности труда в сравнении с заработной платой, а с другой — усилить стимулирующую роль оплаты в повышении эффективности труда. Помимо этого, указанный подход может быть использован для обоснования повышения тарифной ставки первого разряда в зависимости от роста производительности труда на различных уровнях хозяйствования.
Универсального механизма регулирования оплаты труда не существует, несмотря на многочисленность зарубежных экономических моделей. Особенности национальной экономики предопределяют разработку концепций реформирования сферы трудовых отношений в увязке с традициями и спецификой.
Реформирование оплаты труда в условиях рыночных отношений предусматривает меры государственного воздействия на заработную плату на макроуровне на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. При этом не исключена возможность регулирования на макроуровне (отрасль) и микроуровне (предприятие).
Для определения величины минимальной заработной платы необходимо определение нижней границы цены рабочей силы. Она должна обеспечивать вознаграждение за работу наименьшей сложности, выполняемую в нормальных для здоровья условиях. По нормативам Международной организации труда, минимальная оплата труда должна составлять 66,7 %, а прожиточный минимум - 50 % уровня средней заработной платы.
При заключении коллективных договоров и тарифных соглашений на различных уровнях хозяйствования при необходимости установления более высокого, чем официальный, уровня тарифной ставки первого разряда важно учитывать:
• стимулирующую функцию заработной платы (или соотношение со средней заработной платой). Чем больше средств используется на повышение тарифной ставки первого разряда, тем меньше их в данный период можно направить на дифференциацию оплаты труда;
• динамику производительности труда работников. Повышение размеров тарифной ставки первого разряда означает экстенсивное развитие предприятия, отрасли и народного хозяйства в целом и способствует лишь усилению инфляционных процессов;
• положение о занятости
работников. Увеличение размеров тарифной
ставки первого разряда без
• удельный вес оплаты труда в совокупных доходах семей работников. Устойчивое снижение доли заработной платы в доходах неизбежно приводит к дальнейшему снижению мотивации труда и уровня социальной защиты.
Механизм установления
нормативов формирования фонда заработной
платы призван выполнять
Эффективность всей структуры системы регулирования заработной платы и стимулирования труда определяется, с одной стороны, тем, насколько оплата труда обеспечивает воспроизводство рабочей силы и содержание семьи, а с другой - тем, насколько заработная плата способствует повышению эффективности деятельности, качества продукции и оказываемых услуг, экономному использованию всех видов ресурсов и росту производительности труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрена структура и методы планирования фонда заработной платы на предприятии. Фонд заработной платы − это сумма заработной платы работников за определённый период времени. Процесс его планирования является одним из важнейших для минимизации затрат предприятия и максимизации отдачи со стороны трудовых ресурсов. Именно этот факт вызывает два противоположных вектора расчётов: с одной стороны к сокращению, с другой стороны к ограничению такого сокращения.
Состав фонда оплаты труда отражает всю сложность производственных и непроизводственных отношений между работником и работодателем. В тоже время подчёркивается связь фонда заработной платы и себестоимости продукции, которая напрямую от него зависит. Методы планирования фонда заработной платы в зависимости от стадии планирования подразделяются на укрупнённые и подетальные. Если первые могут на краткосрочную перспективу дать общую укрупнённую картину объёмов фонда оплаты труда, то вторые способны обрисовать подетельно, то есть в соответствии с каждым видом выплат, показать необходимое на будущий период времени количество средств. Для каждого из методов существуют уточняющие коэффициенты, помогающие максимально приблизить к реальности планируемые показатели, и дающие ту или иную степень точности.
В действующей практике используются разнообразные методы формирования фонда оплаты труда как в целом по предприятию, так и по структурным подразделениям. Следует отметить, что наилучшим образом эту задачу может решать нормативный метод формирования фонда оплаты труда. Именно данный метод использует большинство компаний в странах с развитой рыночной экономикой. Однако он может быть действенным лишь при наличии следующих условий: во-первых, нормативы должны быть стабильные, долговременные, изменяться лишь в случае влияния на объем производства факторов, не связанных с трудовыми условиями коллектива. Во-вторых, нормативы формирования фонда оплаты труда должны быть не индивидуальные, а групповые.
Механизм регулирования расходов на оплату содержит следующие элементы:
Информация о работе Планирование фонда заработной платы работников предприятия