Отраслевые ограны госрегулирования.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Отраслевыми органами управления являются соответствующие министерства, комитеты, концерны, объединения, союзы, учреждения. Они регулируют деятельность важнейших комплексов и отраслей народного хозяйства республики: промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительного комплекса, транспорта, связи и т.д. Обеспечивают выработку и реализацию отраслевой политики, выбор приоритетов, размещение госзаказов, составление прогнозов и программ развития отраслей и т.д.

Содержание

1. Отраслевые органы управления, их функции ………………………….3
2. Понятие и основные составляющие социальной инфраструктуры. Содержание государственного регулирования
социальной инфраструктуры ………………………………………………11
3. Экономика Германии как объект государственного регулирования: особенности, состояние, тенденции развития…………………………….19
Список использованных источников………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

     Анализируя  объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные  элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения.

     В настоящее время развитие социальной инфраструктуры оказывает значительное влияние на все без исключения процессы, происходящие в обществе.

     Развитие  социальной инфраструктуры сопровождается возникновением новых форм и методов  управления материально-технической  базой общественного развития. Однако в реальной жизни сложилась ситуация, когда за создание социальной инфраструктуры никто практически никакой ответственности не несет. Местные органы власти не везде имеют полномочия и права, необходимые для того, чтобы вмешиваться в ход решения важнейших производственных и социальных задач. А в ряде случаев они плохо сориентированы в их важности, больше заботятся о производственных проблемах, чем о том, что волнует и интересует население. Это происходит в значительной степени потому, что формирование инфраструктуры как единого целого не планируется, а средства, выделенные на их развитие, как правило, не соответствуют общим масштабам развития производства и потребностей людей.

     Таким образом, развитие социальной инфраструктуры – это многоаспектная проблема, целевой установкой решения которой является создание условий, достойных человеческой природы и адекватных ей.

     Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. [12]

     Самофинансирование  социального обслуживания населения  в последнее время приобрело, широкие масштабы и позволяет  сделать вывод о том, что спрос  на социально-бытовое обслуживание не удовлетворен. Это вызвано сокращением  размеров бесплатного и льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы при одновременном снижении расходов государства на содержание объектов социальной инфраструктуры.

     Формой  использования финансовых ресурсов бюджета учреждениями и организациями социальной сферы, находящимися на хозрасчете и имеющими самостоятельные доходы, является предоставление им бюджетных субсидий для возмещения ими недостающих доходов для сведения баланса доходов и расходов. Такая потребность в государственных субсидиях обычно бывает вызвана либо стремлением сохранить спрос на социальные услуги, либо централизованной политикой ценообразования на платные социально-культурные услуги.

     Традиционно система финансирования социальной инфраструктуры подразделялась на два канала: отраслевой; территориальный. Развитие и функционирование отраслей социальной инфраструктуры зависят от того, насколько ее отрасли способны обеспечить себя финансовыми ресурсами на текущие цели. Подчинение объектов социальной инфраструктуры различным ведомствам затрудняет координацию в решении социальных проблем городов. Территориальный канал финансирования представлен местным бюджетом, который является основным источником финансирования социальной инфраструктуры города.

     На  сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения (особенно его малоимущих слоев) и обеспечивать ему получение социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут. Поэтому целесообразным представляется сосуществование нескольких форм финансирования, как государственных, так и частных фондов. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена предприятиям, которые тоже могли бы взять на себя часть расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры.

     В современных условиях на содержание и развитие государственных и  муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения.

     В ведении предприятий находилась значительная часть объектов, оказывающих  социально-культурные и жилищно-коммунальные услуги. Средства, получаемые объектами  социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, мобилизируемые и распределяемые через бюджетную систему, и внебюджетных фондов.

     Средства  бюджета и внебюджетных фондов, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением  которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и в значительной мере услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

     Решающее значение для совершенствования межбюджетных отношений и обеспечения государственной поддержки местных бюджетов имеет Система государственных минимальных социальных стандартов, которая служит нормативной базой и инструментом для расчета бюджетной потребности.

     Социальный  стандарт – совокупность социальных потребностей населения, а также  потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета.[4]

     Социальные  нормы и нормативы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Социальные нормы и нормативы различают натуральные и финансовые.

     Характеристика  социальной инфраструктуры является основной входной информацией, используемой для целей расчета бюджетной  потребности.

     Социальная  инфраструктура включает социально-бытовую и социально-духовную инфраструктуры. В социально-бытовую входят некоторые элементы материального производства в торговле, общественном питании, производственные услуги бытового обслуживания и др. В отраслевой классификации социальная инфраструктура представлена образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, транспортом и связью по обслуживанию населения. Каждая отрасль имеет свои особенности развития и размещения.

     К числу важнейших объектов социально-бытовой  инфраструктуры относят жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищно-коммунальное хозяйство  занимается предоставлением жилья  с его благоустройством.

     Бытовое обслуживание – это обширная группа отраслей, в которых можно выделить, прежде всего, отрасли «производственные», производящие материальные ценности и относящиеся одновременно к сфере обслуживания и к сфере материального производства.

     В другую, еще более разнообразную группу, входят услуги связанные с личной гигиеной, уходом за домом, личным транспортом, пункты проката различных предметов, фотографии, также «пожарное депо», кладбища и др.

     Современное бытовое обслуживание представляет собой конгломерат более чем двадцати отдельных подотраслей, выполняющих различные функции, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей населения. Отрасли находятся на различном уровне развития и по количественным и по качественным показателям, располагают неодинаковой материально-технической базой.

     Необходимые звенья повседневной жизни – торговля и общественное питание, которое включает в себя сеть магазинов, киосков, палаток, передвижная торговля; столовые, кафе, рестораны и др. Постоянная потребность населения в услугах данных отраслей обуславливает такую особенность размещения предприятий торговли и общественного питания, как непосредственная близость к потребителю.

     Особое  место в социально-бытовой сфере  занимают транспорт и связь по обслуживанию населения, средства массовой информации, так как они обеспечивают разнообразие «выходов» населения за пределы микросреды постоянного проживания.

     Пассажирский  транспорт – занимает особое место в сфере обслуживания: к помощи пассажирского транспорта прибегают и для поездок в различные учреждения сферы обслуживания, и для доставки некоторых услуг непосредственно на дом.

     Формирование  и поддержание здоровья населения, как важнейшего социального потенциала, разнообразными факторами внешней  среды, но и, прежде всего, уровнем развития здравоохранения. Медицинское обслуживание – население обеспечивается системой учреждений. Система здравоохранения призвана осуществлять полное обеспечение людей всеми видами качественной, квалифицированной медико-санитарной помощью.

    Особое место с позиции перспектив развития личности и общества в целом занимают объекты народного образования. В настоящее время система просвещения включает в себя разнообразные типы организаций и учреждений, деятельность которых направлена на воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров и повышение квалификации.

     Культурное  обслуживание – сеть зрелищных предприятий (театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, цирков, музеев), а также клубы и дома культуры. К этой сфере можно отнести в значительной степени деятельность издательств, работу СМИ радио и телевидения, книготорговлю.

     Основная  функция этих учреждений – это организация культурного отдыха населения. В целом, развитие социально-духовное инфраструктуры имеет большое значение для жизни любого современного общества.

     Таким образом, рассмотрев характер функционирования различных объектов социальной инфраструктуры, видно, что он зависит не только от уровня ее развития, но и от качества обслуживания, возможностей выбора услуг, интеллектуального развития населения, транспортно- временной доступности объектов социальной сферы.

    Социальная  инфраструктура создает предпосылки  для воспроизводства рабочей  силы, следит за здоровьем и образованием, обеспечивает продовольственными и  промышленными товарами, через сеть торговых учреждений, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей. В целом деятельность социальной инфраструктуры направлена на удовлетворение потребностей людей.

    Итак, мы можем сделать вывод, что уровень  развития социальной инфраструктуры, несомненно, оказывает огромное влияние на экономические показатели и экономику Беларуси в целом. 
 
 

 

      3. Экономика Германии как объект государственного регулирования: особенности, состояние, тенденции развития 

     Германская  экономика организована по принципу «социальной рыночной экономики» Ее основным элементом является сочетание принципов свободы на рынке и социального баланса.

     Модель  социальной рыночной экономики предполагает в определенных границах свободные  действия рыночных сил, однако при этом недопустимы антисоциальные извращения рынка.

     Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления Федеративной Республики Германия после  второй мировой войны в качестве альтернативы государственному регулированию  экономики. Его политическая реализация в 1947-49 гг. связана с именами Людвига Эрхарда и Альфреда Мюллер-Армака. Людвиг Эрхард был первым министром экономики, а затем и Федеральным канцлером Федеративной Республики Германия. Его историческая заслуга состоит в разработке концепции социального рыночного хозяйства и ее конкретной реализации в форме экономического строя в Федеративной Республике Германия. Термин «социальная рыночная экономика» сформулирован Мюллер-Армаком.

     Модель  социальной рыночной экономики предполагает в определенных границах свободные действия рыночных сил, однако при этом недопустимы антисоциальные извращения рынка. Предложение товаров растет и дифференцируется, поставщики имеют мотивацию к инновациям, доходы и прибыль распределяются в соответствии с индивидуальными достижениями. Одновременно не допускается чрезмерная концентрация рынка и обеспечивается участие работников в принятии основных экономических решений и тем самым их причастность к достижениям общества.

     Задача  государства и политиков при  этом состоит в создании рамочных условий для  функционирования конкуренции и гармонизации различных интересов. Одновременно необходимо стимулировать готовность и способность людей к действиям на свой страх и риск и большая самостоятельность.

Информация о работе Отраслевые ограны госрегулирования.