Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:14, контрольная работа
Отраслевыми органами управления являются соответствующие министерства, комитеты, концерны, объединения, союзы, учреждения. Они регулируют деятельность важнейших комплексов и отраслей народного хозяйства республики: промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительного комплекса, транспорта, связи и т.д. Обеспечивают выработку и реализацию отраслевой политики, выбор приоритетов, размещение госзаказов, составление прогнозов и программ развития отраслей и т.д.
1. Отраслевые органы управления, их функции ………………………….3
2. Понятие и основные составляющие социальной инфраструктуры. Содержание государственного регулирования
социальной инфраструктуры ………………………………………………11
3. Экономика Германии как объект государственного регулирования: особенности, состояние, тенденции развития…………………………….19
Список использованных источников………………………………………27
Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (главным образом машиностроительной) продукции. Несомненно, что Германия в конце 1990-х годов достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС. [1]
Доля сельского хозяйства за послевоенный период сильно снизилась. Тем не менее, сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питания удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли экономики, получает государственные субсидии, что делает его не слишком эффективным. Ведущая, отрасль - животноводство. ФРГ экспортирует мясо, масло, зерно.
Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются: автомобилестроение; транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); общее машиностроение (производство станков, различных приборов); электротехническая промышленность; точная механика и оптика; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; черная металлургия.
Черная металлургия – в прошлом одна из важнейших отраслей специализации промышленности, вошла с середины 70-х годов в число структурно-кризисных. Черная металлургия сейчас использует привозное сырьё, поэтому, новые центры черной металлургии расположены на берегу моря, то есть в портовых городах. Германия в начале 90-х выплавляла 31,0 млн. тонн чугуна. Стали, выплавлялось 40,8 млн. тонн в год. Стоимость экспорта составляла 2,6 миллиарда долларов, а импорта – 2,5 миллиарда долларов. Практически весь выплавляемый чугун используется в самой Германии. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным и электроплавильным способами.
Основные центры черной металлургии – это Рурский промышленный район, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург. Заводы полного цикла есть также в Саарской области, Бремене, Зальцгиттере и Оснабрюке. Центров предельной металлургии и прокатных заводов намного больше.
Цветная металлургия работает, главным образом, на импортном первичном сырье, а также собственном и импортном ломе цветных металлов; в связи с этим размещение ее предприятий определяется главным образом удобствами и дешевизной подвоза сырья и обеспеченностью соответствующими энергоресурсами. Поэтому сейчас появились новые промышленные центры на побережье морей. Основные центры: Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.
Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности в Германии. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники. Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг. Автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».
Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ.
К числу основных отраслей специализации Германии относится также химическая промышленность. Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии.
К числу основных отраслей специализации Германии относится также химическая промышленность. Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии.
Главный район химической промышленности – Рейнско-Вестфальский, где в пределах земли Северный Рейн-Вестфалия вырабатывается более 2/5 всей продукции отрасли. Район сохраняет ведущую роль в производстве как продуктов основной химии – органической и неорганической, так и многих продуктов тонкого органического синтеза. Важнейшие центры – Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Байер», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд. Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн–Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн «Хёхст»), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн «БАСФ»), на Нижней Эльбе.[5]
Авиационная и космическая промышленность предъявляет наивысшие требования к предприятиям-смежникам и является пионером современных технологий во многих сферах. Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») она служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.
Германия заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-Запад и Юг. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош». Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт.
Авиационная и космическая промышленность предъявляет наивысшие требования к предприятиям-смежникам и является пионером современных технологий во многих сферах. Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») она служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.
Лёгкая промышленность, как и другие отрасли промышленности Германии, высокоразвита, хотя сейчас значительно сократился рынок сбыта, поэтому темпы роста значительно снизились. Страна вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из реторты» – химических, и, прежде всего синтетических волокон. Основные центры лёгкой промышленности – это города запада Германии, Рурский промышленный район, юг Германии, восток Германии, Берлин.
Пищевая промышленность базируется на продукции сельского хозяйства и её переработке, поэтому она представлена такими отраслями как пивоварение, виноделие и др. Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. В Германии производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. Однако треть пива идёт на экспорт. Рейнские и Мозельские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой».
Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами. В связи большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок. В суммарном грузообороте основную роль играет автомобильный транспорт (около 2/3), за которым следуют железнодорожный (около 1/6), внутренний водный (около 1/7), трубопроводный (около 3,5%). В пассажирообороте еще больше доля автомобильного транспорта (более 9/10) и меньше доля железнодорожного (около 6%).
Рост
автомобильного транспорта в пассажирообороте
объясняется ростом числа легковых
автомобилей индивидуального
Государственные органы в Германии с 30-х годов традиционно уделяют большое внимание развитию сети автодорог высшего класса – автострад, не имеющих пересечений на одном уровне, общая протяженность которых приблизилась к 12 тыс. км. Из общей протяженности железных дорог электрифицировано около 2/5. В условиях сосуществования ФРГ и ГДР в обоих государствах приоритетным было направление Север – Юг, обеспечивающее связи морских портов с глубинными районами. После объединения Германии наиболее приоритетным стало широтное направление.
ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными.
Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия – после США – имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.
В настоящее время примерно 24,3 % всех занятых в немецкой экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт. Важнейшие экспортные товары: были автомобили, станки, изделия химической и электротехнической промышленности.
Экспорт состоит из: машин — 31%, станков и оборудования — 17%, продукции химической промышленности — 13%, металлов, продовольствия и текстиля. География экспорта: страны ЕС — 55,5% (Франция—10,7%, Великобритания — 8,5%, Италия — 7,4%, Нидерланды — 7,0%. Бельгия-Люксембург - 5,8%), США - 8,6%, Япония - 2,3%. Импорт состоит из: машин — 22%, станков и оборудования — 10%, продукции химической промышленности — 9%, продовольствия и текстиля. География импорта: страны ЕС — 54,3% (Франция— 10,5%. Нидерланды — 8,5%, Италия — 7,8%, Великобритания — 7,0%, Бельгия-Люксембург - 6,2%), США - 7,7%, Япония - 4,9%. Несколько скромнее позиции страны в импорте и экспорте услуг. Но экспорту услуг страна занимает четвертое место в мире, импорт услуг занимает второе место в мире.
Тесное переплетение немецкой экономики с мировым хозяйством влечет за собой и определенную зависимость. Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Для позитивного непрерывного развития немецкого народного хозяйства важными предпосылками являются стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система.
В
настоящее время примерно 24,3 % всех
занятых в немецкой экономике
прямо или косвенно работают на экспорт.
Это означает, что примерно каждое четвертое
рабочее место в Германии зависит от экспорта.
Тесное переплетение немецкой экономики
с мировым хозяйством влечет за собой
и определенную зависимость. Германия
чутко реагирует на все помехи в мировой
торговле и на изменения мировой конъюнктуры:
это затрагивает рабочие места, капиталовложения,
доходы и уровень жизни. Для позитивного
непрерывного развития немецкого народного
хозяйства важными предпосылками являются
стабильная мировая экономика, свобода
торговли и упорядоченная валютная система.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ