Классификация отраслевых рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Рынок имеет определенную структуру. Структура рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов. Рынки классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются:
по организационному признаку (степени ограничения конкуренции);
по пространственному признаку;
по объектам купли-продажи.

Содержание

Введение 3
1. Рынок и его субъекты 4
2. Классификация отраслевых рынков 6
2.1 Классификация рынков по организационному признаку 8
2.2 Классификация рынков по пространственному признаку 10
2.3 Классификация рынков по объектам купли-продажи 11
2.4 Другие классификации 13
Заключение 16
Список использованных источников 17

Работа содержит 1 файл

экономика отраслевых рынков.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

     Рынок – это система организационно-экономических  отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

     Рынок имеет определенную структуру. Структура  рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов. Рынки классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются:

    • по организационному признаку (степени ограничения конкуренции);
    • по пространственному признаку;
    • по объектам купли-продажи.

     Кроме этого, рынки классифицируют:

    • по степени развития;
    • по характеру ассортимента товаров;
    • по характеру продаж;
    • по уровню насыщения;
    • по соответствию законодательным нормам;
    • по товарным группам;
    • по отраслевому признаку.

     и т.д.

     Готовность производства предусматривает: создание нормальных условий производства товара и выполнение услуг, перечень товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке, наличие плана организационно-технических мероприятий по перестройке технологического процесса производства с целью повышения конкурентоспособности продукции и спроса на нее.

     Цель  работы: Рассмотреть классификацию  отраслевых рынков.

     Задачи  работы: 1.Рассмотреть  рынок и его субъекты;

     2.Ознакомиться с классификацией отраслевых рынков.

 

1. Рынок и его субъекты

     Многообразие  рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая независимость и самостоятельность в производстве, торговле, тесная взаимосвязь спроса и предложения, то есть вся совокупность элементов и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей.

     Рынок - это саморегулируемая, основанная на экономической свободе  система обмена, купли-продажи между  продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара [2,c.245].

     Теоретические основы рынка раскрывают принципы рыночных отношений, которые позволяют определить перечень технико-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование рыночного механизма при наиболее полном удовлетворении различных потребностей общества. Перечень этих условий может быть представлен следующими группами.

     Готовность производства предусматривает: создание нормальных условий производства товара и выполнение услуг, перечень товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке, наличие плана организационно-технических мероприятий по перестройке технологического процесса производства с целью повышения конкурентоспособности продукции и спроса на нее.

     Поведение товаропроизводителя на рынке предусматривает обеспечение нормальных взаимоотношений между товаропроизводителями, представленными на рынке, и в том числе с конкурентами, реализующими аналогичный товар или заменители; использование дифференцированных цен на товары и услуги; прогнозирование возможности увеличения доли в общем объеме реализации аналогичной продукции на рынке; смягчение конкуренции между соперниками.

     Характеристика действующих  рынков включает степень насыщенности, концентрация рынка продавцами и  покупателями, характеристику технико-экономических параметров товаров, представленных на рынке, степень их однородности и взаимозаменяемости, условия реализации товаров и услуг. Эффективность рыночных отношений предусматривает оценку потребности в материальных, денежных, трудовых ресурсов, используемых в производстве товаров и услуг, минимизации текущих затрат и совершенствование действующих технологий, наиболее рациональное распределение и использование ограниченных ресурсов.

     Товарная организация  экономической жизни предполагает существование минимум трех групп институциональных агентов: государства, бизнеса и домохозяйств. Отдельное домашнее хозяйство представляет собой хозяйственную единицу, которая взаимодействует с другими субъектами рынка: бизнес-единицами и государственными органами. Взаимодействуя с фирмами, они становятся участниками рынка труда, предлагая рабочую силу, а также товарного рынка, предлагая продукцию (излишки) домашнего производства, поскольку доходы домохозяйств налогооблагаемы, последние вступают во взаимоотношения с госорганами. Домохозяйства размещают свои сбережения в финансовых институтах, оказываясь тем самым участниками финансового рынка.

     Гражданские институты  сферы бизнеса, как и домохозяства, становятся субъектами различных рынков. Фирмы поставляют готовую продукцию на товарный рынок, и на нем же, а также на рынке труда закупают все необходимое для производственной деятельности. Денежные средства временно не используемые в производстве, фирмы размещают на финансовом рынке, а недостающие средства получают с того же рынка в виде кредитов. Доходы субъектов бизнеса - объект налогообложения, а правила их поведения устанавливаются государством [2,c.257].

 

2. Классификация  отраслевых рынков

     Совокупность  рынков может быть классифицирована по видам деятельности его участников, то есть рынок может быть представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный [3,c.440].

     1.Производственный рынок – составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и удовлетворяющая потребность в средствах производства и предметах потребления. В свою очередь, производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.

     Рынок средств производства – это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т.д.

     Потребительский рынок – рынок товарного обращения, где осуществляется купля продажа предметов потребления, то есть продукции или товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных или коллективных нужд.

     2.Рынок рабочей силы – сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы – работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства.

     3. Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров. Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.

     Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффективность рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгодной процентной ставкой.

     4.Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы. 

       По территориально-географическому  признаку рынок может быть  внешним и внутренним.

     Внутренний  рынок подразделяется на региональный местный и национальный и т.д., внешний – на глобальный, то есть мировой, пограничный и так далее.

     Подразделение товарного обращения на рынок  продавцов и покупателей предопределяется экономической ситуацией, сложившейся  на рынке.

     Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение определяет спрос, то есть на рынке наблюдается избыток товаров, что вынуждает товаропроизводителя снижать цены. Таким образом, рынок покупателя поддерживает интересы покупателя. 

       Рынок продавца – функционирует в интересах продавца, так при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а, следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита. 

       Кроме того, существует еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя способами. Первый способ предусматривает ее реализацию через собственные торговые организации, в другом случае, право на реализацию товара передается экономическому посреднику, то есть на рынок промежуточных продавцов, который представляет собой совокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе. Иными словами, рынок промежуточных продавцов – это рынок посреднических операций. 

       Также рынки подразделяются на  открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на них любого желающего. Если же вход регулируется определенными механизмами, говорят о замкнутости (или закрытости) рынка, а иногда – о наличии барьеров для входа на рынок.

     По  другому критерию различают рынки  стихийные и организованные. К последним, относятся рынки, на которых действуют механизмы спроса и предложения. Если же спрос и предложение уравновешиваются в отсутствие специальных институционализированных форм взаимодействия покупателей и продавцов, имеют место неорганизованные или стихийные рынки.

     Отраслевые  рынки дифференцируются также по стадиям их зрелости, различаются  рынки растущие, зрелые (развитые), и, наконец, затухающие (сжимающиеся).

2.1 Классификация рынков по организационному признаку

     По  организационному признаку (степени  ограничения конкуренции) рынки  подразделяются на [5,c.219]:

  • Рынок совершенной (свободной) конкуренции – основные черты рынка совершенной конкуренции:

     − значительное число продавцов и  покупателей на конкретном рынке;

     − объемы производства и предложения  отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену;

     − всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

     − все участники рынка (продавцы и  покупатели) обладают одинаковой информацией  о положении дел на рынке;

     − мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

     При соблюдении этих условий возникает  действительно равноправное положение  всех участников рынка. Такой рынок  позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной конкуренции производитель может увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства.

  • Рынок монополистической конкуренции – это такая рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.

     Вход  на рынок монополистической конкуренции  относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик;

  • Олигополистический рынок – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм.

Информация о работе Классификация отраслевых рынков