СОДЕРЖАНИЕ
1. Отраслевые органы
управления, их функции ………………………….3
2. Понятие и основные
составляющие социальной инфраструктуры.
Содержание государственного регулирования
социальной инфраструктуры ………………………………………………11
3. Экономика Германии
как объект государственного регулирования:
особенности, состояние, тенденции развития…………………………….19
Список использованных
источников………………………………………27
1.
Отраслевые органы управления,
их функции
Отраслевыми
органами управления являются соответствующие
министерства, комитеты, концерны, объединения,
союзы, учреждения. Они регулируют деятельность
важнейших комплексов и отраслей народного
хозяйства республики: промышленности,
топливно-энергетического комплекса,
строительного комплекса, транспорта,
связи и т.д. Обеспечивают выработку и
реализацию отраслевой политики, выбор
приоритетов, размещение госзаказов, составление
прогнозов и программ развития отраслей
и т.д. Основные функции и деятельность
отраслевого управления определяются
исходя из специфики каждой отрасли, направлений
ее реформирования.[2]
Государственное
управление промышленным комплексом страны
осуществляется Министерством промышленности.
Основные направления его деятельности
– проведение экономической и научно-технической
политики, направленной на структурную
перестройку промышленности, переориентацию
важнейших ее отраслей, на удовлетворение
нужд народного хозяйства республики,
решение неотложных социальных задач,
совершенствование экономических отношений
в условиях формирующегося рынка. В сферу
компетенции министерства промышленности
входит государственное регулирование
деятельности предприятий машиностроительной,
металлообрабатывающей, радиоэлектронной,
приборостроительной, металлургической,
химической, нефтехимической и медицинской
промышленности, а также предприятий,
находящихся в ведении управлений местной
промышленности облисполкомов.
Министерство
промышленности выполняет следующие
функции:
- вырабатывает
меры по ускорению НТП, разработке и реализации
программ экономического и социального
развития отраслей промышленности, проведению
конверсии оборонных производств с целью
создания в республике прогрессивных
видов машин и оборудования, разработки
передовой технологии, наращивания выпуска
товаров народного потребления;
- участвует
в решении вопросов по демонополизации
производства, развитию конкуренции, разгосударствления
и приватизации собственности, расширению
предпринимательства;
- реализует
инвестиционную и научно-техническую
политику, расширение номенклатуры
товаров народного потребления;
- организует
проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ с целью
развития отраслей промышленности;
- прогнозирует
развитие отраслей промышленности республики,
принимает меры по обеспечению динамичного
их функционирования;
- участвует
в формировании государственного заказа
на поставку продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления.
В
ведении министерства находится
свыше 560 предприятий и организаций
различных отраслей науки и производства:
машиностроение; металлургия; электроника
и радиотехника; оптоэлектроника; электротехническая
промышленность; приборостроение; товары
народного потребления. В составе Министерства
26 научно-исследовательских и проектных
институтов, 38 конструкторских бюро.
В
целях преодоления ведомственной
разобщенности, усиления координации
развития топливо снабжающих систем, сбережения
и эффективного использования энергоресурсов
создано Министерство энергетики. Основной
принцип его деятельности заключается
в том, что вопросы перспективного развития
организационно-экономического управления
решаются комплексно по всей территории,
а техническое обеспечение функционирования
отдельных звеньев – по отраслевой принадлежности.
Оптимальное развитие топливо снабжающих
систем осуществляется с учетом имеющихся
ресурсов, их взаимозаменяемости, транспортных
затрат и потребительского эффекта.
В
системе государственного управления
АПК особая роль принадлежит Министерству
сельского хозяйства и продовольствия,
которое является республиканским
органом государственного управления
и подчиняется Совету Министров Республики
Беларусь.
Минсельхозпрод
выполняет следующие функции:
- координирует
деятельность сельскохозяйственных, перерабатывающих
сельскохозяйственное сырье и обслуживающих
сельское хозяйство организаций;
- в установленном
порядке осуществляет экономические реформы;
- обеспечивает
изучение рынка сельскохозяйственной
продукции и средств для ее производства,
разрабатывает предложения по насыщению
его продовольствием и сельскохозяйственным
сырьем;
- взаимодействует
с местными исполнительными и распорядительными
органами в решении экономических, социальных
и других вопросов, принимает совместно
с ними меры по развитию сельскохозяйственного
производства и перерабатывающих его
отраслей;
- принимает
участие в разработке проектов государственных
программ, а также направлений развития
экономики на перспективу;
- обеспечивает
проведение финансово-кредитной и ценовой
политики;
- осуществляет
правовое обеспечение функционирования
сельскохозяйственного производства,
а также перерабатывающих и обслуживающих
его отраслей;
- в установленном
законодательством порядке осуществляет
управление деятельностью юридических
лиц;
- определяет
основные направления научно-технического
развития сельского хозяйства и отраслей,
занимающихся переработкой сельскохозяйственного
сырья и обслуживанием сельского хозяйства;
- координирует
проведение фундаментальных и прикладных
научных исследований аграрного профиля;
- организует
изучение, обобщение и распространение
отечественного и зарубежного опыта по
вопросам сельского хозяйства;
- обеспечивает
создание и внедрение в производство новых
сортов и гибридов сельскохозяйственных
культур, высокопродуктивных пород животных,
интенсивных ресурсосберегающих и безотходных
технологий;
- проводит
единую государственную политику в области
семеноводства, сортоиспытания, племенного
дела, мелиорации;
- разрабатывает
основные направления развития комплексной
механизации, электрификации, газификации,
теплоснабжения, энергосбережения и транспортного
обслуживания сельскохозяйственного
производства;
- обеспечивает
координацию работ, связанных с разработкой
и изготовлением сельскохозяйственных
машин и оборудования;
- осуществляет
в соответствии с действующим законодательством
лицензирование отдельных видов деятельности;
- обеспечивает
рациональное использование земель, предоставленных
в пользование юридических лиц;
- обеспечивает
методическое руководство проектированием
и строительством объектов производственного
назначения и социальной сферы; организует
подготовку схем развития и размещения
отраслей сельского хозяйства, переработки
сельскохозяйственной продукции;
- организует
работу по укомплектованию центрального
аппарата Министерства и находящихся
в его ведении юридических лиц высококвалифицированными
специалистами, по подготовке специалистов
для агропромышленного производства,
повышению их квалификации;
- осуществляет
в установленном порядке внешнеэкономическую
деятельность.
Министерство
природных ресурсов и охраны окружающей
среды является основным государственным
органом в области охраны окружающей
среды.
Главными
задачами министерства являются:
- разработка
и проведение единой государственной
политики в области охраны окружающей
среды и рационального использования
природных ресурсов;
- осуществление
комплексного управления природоохранной
деятельностью в республике;
- осуществление
государственного контроля в области
охраны окружающей среды и природопользования;
- обеспечение
населения информацией о состоянии окружающей
среды и принимаемых мерах по ее оздоровлению,
участие в создании системы образования
и воспитания в области охраны окружающей
среды;
- осуществление
международного сотрудничества.
Министерство
связи Республики Беларусь (Минсвязи)
является республиканским органом
государственного управления и подчиняется
Совету Министров Республики Беларусь.
Минсвязи
выполняет следующие функции:
- разрабатывает
концепции и программы экономического
и научно-технического развития отрасли,
схемы размещения средств связи и принимает
меры по обеспечению финансовыми и материальными
ресурсами работ, определяет приоритетные
направления развития связи;
- осуществляет
управление деятельностью подчиненных
организаций, а также контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью всех входящих в систему
Минсвязи организаций государственной
формы собственности, либо с долей государственной
собственности;
- проводит
проверки финансово-хозяйственной деятельности
организаций, подчиненных Минсвязи;
- организует
проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в области
связи;
- осуществляет
выдачу лицензий на виды деятельности
в области связи и использование радиочастотного
ресурса;
- организует
сертификацию технических средств, включаемых
в сети связи общего пользования, а также
услуг связи;
- обеспечивает
разработку стандартов, норм и правил
эксплуатации средств связи, осуществляет
контроль за соблюдением этих стандартов,
норм и правил юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями;
- организует
работу по проектированию, строительству,
техническому перевооружению, реконструкции
объектов связи, своевременному вводу
в действие производственных мощностей
и объектов;
- разрабатывает
инвестиционные программы, привлекает
для их выполнения средства подчиненных
организаций, а также средства населения
и иностранных инвесторов;
- осуществляет
внешнеэкономическую деятельность, принимает
участие в работе международных организаций
по связи;
- регулирует
тарифы на услуги связи и осуществляет
контроль за их применением;
- осуществляет
меры по обеспечению социальных и правовых
гарантий работникам подчиненных организаций,
установленных законодательством Республики
Беларусь;
- регулирует
взаимодействие между владельцами сетей
электросвязи, которые имеют выход на
сеть связи общего пользования;
- распределяет
план нумерации сетей электросвязи на
территории республики.
Министерство
информации – республиканский орган государственного
управления, формирующий и реализующий
государственную политику в сфере средств
массовой информации, книгоиздания, полиграфии
и книгораспространения. Министерство
сформировалось в результате ряда реорганизаций
Государственного комитета по печати
и Государственного комитета по телевидению
и радиовещанию.
Главная
функция Министерства информации – государственное
регулирование в области передачи и распространения
информации в Республике Беларусь. Кроме
того, оно координирует деятельность Национальной
государственной телерадиокомпании Республики
Беларусь и Белорусского телеграфного
агентства.
В
систему Министерства информации входят
управления информации областных исполнительных
комитетов Республики Беларусь, а
также подчиненных ему организаций.
Министерство
архитектуры и строительства
является органом государственного
управления, подчиненным Совету Министров
Республики Беларусь.
Министерство
выполняет следующие функции:
- осуществление
государственного строительного надзора;
- лицензирование
строительной деятельности;
- осуществление
государственной экспертизы проектов;
- техническое
нормирование, стандартизация и сертификация
в области строительства;
- законодательная
инициатива в области градостроительства,
архитектуры, строительной деятельности,
промышленности строительных материалов,
инвестиционной деятельности в строительстве
и промышленности стройматериалов, жилищной
политики.
Проведение
единой дорожно-транспортной политики,
независимо от вида транспорта, возложено
на Министерство транспорта и коммуникаций.
Министерство
осуществляет следующие функции:
- организует
разработку научно обоснованных концепций
и проектов программ развития в республике
промышленного, железнодорожного, автомобильного
транспорта, морского, торгового и речного
флота и дорожного хозяйства;
- обеспечивает
проведение научно-исследовательских
работ по проблемам комплексного развития
транспорта и коммуникаций;
- разрабатывает
предложения по совершенствованию системы
тарифов (цен) на перевозку грузов и пассажиров;
- обеспечивает
реализацию инвестиционной и научно-технической
политики в целях повышения качества и
конкурентоспособности транспортных
услуг;
- участвует
в разработке и рассмотрении проектов
стандартов, относящихся к области транспорта
и дорожного хозяйства;
- осуществляет
в соответствии с действующим законодательством
лицензирование транспортных работ и
услуг;
- готовит проекты
законодательных актов по вопросам функционирования
в республике транспорта и дорожного хозяйства;
- осуществляет
в установленном порядке контроль за соблюдением
законодательства в области транспорта
и дорожного хозяйства, требований безопасности
движения и судоходства;
- обеспечивает
разработку и выполнение мероприятий
по снижению вредного воздействия транспортных
средств на окружающую среду;
- разрабатывает
экономические нормативы эффективного
хозяйствования объединений, предприятий
и организаций министерства;
- разрабатывает
и реализует в установленном порядке мероприятия
по развитию международного научно-технического
и экономического сотрудничества в области
транспорта и дорожного хозяйства;
- осуществляет
в соответствии с действующим законодательством
внешнеэкономическую деятельность, проводит
переговоры и заключает международные
договоры Республики Беларусь межведомственного
характера с соответствующими органами
иностранных государств и международными
организациями;
- обеспечивает
контроль за состоянием и рациональным
развитием автомобильных дорог общего
пользования, содержанием территорий
и объектов, расположенных в контролируемой
зоне этих дорог.
2.
Понятие и основные
составляющие социальной
инфраструктуры. Содержание
государственного регулирования
социальной инфраструктуры
Социальная
инфраструктура — это совокупность
отраслей и видов деятельности, способствующих
комплексному воспроизводству человека
в процессе реализации его личных
и общественных потребностей посредством
предоставления различного рода услуг.
К
наиболее значимым целевым функциям
социальной инфраструктуры можно отнести:
- создание
условий для формирования прогрессивных
тенденций в демографических процессах;
- воспроизводство
рабочей силы, качественно отвечающей
потребностям и уровню развития производства;
- эффективное
использование трудовых ресурсов;
- обеспечение
оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых
условий жизни населения;
- улучшение
и сохранение физического здоровья населения;
- рациональное
использование свободного времени людей.
Основной
целью функционирования объектов социальной
инфраструктуры является полное и всесторонне
развитие человека путем удовлетворения
его бытовых, духовных и культурных
потребностей.
Развитие
отраслей социальной инфраструктуры учитывает
основные задачи социальной политики,
направленной на улучшение качества
жизни населения, повышение уровня
его благосостояния и долголетия. Это,
прежде всего решение жилищной проблемы,
ликвидация коммунального заселения,
удовлетворение растущих потребностей
населения в качественном жилье; повышение
уровня и качества развития социальной
инфраструктуры, создание культурной
сферы жизнедеятельности человека; улучшение
экологических условий жизни и труда;
повышение профессионального уровня работников
как базы увеличения производительности
труда и роста объемов товаров и услуг;
создание гарантий социальной защищенности
всех групп населения, в том числе молодежи
и пенсионеров; удовлетворение потребностей
населения в товарах и услугах при повышении
уровня платежеспособности населения.
[11]
Специфика
финансирования объектов социальной инфраструктуры
заключается в ее дифференциации
на два типа:
- отрасли,
работающие и развивающиеся за счет собственных
ресурсов и ориентированные на хозрасчет
и получение прибыли как основной цели
своей деятельности. К ним относятся торговля,
общепит, бытовое обслуживание;
- отрасли,
осуществляющие свою деятельность за
счет централизованных, территориальных
и коллективных общественных фондов потребления.
Эти отрасли полностью или частично ориентированы
на бюджетные средства.