Экономика отраслевых рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:59, контрольная работа

Описание работы

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы анализа инноваций, как фактор повышения конкурентоспособности предприятий
1.1 Понятие инновации в экономической науке
1.2 Ключевые моменты организации инновационной
деятельности на предприятии
1.3 Творческая активность персонала и внедрение
инноваций на предприятии
II. Организационные формы инновационной деятельности
2.1 Комплекс организационных форм инновационной деятельности
2.2 Роли специалистов в инновационной деятельности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольня экономика отраслевых рынков.docx

— 37.95 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

I. Теоретические основы анализа инноваций, как фактор повышения конкурентоспособности предприятий

1.1 Понятие  инновации в экономической науке

1.2 Ключевые  моменты организации инновационной

 деятельности  на предприятии

1.3 Творческая  активность персонала и внедрение

 инноваций  на предприятии

II. Организационные формы инновационной деятельности

2.1 Комплекс  организационных форм инновационной  деятельности

2.2 Роли  специалистов в инновационной  деятельности

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в  рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам. Инновация  может быть рассмотрена как в  динамическом, так и в статическом  аспекте. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ).

Разработка, внедрение в  производство новой продукции имеют  для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности  и устранения зависимости фирмы  от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические основы анализа инноваций, как фактор повышения конкурентоспособности предприятий

1.1 Понятие инновации в экономической науке

 

Необходимо разграничить понятия «новшество» и «инновация». Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как  новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована  в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как  новый или усовершенствованный  продукт или технологию, созданную  в результате использования новшества  и реализуемую на рынке или  внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.

Другими словами, технологическое  новшество является источником технологической  инновации, которая приобретает  такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. В свою очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента  появления новшества на рынке  оно становится инновацией.

Инновации принято разделять  на:

  • продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции
  • технологические, распространяющиеся на методы производства;
  • нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера
  • организационные, экономические формы хозяйственной деятельности.

Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных  исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в  новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке, в  новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Процесс распространения  инноваций называют диффузией технологий. Скорость диффузии зависит, в основном, от эффективности технологической  инновации. Причем, чем больше число  предприятий использовало данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали. Более  того, чем раньше предприятие начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. В этой связи  закономерно возникает необходимость  выделения причин, связанных с  инновационной активностью предприятий.

Актуальность осуществления  технологических разработок обусловлена  двумя группами изменений в среде  функционирования предприятия, имеющих  отечественную и международную  природу. Иными словами, на предприятия  оказывает давление внешний и  внутренний рынок. Это давление выражается в изменении поведения потребителей; развитии рынков товаров и услуг  и, как следствие, усилении конкуренции; общемировом развитии новых разнохарактерных технологий; глобализации спроса и  предложения. Во всем мире инновации  сегодня - это не прихоть, а необходимость  выживания, сохранения конкурентоспособности  и дальнейшего процветания.

Международные товаропроизводители, в свою очередь, изменили требования отечественных потребителей к качеству товаров и услуг и оказали  существенное влияние на формирование новых запросов и вкусов у них. Современные покупатели более образованы, более информированы и более  требовательны. Они скептически  относятся к рекламным объявлениям.

Растущее, усиливающее многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих продуктово-рыночных комбинаций становится все более  дифференцированной. Это сокращает  жизненный цикл товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной  для особых групп потребителей. Все  эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция с каждым днем становится динамичнее. Одним из показателей ее динамики может служить время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка. Опыт успешно развивающихся компаний показывает, что сегодня выживает тот, кто умеет быстро реагировать на изменения и постоянно занимается инновациями.

Таким образом, изменение  требований покупателей к качеству товаров и услуг, возрастающее многообразие новой продукции с одновременным  сокращением времени ее выведения  на рынок, усиление конкуренции, вызывают необходимость адекватного реагирования со стороны товаропроизводителей на изменения внешней среды.

1.2 Ключевые моменты  организации инновационной деятельности  на предприятии

Конкуренция и инновационная  деятельность взаимосвязаны. Производители  и потребители в процессе использования  устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в  результате чего вынуждены сокращать  издержки производства на основе инноваций. Предприятия, первые освоившие инновации, имеют возможность снижать издержки производства и, соответственно, стоимость  реализуемых товаров, следствием чего является укрепление своих позиций  в конкурентной борьбе с субъектами рынка, предлагающими аналогичные  товары.

Таким образом, выживаемости субъектов рынка в конкурентной борьбе способствует инновационная  деятельность. Конкуренция и инновации  диалектически взаимосвязаны и  дополняют друг друга, так как:

во-первых, конкуренция - главный  фактор восприимчивости субъекта рынка  к техническим новинкам.

во-вторых, конкуренция вынуждает  предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов  и услуг, которые нужны потребителям и могут удовлетворить их потребности.

в-третьих, конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются  освоить продукцию высокого качества по ценам рынка с целью удержания  потребителей.

в-четвёртых, конкуренция  стимулирует использование наиболее эффективных способов производства.

в-пятых, конкуренция вынуждает  предпринимателей оперативно реагировать  на желания потребителей.

в-шестых, конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.

Конкурентоспособность предприятия  включает в себя комплекс экономических  характеристик, которые определяют его положение в отрасли, например, характеристики товара, факторы, формирующие  экономические условия производства и сбыта продукции.

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность предприятия  соотносятся между собой как  часть и целое. Конкурентоспособность  предприятия зависит от конкурентоспособности  продукции и от совокупности экономических  методов деятельности предприятия, отражающихся на результатах этой деятельности.

Организационными мерами, направленными на повышение конкурентоспособности  предприятия, могут быть следующие:

обеспечение технико-экономических  и качественных показателей, создающих  приоритетность продукции предприятия  на рынке.

изменение качества изделия  и его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя.

выявление и обеспечение  преимуществ продукта по сравнению  с заменителями.

выявление преимуществ и  недостатков товаров-аналогов, выпускаемых  конкурентами и использование этих результатов.

определение возможных модификаций  продукта путем повышения качественных характеристик.

выявление и использование  ценовых факторов повышения конкурентоспособности  продукции.

нахождение и использование  возможных приоритетных сфер применения продукции, особенно инновационной.

дифференциация продукции.

Следовательно, оценка конкурентоспособности  предприятия на конкретном рынке  или его сегменте основывается на анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия.

1.3 Творческая активность  персонала и внедрение инноваций  на предприятии

Другим основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы  маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными  потребителями с целью постоянного  выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие  имеет важное значение, так как  на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более  совершенные». И большинство неудач с выведением инноваций на рынок  специалисты объясняют тем, что  они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время  как покупателям нужен не новый  товар, а новые выгоды. Обобщая  эти и другие условия, отметим, что  для осуществления инновационной  деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется  как совокупность различных ресурсов, включая:

интеллектуальные (технологическая  документация, патенты, лицензии, бизнес-планы  по освоению новшеств, инновационная  программа предприятия)

материальные (опытно-приборная  база, технологическое оборудование, ресурс площадей)

финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);

кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские  и личные связи сотрудников с  НИИ и вузами; опыт проведения НИР  и ОКР; опыт управления проектами)

инфраструктурные (собственные  подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой  продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки)

иные ресурсы, необходимые  для осуществления инновационной  деятельности.

От состояния инновационного потенциала зависит выбор той  или иной стратегии, который в  данном случае можно определить, как  «меру готовности» выполнить  поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Среди внутренних факторов, при которых возрастает эффективность инноваций, можно  назвать: способность руководства  и персонала выделять и оценивать  экономические, социальные и технологические  изменения во внешней среде; ориентация руководства на долгосрочную перспективу  и наличие четких стратегических целей; развитая система сбыта и  маркетинга, способная исследовать  и оценивать рыночные тенденции; осуществление непрерывного поиска новых рыночных предложений; умение анализировать и реализовывать  новые идеи.

Следующим шагом на пути к организации инновационной  деятельности на предприятии должна стать выработка инновационных  целей. Такими целями могут быть: повышение  конкурентоспособности и закрепление  на новых рынках путем совершенствования  имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта; сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий.

Здесь предприятиям следует  принять важное стратегическое решение: приобретать инновации на стороне  или разрабатывать самостоятельно. В первом случае предприятие, как  правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской  организацией. При этом следует иметь  ввиду, что единовременное приобретение технологии потребует аккумулирования  значительных финансовых средств за достаточно короткий срок. Для наиболее эффективного использования финансовых вложений потребуется тщательное сканирование рынка новых технологий и детальный  анализ базы данных организаций, специализирующихся на инновационных технологиях.

Информация о работе Экономика отраслевых рынков