Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:59, контрольная работа
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Введение
I. Теоретические основы анализа инноваций, как фактор повышения конкурентоспособности предприятий
1.1 Понятие инновации в экономической науке
1.2 Ключевые моменты организации инновационной
деятельности на предприятии
1.3 Творческая активность персонала и внедрение
инноваций на предприятии
II. Организационные формы инновационной деятельности
2.1 Комплекс организационных форм инновационной деятельности
2.2 Роли специалистов в инновационной деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Заключение
Список литературы
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
В соответствии с международными
стандартами инновация
Разработка, внедрение в
производство новой продукции имеют
для фирм важное значение как средство
повышения
Необходимо разграничить
понятия «новшество» и «
Другими словами, технологическое новшество является источником технологической инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. В свою очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией.
Инновации принято разделять на:
Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Процесс распространения
инноваций называют диффузией технологий.
Скорость диффузии зависит, в основном,
от эффективности технологической
инновации. Причем, чем больше число
предприятий использовало данную инновацию,
тем выше потери тех предприятий,
которые ее не использовали. Более
того, чем раньше предприятие начнет
вести инновационную
Актуальность осуществления
технологических разработок обусловлена
двумя группами изменений в среде
функционирования предприятия, имеющих
отечественную и международную
природу. Иными словами, на предприятия
оказывает давление внешний и
внутренний рынок. Это давление выражается
в изменении поведения
Международные товаропроизводители,
в свою очередь, изменили требования
отечественных потребителей к качеству
товаров и услуг и оказали
существенное влияние на формирование
новых запросов и вкусов у них.
Современные покупатели более образованы,
более информированы и более
требовательны. Они скептически
относятся к рекламным
Растущее, усиливающее многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих продуктово-рыночных комбинаций становится все более дифференцированной. Это сокращает жизненный цикл товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной для особых групп потребителей. Все эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция с каждым днем становится динамичнее. Одним из показателей ее динамики может служить время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка. Опыт успешно развивающихся компаний показывает, что сегодня выживает тот, кто умеет быстро реагировать на изменения и постоянно занимается инновациями.
Таким образом, изменение
требований покупателей к качеству
товаров и услуг, возрастающее многообразие
новой продукции с
Конкуренция и инновационная
деятельность взаимосвязаны. Производители
и потребители в процессе использования
устаревшей техники и технологии
получают дифференциальный убыток, в
результате чего вынуждены сокращать
издержки производства на основе инноваций.
Предприятия, первые освоившие инновации,
имеют возможность снижать
Таким образом, выживаемости субъектов рынка в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность. Конкуренция и инновации диалектически взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как:
во-первых, конкуренция - главный фактор восприимчивости субъекта рынка к техническим новинкам.
во-вторых, конкуренция вынуждает
предпринимателя постоянно
в-третьих, конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка с целью удержания потребителей.
в-четвёртых, конкуренция
стимулирует использование
в-пятых, конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на желания потребителей.
в-шестых, конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.
Конкурентоспособность предприятия
включает в себя комплекс экономических
характеристик, которые определяют
его положение в отрасли, например,
характеристики товара, факторы, формирующие
экономические условия
Конкурентоспособность продукции
и конкурентоспособность
Организационными мерами,
направленными на повышение
обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке.
изменение качества изделия
и его технико-экономических
выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с заменителями.
выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами и использование этих результатов.
определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик.
выявление и использование
ценовых факторов повышения
нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, особенно инновационной.
дифференциация продукции.
Следовательно, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия.
Другим основным условием
для внедрения инноваций
интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия)
материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей)
финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);
кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами)
инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки)
иные ресурсы, необходимые
для осуществления
От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как «меру готовности» выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Среди внутренних факторов, при которых возрастает эффективность инноваций, можно назвать: способность руководства и персонала выделять и оценивать экономические, социальные и технологические изменения во внешней среде; ориентация руководства на долгосрочную перспективу и наличие четких стратегических целей; развитая система сбыта и маркетинга, способная исследовать и оценивать рыночные тенденции; осуществление непрерывного поиска новых рыночных предложений; умение анализировать и реализовывать новые идеи.
Следующим шагом на пути
к организации инновационной
деятельности на предприятии должна
стать выработка инновационных
целей. Такими целями могут быть: повышение
конкурентоспособности и
Здесь предприятиям следует
принять важное стратегическое решение:
приобретать инновации на стороне
или разрабатывать