Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:29, отчет по практике
Основными задачами преддипломной практики является закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, развитие необходимых знаний и навыков по специальности, организаторской деятельности в трудовом коллективе.
Введение 3
1. Характеристика предприятия РУПП "Маз" 4
2. Показатели результативности деятельности предприятия РУПП "Маз" 22
3. Анализ эффективности деятельности службы маркетинга РУПП "Маз" 26
3.1. Реализация маркетинговой концепции на предприятии РУПП "Маз" 26
3.2. Оргструктура маркетинговой службы РУПП "Маз" 28
3.3. Основные задачи службы маркетинга РУПП "Маз" 30
4. Основные рынки сбыта РУПП "Маз" 37
5. Конкурентоспособность РУПП "Маз" 47
6. Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности службы маркетинга РУПП "Маз" 52
Заключение 56
Список использованных источников 57
Приложения 58
составление заявок на необходимые материалы для осуществления функций сбыта;
подготовка материалов для заявления претензий и исков к другим предприятиям и организациям, физическим лицам по вопросам сбыта;
участие в рассмотрении и удовлетворении обоснованных рекламаций на отгруженную готовую продукцию;
составление заявок на подачу железнодорожного состава, контейнеров и автотранспорта на месяц, квартал, год;
правильное применение нормативных актов по поставкам продукции;
составление оперативной и статистической отчетности о выполнении поставок по госзаказам, договорных обязательств и своевременное их представление с объяснительной запиской.
Оценку действующей
Сформированная в настоящее время структура управления маркетингом на предприятии ориентирована на достижение производственных целей, а именно: обеспечить загрузку производственных мощностей предприятия, повысить финансовые результаты своей деятельности. Данные цели, если учитывать теоретические положения концепции маркетинга не относятся к истинно маркетинговым, так как основная цель маркетинга в управлении предприятия заключается в обратном: ориентировать производство на удовлетворение потребностей потребителей его продукции. Поэтому и подразделения, включенные в управления реализации, свою деятельность ориентируют на достижение локальной цели, вытекающей из интересов производства, а не потребителей. Так, например, коммерческий отдел, отдел планирования и реализации запасных частей и ТНП свою деятельность осуществляет исходя из спланированных производственных заданий цехам (Службой финансового директора предприятия).
Действующую оргструктуру управления реализации можно отнести к смешанному типу. Включение подразделений в состав управления осуществлялось как по функциям (отдел маркетинговых исследования, отдел планирования), так и по оперативной работе (коммерческий отдел, отдел реализации). Внутренне построение отделов (т.е. их деление на бюро) также представляет собой сочетание оперативных и функциональных подразделений. Поэтому нарушается следующий принцип – эффективная система взаимосвязей как между отделами, так и внутри отделов и их подразделений.
Внутренняя структура отделов выделенных по функциям, функциональной организации не соответствует. Так отдел маркетинговых исследований делится на бюро маркетинговых исследований и бюро рекламы (т.к. рекламу никак нельзя отнести к маркетинговым исследованиям и т.д.). коммерческий отдел призван обеспечить предприятия комплектующими для производства, а отдел реализации продажи автомобильной техники и запасных частей к ней непосредственно с завода.
Функции, выполняемые отделом связей с постоянными потребителями также не соответствуют его названию. На предприятии под постоянными потребителями понимаются, прежде всего, дилеры (т.е. фирмы-посредники). Работы с непосредственными потребителями (изучение их потребностей и предпочтений, формирование базы данных по всем потребителям) на предприятии не ведется. По составу выделенных подразделений не прослеживаются также взаимосвязи, обеспечивающие участие управлений в формировании ценовой политики предприятия несмотря на то, что согласно Временного Положения о службе маркетинга предприятия ценообразование относится к числу приоритетных направлений в деятельности управлений. Нельзя признать сложившуюся систему взаимосвязей в управлениях реализации оптимальной также и потому, что в структуре управлений не нашло отражение то, что предприятие развивает четыре основных товарных линии в производстве: автомобили, прицепной состав, автобусы, троллейбусы. Товарный принцип частично положен в основу организации сбытовой структуры с выделением бюро автомобилей, ответственного за сбыт автомобильной техники на внутреннем и рынках стран СНГ. Вместе с тем для предприятия, как свидетельствуют результаты анализа, представленные выше, характерна значительная география сбыта с выделением как региональных, так и отраслевых сегментов. Это также не учтено в организации управления маркетингом на предприятии.
Снижение эффективности
Следует также выделить и нарушение принципа единого подчинения работников управления из-за смешанной системы построения оргструктуры управления.
Действующая оргструктура управления маркетингом также не является гибкой, так как представляет собой разновидность иерархической плоскостной структуры линейного типа со всеми вытекающими из-за этого последствиями. Таким образом, организация управления маркетингом нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Рынок автомобильной техники, если рассматривать его в мировом масштабе, является выраженным рынком потребителя (по большинству видов продукции предложение превышает спрос). Основной тенденцией, которая характерна для развития данного рынка вот уже 10 лет является медленный рост спроса (3–5% в год). По оценкам специалистов мирового банка, основной фундаментальной причиной такой динамики является то, что автомобилестроительная отрасль относится к «заходящим» отраслям в развитии мирового производства, т.е. отраслям, использующим в своем производстве технологии четвертого уклада. [10, с.13]
К наиболее быстрорастущим отраслям относятся телекоммуникации, электронная промышленность, информатика и другие, использующие технологии 5-го и 6-го укладов (их рост составляет более 20% в год). Между тем ограниченный рост рынка автомобильной техники имеет и более простое объяснение: наблюдается устойчивый рост на большинство видов выпускаемой продукции (и, в первую очередь, на грузовые автомобили). Причиной тому во многом являются растущие международные требования к техническому уровню выпускаемой техники, её безопасности и экологичности, к охране здоровья населения. Поэтому для автомобилестроительных предприятий ключевыми проблемами являются обеспечение максимального снижения себестоимости производства и расширение рынков сбыта автомобильной техники. Если при решении первой проблемы базовая роль принадлежит «ноу-хау» в конструкторских разработках и технологии производства, то расширение рынков сбыта связано с изучением вариаций потребительского спроса и предложения потребителям таких моделей автотехники, которые бы (при их высоком качестве) трансформировали в себя динамику потребительских предпочтений, нужд и потребностей.
Для таких предприятий маркетинг
становится системообразующей
Теперь перейдем от мировых тенденций к ситуации на рынках, где представлена продукция предприятия.
Если судить по данным таблицы 4.1, то продукция Минского Автомобильного завода реализуется на 4 основных рынках. Внутреннем, рынке России, рынке стран СНГ и рынках стран дальнего зарубежья.
Основные продажи
Таблица 4.1. Реализация продукции РУП МАЗ за 2005–2006гг. в разрезе основных рынков, %
Основные рынки |
Автомобили |
Прицепы и полуприцепы |
Автобусы | |||
2005 |
2006 |
2005 |
2006 |
2005 |
2006 | |
Внутренний рынок |
11,06 |
10,3 |
6,64 |
6,01 |
38,29 |
39,6 |
Экспорт, всего: |
88,94 |
89,7 |
93,36 |
93,99 |
61,71 |
60,4 |
в т.ч. Россия |
71,34 |
72,6 |
81,74 |
8,71 |
32,88 |
31,77 |
Страны СНГ |
7,82 |
8,08 |
7,94 |
7,94 |
0,68 |
0,83 |
Дальнее зарубежье (вкл. Литву, Латвию, Эстонию) |
10,5 |
11,5 |
3,68 |
4,31 |
28,15 |
28,3 |
ВСЕГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Примечание. Источник: Собственная разработка
Теперь проведем оценку рынка России и стран СНГ как основных рынков сбыта Минского предприятия.
В таблице 4.2. представлена динамика изменения потенциальной емкости рынка СНГ в разрезе продукции, выпускаемой РУП МАЗ.
Таблица 4.2. Динамика емкости рынка автомобильной техники стран СНГ
Продукция |
Емкость рынка, тыс. шт. | ||||||
Годы | |||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Автомобили |
34,5 |
34,1 |
54,0 |
58,2 |
60,2 |
60,4 |
64,3 |
Прицепной состав |
24,1 |
23,8 |
37,8 |
40,7 |
42,1 |
42,5 |
45,0 |
Автобусы |
46 |
46 |
50 |
55 |
68 |
100 |
120 |
Примечание. Источник: Собственная разработка
Как видно из таблицы, наиболее высокие темпы роста наблюдаются на рынке автобусов, почти в 3 раза по отношению к 2000г. наблюдается расширение емкости рынка по автомобилям. Вместе с тем невысокие темпы экономического роста в России и других странах СНГ не позволяют инвестировать в производство автомобилей и обновление парков грузовых автомобилей. В частности, в России в 2004г. на 15% по отношению к 2003г. снизилась реализация грузовых автомобилей. Стабильность в реализации на протяжении последних 5 лет наблюдалась лишь у МАЗа, в основном благодаря резкому расширению номенклатуры выпускаемой техники и приемлемому соотношению «цена-качество».
Следует ожидать, что в ближайшей перспективе объемы продаж на рынке грузовой автотехники России будут увеличиваться медленно. Причиной тому – введение с 01.01.2006г. экологических норм Евро-2 и далее Евро-3, что значительно увеличивает стоимость автомобилей при незначительном (2–3% в год) росте цен на рынке, а это, в свою очередь, снижает рентабельность производства автотехники.
Между тем на рынке России МАЗу приходится конкурировать с другими производителями автотехники стран СНГ. В частности, на рынке большегрузной автомобильной техники представлена продукция 9 изготовителей (4 российских, 1 белорусский и 4 западные компании). В таблице 4.3 представлено распределение доли основных изготовителей большегрузной автотехники в общем объеме реализации на Российском рынке в 2004–2005гг.
Таблица 4.3. Доля реализации большегрузной автомобильной техники основных изготовителей на рынке Российской Федерации за 9 месяцев 2005–2006гг., %
Заводы-изготовители |
Годы |
Изменение доли | |
2005 |
2006 | ||
МАЗ |
27,9 |
28,08 |
+0,18 |
КАМАЗ |
31,04 |
36,0 |
+4,96 |
УРАЛАЗ |
9,45 |
10,19 |
+0,74 |
КРАЗ |
2,34 |
3,07 |
+0,73 |
ЗИЛ |
0,53 |
1,3 |
+0,77 |
Западные компании (новые автомобили + б/у) |
27,66 |
23,06 |
-4,6 |
ВСЕГО |
100% или 47 921 шт. |
100% или 56 300 шт. |
+8379 |
Примечание. Источник: Собственная разработка
За анализируемый период наибольший рост продаж был отмечен у КАМАЗа, Маз сохранил свою долю. Между тем основной конкурент МАЗа на рынках России КАМАЗ пользуется значительной поддержкой правительства России, как в части реструктуризации долгов, так и в части гарантий иностранным банкам на кредиты под перевооружение. В 2005г. завершил монтаж оборудования «Mitsubishi Heavy Industries» и «Kommatsy Corp.» для производства двигателей, соответствующих стандартам «Евро-2» и «Евро-3». Кроме того, КАМАЗ организовал с рядом банков России схему лизинговых продаж на приемлемых для потребителя условиях. С целью укрепления своих позиций на конкурентных рынках автотехники западные автомобилестроительные концерны начали объединяться. Например: Daimler-Chrysler, Renault-Volvo и др. Объединение в стратегические альянсы позволяет сократить затраты на непроизводительные расходы, снизить себестоимость, увеличить инвестиции в развитие.
По такому пути начинают идти основные конкуренты МАЗа в России ККАМАЗ и УралАЗ, а также производители узлов, агрегатов, комплектующих. Четыре ведущие автомобильные компании России учредили Союз автопроизводителей России. Это ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КАМАЗ», ООО «Руспромавто», ОАО «Северсталь АВТО». Основными задачами Союза является повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских предприятий.