Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:29, отчет по практике
Основными задачами преддипломной практики является закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, развитие необходимых знаний и навыков по специальности, организаторской деятельности в трудовом коллективе.
Введение 3
1. Характеристика предприятия РУПП "Маз" 4
2. Показатели результативности деятельности предприятия РУПП "Маз" 22
3. Анализ эффективности деятельности службы маркетинга РУПП "Маз" 26
3.1. Реализация маркетинговой концепции на предприятии РУПП "Маз" 26
3.2. Оргструктура маркетинговой службы РУПП "Маз" 28
3.3. Основные задачи службы маркетинга РУПП "Маз" 30
4. Основные рынки сбыта РУПП "Маз" 37
5. Конкурентоспособность РУПП "Маз" 47
6. Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности службы маркетинга РУПП "Маз" 52
Заключение 56
Список использованных источников 57
Приложения 58
Примечание. Источник: Собственная разработка
В 2006г. на предприятии было создано
310 новых рабочих мест. Рост числа
производственного персонала
Реализация маркетинговой
Сильные стороны производственной деятельности:
Слабые стороны:
Основной стратегической целью Минского автомобильного завода на ближайшие годы является производство конкурентной на внутреннем и внешнем рынках автомобильной техники, отвечающей современным требованиям по экологии, экономичности, безопасности, надежности и ресурсу.
В современных условиях одно из основных требований потребителей автотранспортной техники состоит в том, что им нужны экологически чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства, соответствующие требованиям норм ЕВРО-2, ЕВРО-3 и, в перспективе, ЕВРО-4.
Основные иностранные конкуренты МАЗа уже выпускают автомобильную технику, соответствующую ЕВРО-3 и с 2006 года переходят на ЕВРО-4.
Главную задачу предприятие видит в повышении технического уровня автомобильной техники, что нашло отражение в мероприятиях программы по модернизации производства. Реализация комплекса мер в этом направлении позволит укрепить конкурентные преимущества МАЗа на рынке. Для реализации стратегической цели завода необходимо:
- завершить разработку конкурентоспособных по техническому уровню и качеству различных видов автомобильной техники, отвечающей требованиям норм ЕВРО-3;
- провести техническое
перевооружение и
Параллельно с решениями основной стратегической цели завод предусматривает также осуществить:
обновление и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
техническое перевооружение
производства с заменой устаревшего
морально и физически изношенного
оборудования и технологий на новые
более прогрессивные и
проведение комплекса мероприятий по снижению себестоимости продукции;
дальнейшее развитие маркетинговой деятельности с целью завоевания и освоения новых рынков сбыта;
улучшение гарантийного и сервисного обслуживания продукции завода у потребителей;
освоение производства ряда деталей и узлов, взамен покупаемых в настоящее время в странах дальнего зарубежья.
Реализация данной
стратегии позволит заводу повысить
конкурентоспособность и
Эффективность работы Минского автомобильного завода выгодна государству. С ростом объемов производства возрастают налоговые поступления в бюджет как самого завода, так и предприятий-смежников. Устойчивый экспорт в Россию сокращает дефицит платежного баланса республики.
Для достижения этих целей необходимо
в ближайшее время
Конечной целью
На РУП МАЗ в действующей оргструктуре маркетинговая служба представлена подразделениями, которые находятся в составе управления реализации автомобильной техники для грузоперевозок и управления реализации автомобильной техники для пассажирских перевозок (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Оргструктура управления реализации автомобильной техники для грузовых перевозок
Примечание. Источник: собственная разработка
Управления состоят из отделов, которые, в свою очередь, включают бюро. Поэтому, как видно из приведенных схем, на предприятии нет единой централизованной службы маркетинга, а есть совокупность подразделений, выполняющих маркетинговые функции в составе управлений реализации продукции.
Рис. 3.2. Оргструктура управления реализации пассажирской автомобильной техники.
Примечание. Источник: собственная разработка
Задачи службы маркетинга, перечень основных
выполняемых функций закреплен во «Временном
Положении об управлении маркетингом
на РУП МАЗ».
В соответствии с п.1 Положения основными задачами маркетинга являются:
Выявление потенциальных потребителей автомобильной техники, запасных частей к ней и ТНП; налаживание связей с потребителями.
Формирование портфеля заказов, планирование производства автомобильной техники, запчастей и ТНП с учетом требований рынка;
Налаживание, организация, обеспечение и развитие сервисного обслуживания автотехники в пределах Республики Беларусь и государств СНГ;
Освоение новых источников прибыли за счет активизации коммерческой деятельности, новых форм сотрудничества в партнерами;
Прогнозирование перспектив развития производства и наращивания или сокращения мощностей, исходя из требований рынка по номенклатуре и количеству с учетом возможностей продаж;
Своевременное и качественное заключение договоров на поставку продукции. Исходя из поставленных задач, служба маркетинга осуществляет свою работу в соответствии с оговоренным выше положением, а также в работе руководствуется законами РБ, «Положением о поставках продукции производственно-технического назначения», «Положением о поставках товаров народного потребления» и другими документами.
Достижение вышеперечисленных задач обеспечивается при выполнении системы функций.
В свою очередь, маркетинговые функции делятся на пять направлений: 1) поиск клиентов; 2) маркетинговые исследования; 3) стимулирование сбыта; 4) участие в планировании ассортиментной загрузке производства; 5) исследование товара и ценообразование.
Каждое направление
предполагает проведение определенных
мероприятий. Поиск клиентов включает
в себя поиск потенциальных
Маркетинговые исследования проводятся в разрезе выпускаемых моделей автомобилей, запасных частей, товаров народного потребления. В процессе исследования накапливается определенная информация, которая впоследствии передается руководству предприятия. Также данное направление в работе предусматривает изучение недостатков и преимуществ заводов-конкурентов. Далее разрабатываются предложения по привлечению тех покупателей, которых обслуживает конкурент.
В области стимулирования сбыта
предусматривается реклама
После проведения рыночных исследований подразделения маркетинга прогнозирует перспективы развития производства, участвует в формировании портфеля заказов, разрабатывает проекты плана производства н планируемые периоды, корректирует их.
В области товаров и ценовой политики работниками анализируются предложения по улучшению качества, поступающие от потребителей. Важным является формирование ценовой политики по всем видам и моделям выпускаемой продукции, а также применение различных форм расчетов, скидок. Выполнение данных функций разделено между отделами и бюро управлений. Но выполнение некоторых функций невозможно без привлечения сторонних организаций. Так, например, исследование рынка большегрузных автомобилей, запчастей к ним проводилось при помощи компетентных в этом вопросе лиц, не относящихся к работникам завода и управления маркетинга РУП МАЗ.
В подразделениях, реализующих маркетинговые функции, работает 59 человек. К руководителям относятся: начальники отделов маркетинга, их заместители, начальники бюро. Эти люди, кроме основ маркетинга должны хорошо ориентироваться во внешней среде – покупателях, поставщиках, конкурентах. Руководители маркетинговых подразделений обладать аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, необходимо также, чтобы каждый из начальников четко знал свое дело, круг своих обязанностей и ответственность.
К специалистам относятся инженеры, которые выполняют поставленные перед ними задачи.
Следует отметить немаловажным тот факт, что большинство работников, выполняющих маркетинговые функции на Минском автозаводе имеют техническое образование, а не экономическое. Это сказывается на результатах деятельности. Например, применение лизинга до сих пор не получило широкого развития, несмотря на высокую эффективность такой формы реализации автотехники.
Кроме того, в выделенных управлениях выполняются также и чисто сбытовые задачи и функции. К сбытовым задачам относятся:
обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре и в соответствии с заключенными договорами;
контроль за поставкой продукции структурными подразделениями предприятия;
обеспечение учета приемки и отгрузки продукции.
Решение поставленных задач достигается выполнением системы сбытовых функций:
обеспечение успешной коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции;
участие совместно с соответствующими службами предприятия в формировании номенклатурных планов производства и сдачи готовой продукции для обеспечения поставок в установленные сроки и по номенклатуре;
составление годовых, квартальных и месячных планов поставок продукции в соответствии с заключенными договорами;
увязка планов запуска в производство и поставки продукции с производственными службами и цехами предприятия с целью обеспечения сдачи готовой продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами;
ежемесячный, ежеквартальный анализ выполнения плана поставок и принятие мер по выполнению цехами задолженности по поставке продукции;
участие в совершенствовании сбытовой сети и форм доставки продукции потребителям;
проведение мероприятий по ликвидации необоснованных расходов по сбыту продукции;
организация правильного хранения готовой продукции, её рассортировки, комплектации, консервации, упаковки и отправки потребителям;
планирование и организация отгрузки готовой продукции;
подготовка данных об общем количестве поставляемой продукции по номенклатуре, предусмотренной заключенными договорами;