Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:29, отчет по практике
Основными задачами преддипломной практики является закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, развитие необходимых знаний и навыков по специальности, организаторской деятельности в трудовом коллективе.
Введение 3
1. Характеристика предприятия РУПП "Маз" 4
2. Показатели результативности деятельности предприятия РУПП "Маз" 22
3. Анализ эффективности деятельности службы маркетинга РУПП "Маз" 26
3.1. Реализация маркетинговой концепции на предприятии РУПП "Маз" 26
3.2. Оргструктура маркетинговой службы РУПП "Маз" 28
3.3. Основные задачи службы маркетинга РУПП "Маз" 30
4. Основные рынки сбыта РУПП "Маз" 37
5. Конкурентоспособность РУПП "Маз" 47
6. Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности службы маркетинга РУПП "Маз" 52
Заключение 56
Список использованных источников 57
Приложения 58
На сегодняшний день Минский автозавод использует в основном краткосрочные планы, т.е. оперативное планирование. Данные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов предприятия, необходимых для достижения его целей.
Стратегическое планирование на предприятии отсутствует как таковое. Это является следствием того, что Минский автозавод действует в условиях предельно высокой неопределенности.
Основным видом плана является оперативный план. Оперативный план текущей деятельности – «хозяйственный план» или «план прибыли» составляется на один год. Этот план регламентирует производство и реализацию продукции на рынке. Помимо общего плана каждое подразделение имеет свои оперативные планы, дополняющие общий план предприятия. Этапы составления оперативного плана:
Анализ результатов
Определение задач на год.
Подготовка планов текущей деятельности отдельных подразделений предприятия.
Составление финансовых планов.
Утверждение годичного плана предприятия.
Помимо оперативных планов текущей деятельности важным элементом системы планирования на Минском автомобильном заводе является бизнес-план.
Он необходим для
Вопросами реализации автомобильной техники на рынках дальнего зарубежья ведает зам. генерального директора по внешнеэкономическим связям, которому в числе прочих подразделений подчинена внешнеторговая фирма. Она была создана в 1987г. ВТФ «БелавтоМАЗ» является структурным подразделением минского автомобильного завода. Фирма занимается экспортно-импортными операциями, связанными с продажей автотехники марки МАЗ на внешних рынках, а также закупками, связанными с обеспечением производства Минского автомобильного завода импортными комплектующими. ВТФ находится в непосредственном подчинении заместителя генерального директора ГП «Минский автомобильный завод» и имеет следующую структуру:
Рис. 1.3. Организационная структура внешнеторговой фирмы
Примечание. Источник: Собственная разработка
Как видно из представленной схемы, в составе фирмы, которая также построена по смешанному типу, нет подразделений, которые бы выполняли маркетинговые функции, связанные, например, с изучением рынков сбыта в странах дальнего зарубежья, проведения рекламных акций и других коммуникативных мероприятий по продвижению продукции, а также формирования дилерской сети. По сути внешнеторговая фирма представляет собой закупочно-сбытовое подразделение с сохранением высокого управленческого статуса в иерархии предприятия. И если при её создании ввиду перехода предприятий в конце 80-х гг. на самостоятельное ведение своих внешнеэкономических связей такая была для того времени оптимальной, то для современных условий сохранение отдельного функционального направления в управлении предприятием по внешним рынкам на уровне зам. генерального директора не является оправданным.
Важнейшей функциональной сферой в управлении предприятием является также процесс материально-техническое обеспечение. Производство продукции Минского автомобильного завода связано с потреблением большой номенклатуры и ассортимента материалов и комплектующих. Завод получает сырье и комплектующие более чем от 169 поставщиков. По-прежнему основные виды материалов поступают из России. В стоимостном выражении поставки из стран СНГ и Дальнего зарубежья выглядят следующим образом:
Таблица 1.2. Основные поставщики РУП МАЗ за 9 месяцев 2005–2006гг.
Страна-поставщик |
Объемы поставок | |
Млн. руб. |
% | |
Всего: |
15907 |
100 |
в т.ч. Россия |
11941 |
75,1 |
Беларусь |
2 122 |
13,3 |
Украина |
1 416 |
8,9 |
Дальнее зарубежье |
426 |
2,7 |
Примечание. Источник: Собственная разработка
Основными поставщиками сырья, материалов и комплектующих, с которыми поддерживаются давно сложившиеся, долгосрочные связи, являются:
АО «Капролактан» (РФ);
ПО «Полимер», г. Новополоцк, (РБ);
ПО «Пластик» (РФ);
Нефтеперерабатывающий завод, г. Новополоцк (РБ);
Лакокрасочный завод, г. Котовск (РФ);
АО «Росхимсервис», г. Москва (РФ);
ГП «Завод им. Свердлова», г. Дзержинск, Нижегородская обл., (РФ);
АО «Синтез», г. Дзержинск, Нижегородская обл., (РФ);
ЗАО «ФК», г. Буй, Костромская обл. (РФ);
ОАО «Лакокраска», г. Ярославль (РФ);
Завод пластмассовых изделий, г. Борисов (РБ).
Основными поставщиками металлопродукции являются:
АО «Магнитогорский
ЗАО Металлургический завод «Петросталь», г. Санкт-Петербург
АО «Северсталь», г. Череповец;
Новолипецкий комбинат «Промсталь»;
Днепропетровский трубный
ТООО «Донецк», г. Калитва (Украина);
Могилевский металлургический завод, г. Могилев (РБ).
Основными поставщиками комплектующих для производства автомобильной техники являются: предприятия России – Ярославский и Тутаевский моторные заводы, Самарский и Волжский подшипниковые заводы. Из предприятий Украины основными поставщиками являются: Полтавский насосный завод и Кировоградский агрегатный завод.
Из предприятий Беларуси можно выделить следующих поставщиков: Бобруйский шинный завод, Кузнечный завод тяжелых штамповок (г. Жодино), Барановичский автоагрегатный завод, Осиповичский завод автомобильных агрегатов и Минский рессорный завод.
В рамках последней реорганизации структуры управления предприятием дирекция по материально-техническому снабжению была также переименована в дирекцию по закупкам. Такое переименование свидетельствует о том, что менеджмент предприятия понимает, что в рамках динамично развивающихся товарных рынков процесс материально-технического снабжения производства следует организовывать с позиций рыночного подхода, т.е. в форме закупки, когда главная проблема заключена в выборе из множества предпочтений, требуемых сырья, материалов и других ресурсов, тех, которые в наибольшей степени отвечали бы повышению потребительских характеристик выпускаемой конечной продукции, а сам процесс поставки был бы в наименьшей степени затратным. С учетом такого подхода к осуществлению закупок и сама организационная структура управления ими должна включать элементы маркетинга.
2. показатели результативности деятельности предприятия РУПП "Маз"
Данные, отражающие выпуск продукции предприятия
за анализируемый период, представлены
в таблице 2.1.
Как видно из таблицы, в 2006г. на предприятии выпущено 16 904 шт. автомобилей и 3954 шт. прицепной техники, что по отношению к 2004г. составило соответственно 109,6% и 111,5%. Наиболее впечатляет рост производства автобусов с 464 шт. в 2004г. до 875 шт. в 2006г., т.е. почти 200% (188,5%).
Таблица 2.1. Выпуск продукции Минским автозаводом за 9 месяцев 2004–2006гг.
Наименование продукции |
Единица измерения |
Фактический выпуск по годам | ||
2004г. |
2005г. |
2006г. | ||
Автомобили |
шт. |
15413 |
16343 |
16904 |
Прицепная техника, всего |
шт. |
3546 |
3679 |
3954 |
в т.ч. прицепы |
шт. |
647 |
567 |
1414 |
полуприцепы |
шт. |
2899 |
3132 |
2540 |
Автобусы |
шт. |
464 |
550 |
875 |
Всего объем товарной продукции в действующих ценах |
млн. руб. |
93493,6 |
103391,7 |
109621,5 |
Примечание. Источник: Собственная разработка
О перспективах роста производства автобусов на предприятии свидетельствует портфель заказов, сформированный службой маркетинга предприятия на 2007–2008гг. (таблица 2.2.).
Производственная программа
Для выполнения производственной программы предприятие располагает 34 автоматическими линиями, 31 промышленным роботом и манипуляторами, 7722 единицами высокопроизводительного технологического оборудования и 188 станков с ЧПУ. Только за последние три года приобретено около 407 единиц нового современного оборудования.
Процент автоматического и полуавтоматического оборудования поднялся с 44 до 54,5%, причем в механосборочном производстве он составил 79,6%. Уровень механизации сварочных работ достиг 91%. Растет роботизация и автоматизация практически во всех производствах.
Производственная мощность предприятия по состоянию на 01.01.2006г. составляет: автомобили грузовые – 24 000шт., прицепы автомобильные – 4000 шт., полуприцепы автомобильные – 3000шт., автобусы – 400 шт. По технологическому циклу создания автомобильной техники на заводе действуют все виды производств: заготовительное, литейное, кузнечно-прессовое, механообрабатывающее, термическое, сварочное, производство пластических материалов и РТИ, окрасочное, сборочное.
Таблица 2.2.. Портфель заказов на производство автобусов РУП МАЗ на 2007–2008гг. в разрезе основных региональных рынков
Регион |
Количество, шт. |
Республика Беларусь | |
Автобусные парки г. Минска |
127 |
Автобусные парки по областям РБ |
180 |
Прочие предприятия (служебный транспорт) |
60 |
Итого по РБ |
367 |
Российская Федерация | |
г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл. |
500 |
г. Челябинск и область |
10 |
Башкирия |
120 |
г. Ярославль и область |
50 |
Прочие регионы России |
748 |
Итого по РФ |
1428 |
Дальнее зарубежье | |
Литва |
10 |
Латвия |
5 |
Киргизия |
100 |
Казахстан |
60 |
Болгария |
40 |
Итого по дальнему зарубежью |
215 |
Всего на 2007–2008гг. |
2010 |
Примечание. Источник: Собственная разработка
Использование производственных мощностей и оборудования на заводе характеризуется следующими данными:
Коэффициент использования среднегодовой мощности: 1) автомобили грузовые – 0,6; 2) прицепы и полуприцепы – 0,72; 3) средний коэффициент загрузки технологического оборудования – 0,35.
По состоянию на 01.01.2007г. на заводе имелось в наличии 6706 ед. металлообрабатывающего оборудования. По возрастному составу: менне 10 лет – 2257 ед. (33,7%); от 10 до 20 лет – 1789 ед. (26,7%); свыше 20 лет – 2660 ед. (39,6%). [25, с.8]
Согласно данным бухгалтерского учета, износ технологического оборудования составляет более 80%.
Это ещё раз подчеркивает необходимость обновления парка технологического оборудования, обусловленную тем, что изношенность оборудования затрудняет, а порой делает невозможным организацию выпуска продукции на высоком технологическом уровне, соответствующей мировым стандартам качества.
Работа завода в условиях рыночной экономики поставила новые задачи, потребовавшие разработать новые технологические решения. В целях повышения конкурентоспособности продукции Минского автомобильного завода проводятся работы по техническому перевооружению завода. Для этой цели предусмотрено приобретение соответствующего оборудования на сумму 9 178,5 млн. руб. Необходимо отметить, что основная масса необходимого технологического оборудования производится в странах СНГ и дальнего зарубежья. Исходя из этого, приобретение данного оборудования для развития производства окажет влияние на значительный рост импорта по заводу. Показатели, отражающие конечные результаты деятельности РУП МАЗ за анализируемый период, представлены в таблице 2.3.
По данным таблицы видно, что за анализируемый период наблюдается рост всех основных оцениваемых показателей. Так, например, товарная продукция, рассчитанная в действовавших ценах, выросла на 17,2%, объем реализации на 23,9%. Сбытовые запасы сократились на 5% и, как следствие, ускорилась оборачиваемость оборотных средств (2004г.–189,3 дня; 2006г.–188,7 дня).
Таблица 2.3.. Показатели результативности работы предприятия за 9 месяцев 2004–2006гг.
Ед. изм. |
Годы |
Отклонения | |||
2004 |
2006 |
абс0 |
% | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Товарная продукция в действующих ценах |
млн. руб. |
93493,6 |
109621,5 |
+16127,9 |
+17,2 |
Объем реализации |
млн. руб. |
90688,2 |
111813,4 |
+21125,2 |
+23,3 |
Реализовано продукции в % к произведенной товарной продукции |
% |
97 |
102 |
+5 | |
Балансовая прибыль |
млн. руб. |
50740 |
81332 |
+30592 |
+60 |
Прибыль от реализации |
% |
117,1 |
123,1 |
- |
+6 |
Рентабельность производства |
% |
10,4 |
12,6 |
+2 |
+22 |
Оборачиваемость оборотных средств |
дней |
189,3 |
188,7 |
-0,6 |
-9,9 |
Коэффициент оборачиваемости |
– |
1,86 |
1,87 |
+0,01 |
- |
Численность всего |
чел. |
20083 |
20379 |
+316 |
1,5 |
в т.ч. ППП |
чел |
17413 |
17723 |
+310 |
1,7 |