Особенности управления малым бизнесом в индустрии гостеприимства и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке туристических услуг.

Содержание

Введение.
Глава 1. Сущность и особенности организации малого бизнеса в индустрии гостеприимства и туризма.
Виды малого бизнеса в индустрии гостеприимства и туризма.
Типы организационных структур в индустрии гостеприимства и туризма, применимых для малых предприятий.
Глава 2. Малое предпринимательство в гостиничном бизнесе.
2.1. Разновидности малых гостиниц и особенности управления ими.
2.2. Характеристика мини-отеля «Вилма».
Глава 3. Малое предпринимательство в турагентской деятельности.
3.1. Общие положения управления малыми турфирмами.
3.2. Система управления турфирмы «Турист».
Глава 4. Малый бизнес в ресторанном секторе.
4.1. Положение малых предприятий на рынке услуг питания.
4.2. Организационная структура управления ресторана «Жемчужина».
Заключение.
Приложения.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Особенности управления малым бизнесом в индустрии гостеприимства и туризма.doc

— 602.50 Кб (Скачать)

     Туроперейтинг относится к производственной сфере  бизнеса. В данной области создается  туристский продукт, который впоследствии реализуется самостоятельно туроператором или через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли. Прибыль в системе туроперейтинга рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации турпродукта.

     Туроператорская деятельность — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организованном отдыхе.

     Для туроперейтинга характерна коллективная форма бизнеса. В туризме действует  множество туроператоров в виде мелких и средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. Наиболее распространенными формами предпринимательства являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа. Выбор таких организационно-правовых форм обоснован прежде всего ограниченной ответственностью субъектов предпринимательства и незначительным объемом стартового капитала.

     Следует отметить малое количество туроператоров  на российском рынке, что существенно  сдерживает развитие внутреннего и  въездного туризма. Это объясняется рядом причин, и в первую очередь низким спросом на внутренние туры со стороны как россиян, так и иностранных граждан.

     Турагентская  деятельность — это предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организованном отдыхе. Данная сфера предпринимательства представляет собой обширную сеть розничной торговли.

     Турагентская  деятельность относится к коммерческой сфере бизнеса. В данной области  туристские агентства выступают  посредниками между продавцами и покупателями турпродукта. Прибыль в системе турагентского предпринимательства формируется в виде комиссии от продажной цены тура.

     Для турагентского предпринимательства  характерны индивидуальная и коллективная формы бизнеса, Наиболее распространенными формами турагенств являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа. Выбор организационно-правовых форм, как и в туроперейтинге, обоснован прежде всего ограниченной ответственностью субъектов предпринимательства и незначительным объемом стартового капитала,

     В настоящее время на российском, рынке  преобладают турагентства, которые  создаются в виде представительств международных туроператоров. Это  объясняется минимумом усилий, в  организации бизнеса, так как международные операторы предоставляют необходимую документацию и реквизит, а нередко и первоначальный стартовый капитал.

     В то же время многие туроператоры и  турагенты объединяются в ассоциации по интересам. Подобные ассоциации формируют  инфраструктуру спроса на туристскую продукцию по регионам России, способствуют развитию въездного, и внутреннего туризма, внедряют международные стандарты обслуживания в России, формируют единое информационное пространство, а также решают ряд других существенных проблем в социально-культурном сервисе и туризме.

     Гостиничная деятельность — это вид предпринимательства с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах размещения.

     Гостиничное хозяйство — это база любого тура: размещение в большинстве случаев входит в турпакет. Уровень качества и стандарты гостиничного обслуживания, а также количество гостиниц в том или ином туристском центре значительно влияют на возможности приема туристов.

     Гостиничная деятельность относится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и реализуются туристам услуги размещения. Прибыль в системе гостиничного бизнеса рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг размещения.

     Для гостиниц характерна коллективная форма  бизнеса, так как гостиничная деятельность является трудоемкой и требует больших капитальных вложений. В гостиничном бизнесе действует множество малых и средних предприятий, а также крупных корпораций. Наиболее распространенной формой предпринимательства в гостиничном секторе экономики являются акционерные общества открытого типа, что обосновано прежде всего объемом стартового капитала.

     Гостиницы классифицируются по уровню комфорта, им на основе сертификации может быть присвоено от одной до пяти звезд. В настоящее время в России максимальный удельный вес в общем составе гостиничной базы составляют гостиницы с низким уровнем комфорта, что оказывает отрицательное воздействие на развитие внутреннего и въездного туризма.

     По  мере роста числа въездных туристских поездок растет спрос на гостиничные услуги, причем качественные услуги. Гостиничный бизнес в настоящее время является приоритетным, и предприниматели готовы вкладывать денежные средства в его развитие.

     Обслуживание  туристов питанием — вид предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах питания.

     Одной из основных услуг в технологии туристского  обслуживания является питание. Уровень  качества и стандарты ресторанного обслуживания, а также количество предприятий питания в том или ином туристском центре значительно влияют на возможности приема туристов.

     Ресторанная деятельность относится к производственной сфере бизнеса. В данной области  создаются и реализуются туристам услуги питания. Прибыль в системе питания рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг питания.

     Для ресторанов и иных туристских предприятий  питания характерны индивидуальная и коллективная формы бизнеса. В  ресторанном бизнесе действует множество мелких и средних предприятий, а также крупных корпораций. Наиболее распространенными формами предпринимательства в этом секторе экономики являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа. Выбор организационно-правовой формы обоснован, прежде всего, целями бизнеса и амбициями учредителей.

     Предприятия питания классифицируются по качеству обслуживания, им на основе сертификации может быть присвоено от одной  до пяти звезд. В настоящее время  в России функционируют предприятия всех классов, что оказывает позитивное воздействие на развитие внутреннего и въездного туризма в стране.

     По  мере роста числа туристских поездок  растет спрос на услуги и качество питания.

     В данной работе будут подробно рассматриваться ресторанное малое предприятие, мини-отель и турфирма.

    1. Типы организационных структур в индустрии гостеприимства и туризма, применимых для малых предприятий.

   Современному  менеджменту известно несколько  основных видов классических организационных  структур управления в зависимости от способа их построения — команда единомышленников, линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, процессная. Каждая из структур может использоваться для управления отелем в зависимости от типа, количества сотрудников. Кроме того, следует отметить, что в соответствии с процессами глобализации развиваются различные разветвленные и сетевые формы компаний, которые используют дивизионные формы управления, аутсорсинговые и франчейзинговые принципы организации работы. Рассмотрим особенности, способы и условия, а также преимущества и недостатки использования каждой из организационных структур управления на примере гостиничного менеджмента.

   Структура «команда единомышленников».

              Используется для управления  гостиницей с персоналом не более десяти человек (см. Приложение №1). Принцип управления основан на взаимозаменяемости, страховании и поддержке между сотрудниками. При этом все остаются на виду, и в любой момент понятно, кто чем занят. При наличии объединяющей цели и средних человеческих и профессиональных качествах работников "команда единомышленников" — идеальная организация. Никакая формализованная структура не может сравнится с ней по эффективности.5

   Однако  пока компания набирает обороты и  растет численность сотрудников, отношения "каждый с каждым" уходят в прошлое. Необходимое для согласования взаимодействий время превышает физический ресурс сотрудников.

   Многие  события, происходящие в компании, становятся неочевидными — между членами "команды  единомышленников" исчезает взаимопонимание. Различия во взглядах, компетенции, профессиональном опыте и занимаемых должностях приводят к нарастанию разномыслия и несогласованности действий. Несмотря на героические усилия лояльных организации сотрудников результативность падает или, по крайне мере, растет неадекватно затрачиваемым усилиям. Это приводит к неудовлетворенности, в коллективе начинаются брожение и разлад. Если руководство оказывается неспособным на кардинальные меры, компания разваливается.

   На  смену импровизированным отношениям "каждый с каждым" приходят формальные правила, которые упорядочивают ключевые вопросы взаимодействия, разделяя функции, полномочия и ответственность.

   Линейная  структура управления (ЛСУ).

   Линейная  структура управления (ЛСУ) является самой простой по построению и обеспечивает непосредственное, прямое воздействие на объект управления — персонал гостиницы (исполнителей) и бизнес-процессы со стороны линейного руководителя, возглавляющего определенный участок гостиницы. Под участком в данном случае следует понимать определенную доходообразующую сферу бизнеса гостиничного предприятия, например: номерной фонд, рестораны и бары, конгресс-центр и банкетную службу, оздоровительный клуб и т.д. (см. Приложение № 2).

   В ЛСУ  в полной мере выполняется принцип единоначалия, т.к. все исполнители внутри подразделения подчиняются одному-единственному человеку — линейному руководителю, который решает вопросы широкого круга, но только в рамках своего участка. Подобные взаимодействия обеспечивают высокую скорость и достоверность движения информации, непротиворечивость заданий, а также способствуют сокращению числа управленческого персонала в отеле. Система управления также обеспечивает возможность контроля над исполнением поручений, т.к. линейный менеджер несет полную персональную ответственность за результаты работы своего подразделения.

   С другой стороны, руководитель подразделения  в ЛСУ должен быть высоко квалифицирован и компетентен во всех вопросах, касающихся непосредственно его  участка. Действительно, например, менеджер ресторанов и баров помимо знаний в области ресторанного дела и общих навыков руководства должен обладать знаниями в области продаж и маркетинга, логистики продовольствия и складирования, бухгалтерского учета, а также технического и компьютерного обеспечения.   Несмотря   на   простоту  построения самой структуры, слишком усложненным представляется производство и предоставление услуг внутри участков гостиницы, что приводит к увеличению числа линейного персонала.

   Построение  систем гостиничного менеджмента по принципу ЛСУ наиболее часто встречается в мини-отелях, предоставляющих неширокий или ограниченный спектр услуг и относящихся к категории три или четыре звезды. Наиболее яркими примерами московских отелей, использующих принципы ЛСУ, являются «Алроса», «Сретенская», «Акварель» и т.п. Усложнение технологий обслуживания и расширение спектра оказываемых гостиницами услуг послужили причиной перехода к более сложным структурам управления, использование которых в гостиничном бизнесе является более эффективным и предпочтительным в настоящее время.6

   Преимущества  линейной организационной  системы управления:

   1) единство  и четкость распоряжений;

   2) согласованность  действий исполнителей;

   3) простота  управления (один канал связи);

   4) четко  выраженная ответственность;

   5) оперативность  в принятии решений;

   6) личная  ответственность руководителя за  конечные результаты деятельности  своего подразделения.

   Недостатки  линейной организационной  системы управления:

   1) высокие  требования к руководителю, который  должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления;

   2) отсутствие  звеньев по планированию и  подготовке решений;

   3) перегрузка  информацией, множество контактов  с подчиненными, вышестоящими и  сменными структурами;

   4) концентрация  власти в управляющей верхушке.

Функциональная  организационная структура управления.

   Функциональная  структура управления (ФСУ) — организационная  структура, построение которой основано на дифференциации функций управления, разделяющих процессы на отдельные операционные отрезки, а управленческие воздействия на воздействия по функциям (см. Приложение №3).

   Подобная  организационная структура является классическим вариантом разделения труда по вертикали. Применение ФСУ  обусловлено ростом размеров отелей, усложнением процедур предоставления услуг, появлением новых гостиничных продуктов, и, в связи с этим, необходимостью деления сложных бизнес-процессов и работ на простейшие операции (действия) для организации наиболее эффективной координации и контроля над их исполнением.

Информация о работе Особенности управления малым бизнесом в индустрии гостеприимства и туризма