Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:50, курс лекций
Курс "Основы экономики и управления предприятием" предусматривает введение в изучение таких дисциплин, как экономика предприятия, маркетинг, управление и организация производства.
1. Предмет и задачи курса
2. Производственная организация, предприятие, фирма – ключевой компонент хозяйственного потенциала страны
3. Основные экономические элементы и показатели функционирования производственных предприятий (фирм)
3.1. Издержки производства и реализации продукции
3.2. Хозяйственные средства (имущество) предприятия
3.3.Основные средства предприятия
3.4. Оборотные средства предприятия
3.5. Основные экономические показатели деятельности предприятия
4. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности
4.1. Концепция маркетинга
4.2. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей
4.3. Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятия
4.4. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара
4.5. Товары. Товарные марки. Упаковка. Услуги
4.6. Стратегия разработки новых товаров
5. Организация цикла создания и освоения новых товаров
5.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров
5.2. Сокращение сроков создания и освоения новых товаров. Задачи и методы
6. Научно-техническая подготовка производства
6.1. Научно-исследовательские работы (НИР)
6.2. Опытно-конструкторские работы (ОКР)
6.3. Оценка эффективности НИР и ОКР
6.4. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг)
6.5. Техническая подготовка производства
7. Производственный процесс и типы производств
7.1. Производственный процесс и принципы его организации
7.2. Типы производств и их технико-экономическая характеристика
7.3. Производственная структура предприятия
7.4. Производственный цикл и его структура
8. Сущность, цели и задачи менеджмента
8.1. Функции и методы управления
8.2. Организационные структуры управления
8.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы
9. Организация и управление материально-техническим и трудовым потенциалом предприятия (фирмы)
9.1. Организация инструментального хозяйства
9.2. Организация ремонтной службы предприятия
9.3. Организация энергетического хозяйства предприятия
9.4. Организация транспортного хозяйства предприятия
9.5. Организация складского хозяйства предприятия
9.6. Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС)
9.7. Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии
9.8. Заработная плата и основные принципы ее организации
ЛИТЕРАТУРА
9.4. Организация транспортного хозяйства предприятия
Задачи транспортного хозяйства - осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Рациональная
организация транспортного
Классификация транспортных средств предприятия приведена в табл. 9.2.
Таблица 9.2
Классификация транспортных средств предприятий
Признак |
Характеристика |
1. Зона применения |
1.1. Внешний транспорт для связи предприятия
с внешними транспортными системами: 1.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между
цехами, участками, рабочими местами): |
2. Вид транспортного средства |
2.1. Колесный транспорт: |
Структура транспортной службы предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объемов выпуска продукции.
Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия приведена на рис.9.4.
Рис. 9.4. Структура транспортной службы предприятия
Функции
транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, применяемых
в транспортной службе;
- планирование потребностей во всех видах
транспорта на основе расчетов грузопотоков
и грузооборота;
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности в запчастях
и их приобретения;
- оперативное планирование и диспетчирование
обеспечения предприятия всеми видами
транспорта;
- обеспечение производственных процессов
транспортными средствами;
- организация осмотров и ремонта транспортных
средств;
- организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных
средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
- организация приобретения новых транспортных
средств, их регистрации в государственных
органах, получения лицензий на перевозку
грузов и людей, списания и утилизации
транспортных средств.
Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот - это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток - количество грузов (т, шт, кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются
на основании:
- видов перемещаемых грузов;
- пунктов отправления и доставки;
- расстояний между пунктами;
- объемов перемещаемых грузов;
- частоты и регулярности перевозок.
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.
Разовые перевозки - перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).
Маршрутные перевозки - постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.
Одним из методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости (рис. 9.5).
В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады.
Каждый цех и склад представлен графой и строкой. Итоги граф показывают общее поступление грузов в данный цех, итоги строк - величину отправления грузов. Сумма итогов граф или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков.
Цехи -отправители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сумма поступлений |
Цехи -получатели | ||||||
1 |
/////// |
- |
- |
- |
- |
Пц1 |
2 |
- |
/////// |
- |
- |
- |
Пц2 |
3 |
- |
- |
/////// |
- |
- |
Пц3 |
4 |
- |
- |
- |
/////// |
- |
Пц4 |
5 |
- |
- |
- |
- |
/////// |
Пц5 |
Сумма отправленных |
Грузооборот предприятия |
Рис. 9.5. Шахматная ведомость грузопотоков предприятия
Количество транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.
Основными направлениями
совершенствования
- механизация и автоматизация транспортных
операций в сочетании с высокой их организацией;
- применение унифицированной тары (в том
числе и оборотной);
- внедрение единой производственно-транспортной
(комплексной) технологии;
- специализация средств межцехового транспорта
по роду перевозимых грузов;
- организация контейнерных перевозок;
- внедрение автоматизированных систем
управления транспортом.
9.5. Организация
складского хозяйства
Задачи складского хозяйства
Основными задачами
складского хозяйства являются:
- организация надлежащего хранения материальных
ценностей;
- бесперебойное обслуживание производственного
процесса;
- отгрузка готовой продукции.
Структура складского хозяйства (рис. 9.6) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции.
Функции
подразделений складского хозяйства:
- планирование работ;
- приемка, обработка (в том числе сортировка)
грузов;
- организация надлежащего хранения (создание
условий для исключения повреждений порчи;
поддержание необходимой температуры,
влажности);
- постоянный контроль и учет движения
материальных ценностей;
- своевременное обеспечение производственного
процесса материалами, комплектующими
изделиями и т.д.; создание условий, предотвращающих
хищение материальных ценностей;
- строгое соблюдение противопожарных
мер безопасности (особенно на складах
ГСМ, ЛВЖ, красок и лаков, резино-технических
изделий, химикатов и т.п.);
- комплектование готовой продукции, ее
консервация, упаковка подготовка отгрузочной
документации и отгрузка.
Рис. 9.6. Структура складского хозяйства
Механизация и автоматизация складских работ - основное направление совершенствования организации работ, связанных с хранением материальных ценностей и передачей их в производство. Современный склад - это сложное хозяйство, состоящее из вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота до 10 и более метров); автоматических штабелирующих машин с программным управлением, специальной тары, перегрузочных устройств, технических средств систем автоматического управления складом и т.д.
Большое распространение получили вертикально-замкнутые (люлечные) склады с программным управлением, которые занимают малые производственные площади, но имеют достаточно большую емкость за счет вертикального расположения.
В современном промышленном производстве процессы транспортировки и складирования все более интегрируются в единый автоматизированный комплекс, управляемый ЭВМ.
9.6. Организация
материально-технического
Службу материально-
Рис. 9.7. Структура службы МТС предприятия
Основные
функции ОМТС:
- разработка нормативов запасов
материальных ресурсов;
- планирование потребности в материальных
ресурсах и в увязка ее с планом производства
и нормативами запасов;
- поиск поставщиков, оценка вариантов
поставок и выбор поставщиков по критериям
качества поставляемых материалов, надежности
поставщиков, цен, условий платежей и поставок,
транспортно- заготовительных расходов
и т.д.;
- заключение договоров на поставки;
- организация работ по доставке материальных
ресурсов, контроль и оперативное регулирование
выполнения договоров поставок;
- организация приемки, обработки и хранения
материальных ресурсов;
- оперативное планирование и регулирование
обеспечения производства материальными
ресурсами;
- учет, контроль и анализ расходования
материальных ресурсов;
- надзор за рациональным использованием
материалов в производстве.
Планирование МТС. План материально-технического снабжения - это совокупность расчетных документов, в которых обоснована потребность предприятия в материальных ресурсах и определены источники их покрытия. Он сопоставляется в форме баланса МТС.
План МТС
разрабатывается с учетом:
- производственной программы;
- нормативов запасов материальных ресурсов;
- норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов,
топлива, комплектующих изделий;
- планов капитального строительства, реконструкции,
подготовки производства новых изделий,
работ по ремонту и эксплуатации оборудования,
зданий, сооружений, бытовых объектов
и т.д.;
- остатков материальных ресурсов на начало
и конец планируемого периода;
- установленных и вновь налаживаемых связей
с поставщиками;
- цен на все виды материально-технических
ресурсов.
Потребность в материалах на основное производство (Gм.осн) определяется по формуле
где Qi - объем выпуска продукции
по каждому наименованию (шт.);
ni - норма расхода материала на одно
изделие с учетом технологических потерь
(натур. ед.);
m - количество наименований изделий.
Общая потребность в конкретных материалах (Gм) определяется по формуле
где Zн.з - норма запаса материала;
Zм.ф - фактическое наличие материалов
на предприятии;
Gм.н.п - необходимое количество материалов
для изменения незавершенного производства;
Gм.экс - потребность в материалах
для ремонтно-эксплуатационных и других
нужд.
Потребность в
материальных ресурсах определяется расходами
на:
- основное производство, включая производство
комплектующих изделий и запасных частей;
- изготовление технологической оснастки
и инструмента;
- изготовление нестандартного оборудования
и модернизация оборудования;
- проведение НИР и ОКР (с учетом изготовления
опытных образцов и экспериментальных
работ);
- реконструкцию цехов, участков;
- ремонтно-эксплуатационные нужды;
- капитальное строительство;
- работы социально-культурной и бытовой
сфер;
- создание запасов.
9.7. Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии
Основными задачами
нормирования труда является установление
меры затрат труда, конкретным выражением
которых являются:
а) нормы времени;
б) нормы выработки;
в) нормы обслуживания;
г) нормы численности.
Техническое нормирование труда - это процесс установления норм затрат рабочего времени в конкретных организационно-технических условиях.
Норма времени - время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы (в часах, минутах, секундах).
Норма выработки - количество продукции, которое должно быть произведено рабочим в единицу времени.
Норма обслуживания - это количество единиц оборудования, производственных площадей и т.п., установленное для обслуживания одним или группой рабочих.
Норма времени обслуживания - это необходимое и достаточное время на обслуживание единицы оборудования в течение определенного календарного периода (одной смены, месяца).
Норма численности - это количество работников, установленное для обслуживания объекта или выполнения определенного объема работ.
Нормы затрат труда могут устанавливаться на операцию, изделие, работу, комплекс работ. Они различаются по периоду и сфере действия, по методу установления, степени укрупнения, по способу построения и т.д.
Классификация норм затрат труда приведена на рис. 9.8.
Рис. 9.8. Классификация норм труда
Рабочее
время, затрачиваемое на рабочем месте,
делится на:
- нормируемое время;
- ненормируемое время.
Информация о работе Основы экономики и управления производством