Основы экономики и управления производством

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:50, курс лекций

Описание работы

Курс "Основы экономики и управления предприятием" предусматривает введение в изучение таких дисциплин, как экономика предприятия, маркетинг, управление и организация производства.

Содержание

1. Предмет и задачи курса
2. Производственная организация, предприятие, фирма – ключевой компонент хозяйственного потенциала страны
3. Основные экономические элементы и показатели функционирования производственных предприятий (фирм)
3.1. Издержки производства и реализации продукции
3.2. Хозяйственные средства (имущество) предприятия
3.3.Основные средства предприятия
3.4. Оборотные средства предприятия
3.5. Основные экономические показатели деятельности предприятия
4. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности
4.1. Концепция маркетинга
4.2. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей
4.3. Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятия
4.4. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара
4.5. Товары. Товарные марки. Упаковка. Услуги
4.6. Стратегия разработки новых товаров
5. Организация цикла создания и освоения новых товаров
5.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров
5.2. Сокращение сроков создания и освоения новых товаров. Задачи и методы
6. Научно-техническая подготовка производства
6.1. Научно-исследовательские работы (НИР)
6.2. Опытно-конструкторские работы (ОКР)
6.3. Оценка эффективности НИР и ОКР
6.4. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг)
6.5. Техническая подготовка производства
7. Производственный процесс и типы производств
7.1. Производственный процесс и принципы его организации
7.2. Типы производств и их технико-экономическая характеристика
7.3. Производственная структура предприятия
7.4. Производственный цикл и его структура
8. Сущность, цели и задачи менеджмента
8.1. Функции и методы управления
8.2. Организационные структуры управления
8.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы
9. Организация и управление материально-техническим и трудовым потенциалом предприятия (фирмы)
9.1. Организация инструментального хозяйства
9.2. Организация ремонтной службы предприятия
9.3. Организация энергетического хозяйства предприятия
9.4. Организация транспортного хозяйства предприятия
9.5. Организация складского хозяйства предприятия
9.6. Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС)
9.7. Нормирование труда и определение потребностей в рабочих и специалистах на предприятии
9.8. Заработная плата и основные принципы ее организации
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

rebrin.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

Метод удельных показателей. При расчетах по этому методу полагают, что издержки меняются пропорционально изменению определяющего параметра изделия (например, потребляемой мощности, производительности, быстродействию и т.п.). Обычно применяются такие показатели, как себестоимость единицы веса, себестоимость, приходящаяся на единицу мощности, быстродействия, себестоимость одной функции и т.п. Удельную себестоимость выбранного параметра укрупнено определяют на базе статистических данных изделия-аналога.

Себестоимость нового изделия Зн  определяется как произведение удельной себестоимости Зуд на величину основного параметра нового изделия  Хн:

.

Расчеты такого типа можно уточнить с помощью  дифференцированных удельных показателей, таких как затраты на материалы  Зм.уд и трудоемкость tуд, приходящиеся на единицу основного параметра. Тогда

 

где Ст- часовая тарифная ставка рабочего сдельщика (или часовая ставка рабочего повременщика); 
 - коэффициенты, учитывающие соответственно цеховые, заводские и внепроизводственные расходы.

Метод удельных весовых затрат. Этот метод основан на расчете одной из статей калькуляции себестоимости нового изделия прямым способом, например затрат на основные материалы и комплектующие изделия , и определении себестоимости нового изделия, исходя из допущения, что удельный вес этой статьи в структуре себестоимости нового изделия будет равен удельному весу этой статьи в структуре себестоимости изделия-аналога :

.

Метод баллов. Метод баллов основан на оценке условными баллами основных технических и эксплуатационных характеристик изделий, например по десятибалльной системе. Процедура балльной оценки выполняется с помощью линейных графиков (рис.6.1) или таблиц (табл. 6.4).

   

Рис. 6.1.  График балльной оценки параметров A и B  для двух видов материалов Мс и М (индексы н - новое изделие; a - изделие-аналог)                                                    

 Таблица 6.4

Таблица балльной оценки параметров Хi нового изделия-аналога

Параметры 
Xi

Ед. изм.

Весовой 
Коэф. 
важности 
аi

Новое изделие

Изделие-аналог

Числовое значение

Число баллов 
b

Значимость 

Числовое значение

Число баллов 

Значимость 

Параметр 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параметр 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параметр 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 
 

 

 
   

 

 
   

Баллы, установленные  по каждому параметру экспертным путем, суммируют для нового изделия и изделия-аналога отдельно. Расчет себестоимости нового изделия Зн производят по формуле

,

где  - ценностный множитель, полученный делением фактической себестоимости изделия-аналога За на сумму баллов, соответствующих его техническим характеристикам :

,

где аi - весовой коэффициент важности i-го параметра изделий.

Метод баллов применим на ранних стадиях проектирования для  ориентировочных расчетов издержек только в случае сохранения принципа пропорциональной зависимости затрат от параметров.

Метод корреляции. Метод основан на корреляционной зависимости себестоимости от каких-либо параметров изделия.

Эта зависимость  может быть выражена либо в виде линейного уравнения:

 

либо в виде степенной зависимости (при криволинейной  форме корреляционного поля) 

при i=1, ..., n,

где Зн - себестоимость; хi - учитываемый параметр;  - постоянные, характеризующие степень влияния учитываемого параметра на себестоимость.

На  основе статистических данных за 3 - 5 лет по производству изделий-аналогов можно определить тенденции изменения себестоимости и, если результаты НИР коренным образом не изменяют структуру и величину себестоимости, определить коэффициенты уравнения (методом наименьших квадратов).

Метод нормативной калькуляции является самым точным методом определения себестоимости изделий, но отсутствие достоверных нормативных данных о фактических производственных затратах делает его мало применимым на ранних стадиях проектирования.

Метод средней стоимости функциональных элементов. Метод основан на ограниченности набора функциональных элементов при изготовлении изделия и применяется в основном в приборостроении. Средняя стоимость некоторых классов функциональных элементов различается незначительно. Средние стоимости фазовых детекторов, модуляторов, триггеров и других элементов практически  одинаковы для всей радиоаппаратуры. Это позволяет определить себестоимость изделия (прибора) Зп суммированием стоимостей функциональных элементов с учетом их класса:

 

где n - число  различных классов элементов  в данном приборе; 
Ni - число элементов одного класса; 
Si - средняя стоимость функционального элемента; 
Зсб - затраты на общую компоновку и регулировку.

Значения n и Ni чаще всего известны или могут быть определены на стадии эскизного проектирования. Среднюю стоимость функционального  элемента определяют делением стоимости блока одного и того же i-го класса прибора-аналога на число функциональных элементов в приборе. Затраты, связанные с общей компоновкой, наладкой и регулировкой прибора, определяются любыми известными методами расчета себестоимости. Суммарная погрешность отклонения фактической себестоимости от расчетной - не более 10%, что вполне приемлемо для экономических расчетов на ранних стадиях проектирования.

Учет  изменения цен при определении  себестоимости (индексация стоимости)

Для определения  общего уровня увеличения затрат необходимо определить частные индексы изменения  цен на отдельные составляющие и  учесть долю этих затрат в общих  расходах. Сводный индекс изменения  себестоимости I можно определить по формуле

 

где n-число отдельных составляющих, 
 - удельный вес материальных, трудовых расходов и(или) расходов  на реализацию продукции и других затрат; 
 - индекс изменения цен на материалы, потребительских цен, средней зарплаты и т.п.

При определении  изменения себестоимости целесообразно учитывать только основные статьи затрат, то есть те расходы, которые непосредственно связаны с обеспечением выпуска продукции.

Расчет  и сопоставление капитальных  вложений по новым изделиям сравниваемых вариантов. В тех случаях, когда годовая производительность новых изделий (например, приборов) в сопоставляемых вариантах неодинакова, следует сопоставить не абсолютные, а удельные величины капитальных вложений:

,

где k - удельные капитальные вложения в новом (kн) и прежнем (ka) варианте; 
К - абсолютная величина капитальных вложений в новом (Kн) и прежнем (Ka) вариантах; 
Q - годовая производительность изделия (Qн - нового; Qа - аналога).

6.4. Рыночные  испытания товаров (пробный маркетинг)

При успешном завершении функциональных испытаний нового товара многие фирмы производят рыночные испытания (пробный маркетинг). Проблема проведения рыночных испытаний новых товаров зависит от многих факторов, главные из которых следующие: 
- цели и ресурсы фирмы; 
- вид товара, предполагаемый объем выпуска и тип рынка; 
- степень достоверности маркетинговой информации и исследований; 
- степень уверенности фирмы в конкурентном успехе нового товара на рынке; 
- политика фирмы в отношении к риску; 
- оценка временной задержки полного комплекса работ по созданию и освоению нового товара.

Решение вопросов о проведении (или не проведении) рыночных испытаний, а также решения, по какой конструкторской документации (опытного образца, серийного производства) и в каком производстве (опытном  или серийном) будет изготовлена  опытная партия нового товара для пробного маркетинга и следует ли приостановить или продолжить работы по подготовке производства до получения результатов рыночных испытаний, зависят от конкретных условий функционирования фирмы, ее целей, ресурсов, методов работы и политики.

Цель  рыночных испытаний - испытания товара в условиях реального использования, выявление мнений, замечаний потребителей и торговых работников об особенностях его использования и проблемах продаж, а также определение размеров рынка и общий прогноз сбыта, т.е. производственной программы. Испытания в рыночных условиях дают руководству информацию для принятия окончательного решения о целесообразности выпуска нового товара. Если фирма будет приступать к развертыванию коммерческого производства, ей предстоят большие расходы на окончание подготовки производства, затраты на капитальное имущество и освоение производства, затраты на каналы распределения и стимулирование сбыта нового товара. При этом она должна решить следующие главные вопросы - когда, где, кому и как продавать новый товар.

КОГДА. Первым принимается  решение о своевременности выпуска  нового товара на рынок. Если новый  товар будет подрывать сбыт других подобных товаров фирмы или в  его конструкцию можно внести дополнительные усовершенствования, вероятно, выпуск нового товара на рынок будет отложен.

ГДЕ. Принимается  решение о реализации товара на определенных географических, общенациональном или  международном рынках. При отсутствии достаточных уверенности, средств  и возможностей для выхода с новым товаром на общенациональный рынок устанавливается временной график последовательного освоения рынков.

КОМУ. Выбираются наиболее выгодные рынки в группе осваиваемых, и для их освоения сосредотачиваются  усилия по стимулированию сбыта.

КАК. Разрабатывается план действий для последовательного вывода нового товара на рынки - план маркетинга.

Ответы на эти  простые по форме, но чрезвычайно  сложные по своей сути вопросы  оказывают влияние на дальнейший ход подготовки производства и промышленное освоение новых товаров, так как определяют: 
- производственную мощность фирмы; 
- тип производства; 
- производственную структуру; 
- график производства по годам.

6.5. Техническая  подготовка производства

Техническая подготовка производства включает в себя конструкторскую, технологическую, организационную подготовку производства, а также  освоение серийного выпуска новых изделий. На этом этапе новое изделие проходит различные стадии его освоения от опытного образца, полученного в результате НИОКР, через опытную и установочную партии до серийного производства на конкретном действующем предприятии. Основная цель технической подготовки – не просто освоение серийного производства нового изделия, а решение этой задачи с максимальным учетом специфики предприятия-изготовителя и с минимальными затратами на это освоение.

Конструкторская подготовка серийного производства

Цель конструкторской подготовки серийного производства (КПП) - адаптировать конструкторскую документацию ОКР к условиям конкретного серийного производства предприятия-изготовителя. Как правило, конструкторская документация ОКР уже учитывает производственные и технологические возможности предприятий-изготовителей, но условия опытного и серийного производств имеют существенные различия, что приводит к необходимости частичной или даже полной переработки конструкторской документации ОКР.

КПП производится службой главного инженера предприятия, как правило, отделом главного конструктора серийного завода (ОГК) или серийным отделом НИЧ, СКБ, ОКБ и т.д. в  соответствии с правилами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

В процессе КПП  разработчики в максимально допустимых пределах должны учитывать конкретные производственные условия предприятия-изготовителя: 
- унифицированные и стандартные детали и сборочные единицы, изготовляемые предприятием или предприятиями-смежниками; 
- имеющиеся средства технологического оснащения и контроля; 
- имеющееся технологическое и нестандартное оборудование, транспортные средства и т.п.

Состав  работ на этапе конструкторской  подготовки производства предприятия-изготовителя:

1. Получение  конструкторской документации от  разработчика. 
2. Проверка документации на комплектность. 
3. Внесение изменений в соответствии с особенностями предприятия-изготовителя. 
4. Внесение изменений по результатам отработки конструкции на технологичность. 
5. Внесение изменений по результатам технологической подготовки производства. 
6. Техническое сопровождение изготовления опытной партии изделий. 
7. Внесение изменений в конструкторскую документацию по результатам изготовления опытной партии. 
8.  Оформление и утверждение документации для изготовления установочной серии. 
9. Техническое сопровождение изготовления установочной серии. 
10. Оформление и утверждение документации для серийного производства. 
11. Выпуск ремонтной, экспортной и иной документации. 
12. Техническое сопровождение серийного производства.

В настоящее  время все большее место в  работах КПП приобретают методы автоматизированного проектирования и создания конструкторских документов (САПР).

Технологическая подготовка производства (ТПП)

Задача  ТПП - это обеспечение полной технологической готовности фирмы к производству новых изделий с заданными технико-экономическими показателями (высоким техническим уровнем, качеством изготовления, а также с минимальными трудовыми и материальными издержками - себестоимостью при конкретном техническом уровне предприятия и планируемых объемах производства).

Исходными данными для проведения ТПП являются: 
1) полный комплект конструкторской документации на новое изделие; 
2) максимальный годовой объем ее выпуска при полном освоении с учетом изготовления запасных частей и поставок по кооперации; 
3) предполагаемый срок выпуска изделий и объем выпуска по годам с учетом сезонности; 
4) планируемый режим работы предприятия (количество смен, продолжительность рабочей недели); 
5) планируемый коэффициент загрузки оборудования основного производства и ремонтная стратегия предприятия; 
6) планируемые кооперированные поставки предприятию деталей, узлов полуфабрикатов и предприятия-поставщики; 
7) предполагаемые рыночные цены новых товаров с учетом ценовой стратегии предприятия и его целей; 
8) принятая стратегия по отношению к риску (с точки зрения наличия дублирующего оборудования); 
9) политика социологии труда предприятия.

Информация о работе Основы экономики и управления производством