Организация работы аптеки, обслуживающей население

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:17, реферат

Описание работы

Задачи:
1. Обеспечение населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента;
2. Торговля медицинским инструментом и оптикой;
3. Торговля средствами и предметами ветеринарного назначения;
4. Торговля продуктами детского и диетического питания, лечебно-косметическими товарами;
5. Доведение до населения сведений о лекарственных средствах;
6. Информирование медицинских работников о препаратах имеющихся в наличии, поступлении новых препаратов и способах их применения;
7. Оказание неотложной первой медицинской помощи.

Работа содержит 1 файл

Организация работы аптеки.docx

— 138.30 Кб (Скачать)

     Расчёт  оформляют справкой, которую подписывает  директор аптеки и провизор-технолог, производивший расчёт.

     Этот  метод используется также в том  случае, когда в рецептурном журнале  регистрируются рецепты только на ИЛС (крупные аптеки).

     3) Учёта количества отпущенных  ГЛС с использованием технологий  штрих кодирования. Штрих код  с упаковки ГЛС считывается  специальным устройством и автоматически  заносится в память контрольно-кассовой  машины, совмещённой с компьютером  (POST-терминал), что позволяет в  любой момент получать точную  оперативную информацию о том  какие препараты, какой серии  и в каком количестве было  отпущено в аптеку. Стоимость  готовых реализуемых средств пробивается по отдельному счётчику ККМ и его итоговые данные за смену или за день свидетельствуют о реализации ГЛС за этот период. Возможен также другой вариант, в котором стоимость ГЛС, отпущенных за смену, определяется как разность между общей суммой реализации лекарств по рецепту и суммой реализации ИЛС.

     Итоги по количеству и стоимости ЛС, отпущенного  по амбулаторному рецепту за смену  и за день в целом отражается провизором-технологом или зам. директора аптекой, отвечающему  за производственную деятельность одной  строкой в журнале учёта рецептуры (форма А-2.6). Записи сделанные в этом журнале в течение месяца подсчитывают итоги за месяц, скрепляются подписями директора аптеки и главного бухгалтера.

     Данные  по стоимости ИЛС и ГЛС, отпущенных по рецепту ежедневно, отражающиеся в документе, называются «Регистрация розничных оборотов». В нём на каждый день месяца отводится 1 строка, о которой заносится сумма наличных денег, поступившие в кассу аптеки за препараты, отпущенные по рецепту.

     По  итогам за месяц подсчитывается общая  сумма наличной выручки по рецепторному отпуску и отдельно выделяется сумма, уплаченная больными при получении  лекарств на льготных условиях.

     На  основании данных журнала учёта  рецептуры в регистрации розничных  оборотов указывается средняя стоимость 1 амбулаторного рецепта, отдельно на индивидуальное и готовое ЛС. А среднюю стоимость 1 амбулаторного рецепта, определяют путём деления суммы отпуска лекарств на их количество.

     Предметно-количественный учет в аптеке

     ПКУ в аптеке ведется в книге учета  наркотических и других ЛС, подлежащих ПКУ (форма А-2.3.). Книга должна быть постранично пронумерована, прошнурована, опломбирована, скреплена печатью  органа управления фармацевтической службы РФ и заверена подписью его руководителя. Если в аптеке выделяются структурные  подразделения, то книга ведется  отдельно в отделе запаса, РПО и  ОГЛС. Книга заводится на один год, по истечении которого хранится в  аптеке 10 лет.

     На  первой странице указываются лекарственные  препараты, подлежащие ПКУ. Для каждой лекарственной формы, фасовки, дозировки  отводится отдельный лист. Он имеет 12 строчек. На начало года записывается остаток ЛС, а затем в течение  месяца на основании каждого приходного документа в отдельности заносится  количество поступившего препарата. Количество ЛС израсходованных за день записывается в книгу на основании ежедневных выборочных листов по амбулаторно-поликлиническим  рецептам и требованиям ЛПУ. В  выборочном листе указывается расход препарата по каждому рецепту  и требованию, а также расход за день. Дневной итог по расходу препарата  из выборочного листа проставляется  в книгу ПКУ (раздельно отпуск по амбулаторной рецептуре, отпуск ЛПУ, аптечным пунктам и подразделениям аптеки). В конце месяца выводят  книжный остаток (ОК = ОН + Приход - Расход), который сверяют с фактическим остатком (по каждому наименованию).

     Если  при сверке книжного остатка и  фактического остатка весовых ЛС и спирта обнаруживаются расхождения, то применяются нормы естественной убыли.

     Естественная  убыль - потеря ЛС при хранении, приготовлении, внутриаптечной заготовке и фасовке

     Нормы естественной убыли установлены  приказом МЗ РФ № 284 от 2001г.

     При расхождении книжного и фактического остатка у ГЛС (для них нормы  естественной убыли не применяются) или при превышении фактической  недостачи над нормами естественной убыли у весовых ЛС и этилового  спирта, директор аптеки обязан немедленно в письменной форме поставить  в известность органы управления фармацевтической службы территории, которые в течение трех - пяти дней должны провести служебное расследование. При выявлении хищения в известность ставятся правоохранительные органы.

     Отпуск  лекарств по требованиям  ЛПУ. Учет стационарной рецептуры

     Обслуживание  оптовых покупателей осуществляется на основе договоров, заключённых между  ними и аптекой. При наличии в  аптеке структурных подразделений, этим занимается отдел запасов.

     Товары  ЛПУ и другим учреждениям отпускаются  по розничным ценам за безналичный  расчёт на основании требования накладной (А-2.20).

     Требования  выписываются в 3-х, а на лекарственные  средства, подлежащие ПКУ,- в 4-х экземплярах. Порядок выписывания требований регламентирован приказом МЗ РФ № 328 от 1999г.

     Наименования  лекарственных средств пишутся  на латинском языке. Обязательно  указывается дозировка, лекарственная  форма, фасовка, вид упаковки, количество и способ применения. При выписывании  лекарственного средства для индивидуального  больного дополнительно указывается  его фамилия, инициалы и № истории  болезни. Требования на наркотические  средства, психотропные, ядовитые, сильно действующие вещества и другие препараты, содержащие эти группы лекарственных  средств, а также апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гомотропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидрохлорид, С2Н5ОН с указанием концентрации, выписываются на отрывных бланках для каждой группы препаратов. Отдельно также выписываются требования для новорожденных. Требования накладные на другие товары не лекарственные средства выписываются на русском языке.

     В требовании указывается наименование отделения или кабинета ЛПУ и  проставляется подпись руководителя соответственно стационарного подразделения. Требования подписываются руководителем  ЛПУ или его заместителем по лечебной части, а также главным бухгалтером  и заверяются штампом и круглой  печатью ЛПУ.

     Наркотические средства и психотропные вещества выписываются в объёмах 3-х дневной потребности. Ядовитые вещества и лекарственные  средства списка А в объёме 5-дневной потребности, а остальные препараты в объёме 10-дневной потребности.

     Частнопрактикующие  врачи, имеющие лицензию на медицинскую  деятельность и заключившие соответствующий  договор с аптекой, также могут  выписывать требования на отпуск ЛС и  других аптечных товаров, заверяя их личным штампом, подписью и печатью. При этом частнопрактикующие врачи  не имеют права выписывать наркотические  средства, психотропные вещества и  их прекурсоры, подлежащие ПКУ в аптечных организациях.

     Требования  принимаются и проверяются провизором-технологом дефектаром. При проверке обращается внимание на правильность оформления требований, написания лекарственных средств, их совместимость, правильность написания лекарственных форм и фасовки.

     Лекарственные средства, выписанные в требовании должны соответствовать профилю  коек.

     После проверки требований проводится их корректировка  заместителем директора по снабжению, т. е. проставляется количество, разрешённых  к отпуску. Категорически запрещается  исправлять количество товаров в  сторону увеличения. При изменении  фасовки или дозировки общее  количество отпущенного препарата  не должно превышать выписанного  количества.

     Если  препарат отсутствует, ставят «нет»  или «-». После корректировки требования нумеруются с начала года и таксируются провизором технологом по розничным ценам. Формируется заказ, и если необходимо изготавливаются индивидуальные лекарственные формы.

     На  этикетках экстемпоральных ЛС, содержащих наркотические средства, психотропные, ядовитые вещества и лекарственные средства списка А должна стоять чёрная буква А и штамп чёрной тушью «Яд». На этикетках препаратов, содержащих сильнодействующие вещества и ЛС списка Б соответственно красная буква Б. При отпуске ЛС, находящихся на ПКУ четвертый экземпляр требования накладной остаётся у материально ответственного лица как оправдательный документ. Выписанные по требованиям накладным ЛС и другие товары могут получать только медицинский работник (старшая медсестра на имя, которой выписано требование). Отпуск производится по доверенности, подписанной главным врачом и главным бухгалтером ЛПУ. Доверенность выдается на срок до 1-го месяца для получения наркотических средств, психотропных, ядовитых веществ, препаратов списка А и этилового спирта. И на срок до трех лет для получения остальных ЛС и других аптечных товаров.

     При первой выдаче товара доверенность изымается  и в дальнейшем хранится в аптеке. Представитель покупателя расписывается  на всех экземплярах требования накладной  за полученный из аптеки товар, а провизор технолог расписывается в выдаче товара и правильности таксировки. Вместе с заказом работнику ЛПУ  вручается третий экземпляра требования накладной. Все требования накладные, по которым товар отпущен ЛПУ  и другим покупателям расшифровываются.

     I. По видам отпуска

     1) Медикаменты, в том числе:

     а) экстемпоральные (индивидуальные).

     б) готовые.

     2) Прочие.

     II. По группам товаров.

     После расшифровки они регистрируются в журнале учёта оптового отпуска  и расчёта с покупателем (А-2.19). В этом журнале на каждого покупателя открывается лицевой счёт, в котором в хронологическом порядке отражены отпуск товаров из аптеки по группам.

     Порядок оплаты за отпускаемый аптечный товар  указывается в договоре, заключённом  с покупателем. Если расчёты носят  систематический характер, то товар  может отпускаться без предварительной  оплаты, а полученное ЛС оплачиваются на основании авансов или по факту  отпуска. Другие учреждения получают товар  только после предварительной оплаты и лишь в пределах перечисленных  сумм. Для оплаты товаров аптека выписывает покупателю счёт фактуру, к  которой прилагается 2-й экземпляр  требования накладной. 1-й экземпляр  транспортной накладной в конце  месяца прилагается к отчёту материально  ответственного лица и передаётся в  бухгалтерию аптеки.

     Если  товар отпускается без предварительной  оплаты, то счёт фактура может составляться за определённый период на основании  нескольких накладных, прикладываемых к ней. Счёт фактура составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр  направляется покупателю, а второй остаётся в аптеке. Все выписанные счета-фактуры в течение месяца в хронологической последовательности регистрируются в книге учёта  продаж и в реестре выписанных покупателем требований накладных (счетов) (форма А-2.22).

     В реестре отражается сумма оптового товарооборота за месяц с разбивкой  по видам:

     1) Стоимость экстемпоральных и готовых ЛС.

     2) Отпуск медикаментов (ангро).

     3) Прочий отпуск.

     В этот же реестр вносят и счета на оплату льготного и бесплатного  отпуска ЛС амбулаторным больным  по рецепту ЛПУ.

     Определение количества стационарных рецептов на ЛС.

     По  итогам месяца расчётным путём определяют количество стационарных рецептов на ИЛС и ГЛС. Для этого стоимость  ИЛС, отпущенного по требованиям  ЛПУ делят на среднюю стоимость 1 амбулаторных рецептов на ИЛС. А стоимость  ГЛС, отпущенного ЛПУ делят на среднюю стоимость 1 амбулаторного  рецепта на ГЛС. При этом средняя  стоимость 1 амбулаторного ИЛС условно приравнивается к средней стоимости 1 стационарного ИЛС, а средняя стоимость 1 амбулаторного ГЛС условно приравнивается к средней стоимости 1 стационарного ГЛС.

     Особенности аптечного изготовления лекарств. Лабораторные и фасовочные работы

     Изготовление  лекарственных средств в аптеке возлагается на фармацевта, или на провизора технолога. Вспомогательные  операции выполняет фасовщица. При  наличии в аптеке самостоятельных  структурных подразделений приемов  рецептов, изготовлением индивидуальных ЛС, контролем их и отпуском занимается РПО, а все работники, занятые  на этих операциях, работают в его  составе.

     Фармацевт несет ответственность за работу фасовщицы, а им руководит провизор технолог-контроллер. Фармацевт отвечает за качество лекарственных средств. Его главная задача - соблюдать  все требования и правила, способствующие высокому качеству лекарственных средств. Он должен:

     1) соблюдать правила фармацевтического  порядка и санитарного режима;

Информация о работе Организация работы аптеки, обслуживающей население