Организация предприятия оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.
Решение этой ответственной задачи требует от торговли не только усилий, связанной с реализацией производственной стоимости, но и выполнение сложнейшего комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям.

Работа содержит 1 файл

организация оптовой торговли.docx

— 93.74 Кб (Скачать)

Рис. 1. 1 Общая  структура оптовой торговли в  России  

  

    В зависимости от положения оптовой  торговли в сбытовой цепи выделяют следующие виды:

—   торговля через оптовую закупочную сеть. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур. Сырьевых материалов и других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы;

—   торговля по производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса, особое значение она имеет в торговле черными металлами;

—   оптовая торговля сырьем и материалами для последующей реализации через розничную сеть.

    По  ассортименту реализуемой продукции  различают следующие виды оптовой  торговли:

—   оптовая торговля товарами широкого ассортимента;

—   специализированная оптовая торговля, формируется небольшой, но углубленный ассортимент различного качества одной торговой группы.

    В настоящее время оптовая торговля имеет следующие основные формы: транзитная, когда оптовая база продает  товары без завоза на свои склады, сразу  конечному покупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов. Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и соответственно складской товарооборот. В общем  объеме товарооборота торговых баз  наибольший удельный вес приходится на долю складского товарооборота.

    Транзитный  товарооборот подразделяется на:

—   товарооборот с участием в расчетах (оплаченный или с вложением собственных средств);

—   товарооборот без участия в расчетах (неоплаченный, но организуемый).

    При транзите с участием в расчетах торговая фирма оплачивает поставщику стоимость  отгруженного товара, которую затем  получает от своих покупателей. При  транзите без участия в расчетах поставщик предъявляет  оплате счета не оптовой фирме, а непосредственно получателю. При организации транзитного оборота оптовая фирма выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату. При ютом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз.

    При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи  товаров со склада:

—   личная отборка товаров покупателями;

—   подборка товаров в соответствии с заявками; заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу со стороны потребителей;

—   привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов;

—   посылочная форма торговли и торговля через автосклады.

    Продажа товаров с личной отборкой покупателя практикуется, как правило, по изделиям сложного ассортимента (автомобили, мебель и другое), когда нужен выбор  с учетом цвета, модели, рисунка. Для  удобства покупателей многие оптовые  фирмы имеют выставочные залы для выкладки товарных образцов и  их презентации.

    Достаточно  перспективной формой складской  торговли является продажа товара через  автобазы. С помощью автосклада можно наладить эффективное снабжение мелких и отдаленных магазинов с одним продавцом, не закрывая их на время выезда продавца за товаром.

    Посылочная  торговля обеспечивает население в  форме индивидуальной или рыночной торговли через магазины оптовой  посылочной торговли.

    Посылочная  торговля имеет довольно широкую  перспективу и прежде всего по обеспечению отдаленных населенных пунктов. Оптовые базы осуществляют и многочисленные формы розничной  торговли через собственную сеть магазинов, павильонов и палаток.

    Исследуя  конкретные виды предприятий, действующих  на оптовом рынке, необходимо учитывать, что в реальной рыночной среде  имеется ряд руководителей предприятия, отличающихся между собой специфическими, организационными, технико-технологическими функциями и масштабами деятельности.

    В настоящее время выд6ляют следующие  организационные формы оптовой  торговли:

—   коммерческо-посреднические формы;

—   оптовые базы;

—   оптовые магазины;

—   управление производственно-технической комплектацией;

—   торговые дома;

—   аукционы;

—   ярмарки;

—   лизинговые компании;

—   товарные биржи;

—   брокерские конторы (фирмы, брокеры);

—   дилерские конторы (фирмы, дилеры);

—   коммивояжеры;

—   торговые и промышленные агенты;

—   торговые палаты.

    Каждое  из вышеуказанных предприятий выполняют  соответствующие функции, различаются  по степени специализации.

    Продажа товаров на оптовых рынках регулируется гражданским законодательством, в  основе которого лежит признание  равенства участников хозяйственных  отношений, неприкосновенности их собственности, свободы выбора партнеров, недопустимости вмешательства в коммерческую деятельность.

    В условиях рыночной экономики основополагающим институтом является биржевая торговля; в перспективе биржевой торговли непременно будет расти и ее оборот, что станет основой ее предприятия  как важнейшая форма оптовой  торговли, с использованием тесной интеграции отечественных и зарубежных оптовых рынков товаров.

       1.4 Организация хозяйственных  связей при осуществлении оптовой  торговли

      В процессе товарного обмена между  покупателями и продавцами возникают  определенные хозяйственные связи, которые представляют собой совокупность организационных, правовых, экономических  взаимоотношений, возникающих между  партнерами бизнеса.

      Рациональные  хозяйственные связи являются  условием динамичного развития оптовой торговли и сбалансированности спроса и предложения.

      В зависимости от участия посредников  в организации хозяйственных  связей, они делятся на:

    -       прямые – то есть основные условия поставки согласовываются непосредственно между покупателем и продавцом.

    -       опосредованные – то есть, хозяйственные связи, при которых предполагается та или иная степень участия посредника, через которого определяются условия поставки товара.

В зависимости  от длительности налаженных отношений, хозяйственные связи делятся  на:

    -       краткосрочные – постоянно изменяются, заключение хозяйственных договоров носит вероятностный характер;

    -       длительные – поставки продукции одному и тому же покупателю одним и тем же продавцом, осуществляющиеся в течение нескольких лет.

Хозяйственные связи юридически установлены, когда  между продавцами (посредниками) и  потребителями (покупателями)  заключены хозяйственные договора.

При организации  оптовой торговли применяются договоры поставки и договоры купли-продажи.

Купля-продажа  отличается от поставки тем, что, во-первых, товары сдаются покупателю тот час  же по заключении договора, а в случае поставки – через определенный срок. Во-вторых,  тем, что предметом  купли-продажи является определенный товар, существующий и принадлежащий  предприятию-продавцу  в  момент  заключения  договора,  предметом         же поставки может быть товар, определенный в момент заключения договора только количеством и качеством, либо вообще еще не изготовленный.

Договор поставки определяется как договор, в соответствие с которым поставщик-продавец обязуется  передать в обусловленные срок закупленные  им товары  покупателю для использования  в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием.

При осуществлении  сделок основным документом является договор, регламентирующий отношения  партнеров. Договор выполняет следующие  функции:

    -       юридически закрепляет отношения между партнерами;

    -       устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;

    -       предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.

При организации  хозяйственных связей большое значение имеет правильный выбор поставщика. Правильный выбор поставщика в условиях рынка – дело весьма сложное и  ошибка здесь может дорого стоить предприятию. Выбор поставщиков  необходимо начать с анализа потребностей предприятия и возможностей удовлетворить  их на рынке.

После изучения рынка нужно составить спецификации   на необходимые товары.  Далее составляется список возможных поставщиков для каждого вида товаров.

Какое число  поставщиков должно участвовать  в выполнении заказа на каждый товар, зависит от конъюнктуры рынка, от количества требуемых товаров. Если предприятие закупает товар у  одного поставщика, то можно наладить тесные деловые контакты и установить взаимовыгодные формы деловых торговых отношений, связанные с предоставлением  потребителям скидок с цены и дополнительными  формами обслуживания.

Источником  информации для составления списка поставщиков является  изучение рынка товаров. Когда поставщиков немного, критериями выбора наиболее подходящего из них сравнительные цены на закупаемые товары, надежность поставщиков. Выбирается поставщик, в наиболее полной степени соответствующий  названным критериям.

Когда поставщиков  много, то выбор наиболее подходящего  целесообразно проводить  в два этапа:

    -       На первом этапе производится предварительный отбор поставщиков. После анализа поставщиков часть из них, не соответствующая требованиям потребителей, исключается  из списка.

    -       На втором этапе используется  более расширенный перечень критериев поставщиков.

При закупке  товаров, предприятие оптовой торговли вступает со своими партнерами в расчетные  отношения. Эти отношения базируются на обязательствах покупателей оплатить в установленные сроки стоимость  полученных товаров, а так же  на праве поставщика требовать платеж  от покупателя.

Формы и порядок  расчетов предприятий со своими контрагентами  определяются законодательством Российской Федерации и обязательно должны быть предусмотрены в договоре. Расчеты  между оптовыми  предприятиями, как правило, осуществляются в безналичном порядке через банк путем перечисления денег со счета покупателя на счет поставщика.

Кроме того, могут использоваться и наличные расчеты.

При безналичных  расчетах прежде всего используются платежные поручения, а так же аккредитивы, чеки. По согласованию между  поставщиком и покупателем проводятся зачеты взаимных задолженностей, причем банки могут не принимать в этом участия.

Одной из самых  распространенных норм расчетов при  закупке товаров являются расчеты  платежными поручениями, которые принимаются банками только при наличии денег на счетах плательщика.

Информация о работе Организация предприятия оптовой торговли