Организация предприятия оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.
Решение этой ответственной задачи требует от торговли не только усилий, связанной с реализацией производственной стоимости, но и выполнение сложнейшего комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям.

Работа содержит 1 файл

организация оптовой торговли.docx

— 93.74 Кб (Скачать)

Таблица 1.2.

Группировка предприятий оптовой торговли по товарному признаку  

Товарные  группы Число предприятий
Единиц В % к общему числу предприятий, состоящих на самостоятельном балансе
Мясо, мясопродукты 711 1, 7
Молоко, молокопродукты 675 1, 4
Рыба, рыбопродукты 676 1, 4
Мука, крупа, макаронные изделия 695 1, 4
Кондитерские  товары 899 2, 6
Алкогольные напитки 750 2, 0
Овощи, фрукты 740 1, 8
Одежда, белье 692 1, 5
Обувь всех видов 430 1, 0
Электротовары 864 2, 1
Телерадиотовары 412 0, 9
Хоз. товары 1 070 2, 6
Строительные  материалы 1 052 2, 3
Нефть, нефтепродукты 871 2, 1
Уголь 633 1, 3
Прокат  черных, цветных металлов, метизы 694 1, 4
Станиц. оборудование 713 1, 7
Шины  всех видов 258 0, 6
Деловая древесина 344 0, 8
Лекарственные средства, изделия медицинского назначения 1 265 3, 0
 

 

    В настоящее время существуют следующие  виды оптовой торговли.

    В зависимости от положения оптовой  торговли сбытовой цели выделяют следующие  виды:

—   торговля через оптовую закупочную сеть. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов, других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы.

    В данном случае необходимы постоянные наблюдения за изменением конъюнктуры  рынка (биржи, аукционы) для снижения риска, связанного с колебанием цен;

—   торговля по производственным связям. Она соединяет, как правило, две последовательные стадии производственного процесса, особое значение она имеет в торговле черными металлами;

—   оптовая торговля сырьем, материалами для последующей реализации через розничную сеть.

      По  ассортименту реализованной продукции  различают следующие виды оптовой  торговли:

—   оптовая торговля товарами широкого ассортимента, то есть в широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит предложение, отвечающее его спросу;

—   специализированная оптовая торговля, то есть формируется небольшой, но углубленный ассортимент различного качества одной товарной группы и тем самым представляется богатый выбор для удовлетворения специальных пожеланий потребителя.

      Анализируя  все вышесказанное, можно сделать  некоторые выводы о состоянии  и перспективах развития оптовой  торговли:

    1.    произошло раздробление торговых посредников путем их коммерциализации и приватизации. Выбирая организационные формы торговли, следует на первое место поставить развитие функций посреднических коммерческих предприятий и объединений, которая предопределяет выполнение коммерческими предприятиями целого ряда новых, не свойственных ранее видов деятельности;

    2.    происходит трансформация характера функций форм, от снабженческого к сбытовому, сопровождаемое созданием служб маркетинга. Все более отчетливо проявляется тенденция внедрения фирм на смежные потребительские рынки соседних регионов;

    3.    наблюдается активизация фирм в сфере мелкооптовой торговли:

    —   наметилась тенденция перехода от узкоспециализированного ассортимента товаров к широкому, с постепенной универсализацией деятельности, в том числе продуктами питания. Сейчас явно видна тенденция взаимодействия торговой инфраструктуры с предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, лесной промышленностями и другими;

    —   произошло снижение загрузки складов до 45 %. Сокращение действительно лишних рабочих мест (на 25 %). Новым явлением для большинства бывших Госснабовских форм стала наметившаяся между ними конкуренция. Здесь следует остановиться на особенностях поведения оптовых фирм в рыночных условиях.

      Рыночное  поведение оптовых фирм условно  можно разделить на :

    —   осознанно-рыночный тип поведения,

    —   пассивно-выжидательный,

    —   консервативный.

Каждому типу поведения присущи специфические  черты. Так, осознанно-рыночный тип  поведения оптовых предприятий  ориентирован на:

    —   расширение сферы деятельности (смежные рынки, рыночная торговля, подсобное производство и другое);

    —   расширение географии торговых операций. Попытки заниматься не только снабженческой, но и сбытовой деятельностью;

    —   вытеснение с рынка потенциальных и реальных конкурентов;

    —   работа по привлечению новых клиентов;

    —   совершенствование внутренней организационной структуры;

    —   изменение форм оплаты труда и стимулирование.

        Таблица 1.3

        Структура товарной номенклатуры, реализуемой предприятиями оптовой  торговли различных форм собственности   

 
Товарные  группы
Доля  в оптовом товарообороте  по предприятиям форм собственности, %
Государственной Негосударственной
Нефть, нефтепродукты 22, 6 14, 1
Уголь 9, 5 3, 9
Прокат  черных, цветных металлов 1, 4 2, 8
Автомобили  грузовые 0, 2 6, 6
Автомобили  легковые 0, 1 2, 0
Рыба, рыбопродукты 1, 4 7, 8
Овощи, фрукты 2, 2 2, 4
Алкогольные напитки 0, 3 1, 3
Кондитерские  изделия 0, 1 2, 4
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения 5, 4 2, 4
 

 

    Предприятия оптовой торговли, занявшие пассивно-выжидательную и консервативные позиции не стремятся к новым формам и сферам деятельности.

    Им  присуща следующая рыночная ориентация:

—   потеря доли рынка;

—   сужение географии торговых операций;

—   незаинтересованное отношение к клиентам;

—   низкая заинтересованность в результатах труда из-за отсутствия мер по стимулированию.

    Складывающиеся  тенденции в экономике, а именно: падающая производительная и инвестиционная активность, высокий уровень инфляции, дают возможность предположить, что  в среднесрочной перспективе  роль оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения останется пассивной.

    Ее  деятельность не будет способствовать структурным преобразованиям России, а сама отрасль может утратить возможность для развития.

    Оптовая торговля может получить широкое  развитие при соблюдении оптовых  принципов ее осуществления:

    1.    создание ресурсной основы для ее функционирования, то есть достижения сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей;

    2.    создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки;

    3.    формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и ответственности, направленные на удовлетворение потребностей покупателей и получение максимального дохода.

    Поэтому очевидно, что для успешного дальнейшего  функционирования оптовой торговли к числу функций, требующих развития следует отнести:

—   изучение конъюнктуры товарных и региональных рынков;

—   определение материально-финансовой сбалансированности;

—   планирование годового обеспечения в объемах возможных продаж;

—   организация информационных, коммерческих, транспортно-экспедиционных услуг;

—   развитие других функций, соответствующих потребностям рыночной экономики.  

1.3. Основные формы  оптовой торговли

      Способы закупки товаров, работа с партнерами, особенности преодоления пространства и времени, оформление ассортимента, технические и социальные изменения  привели к появлению различных  фирм оптовой торговли и видов  предприятий-оптовиков. На современном  этапе в российской экономике  оптовая торговля имеет важное значение. Общая структура оптовой торговли, функционирующей в настоящее время в России, показана на рис. 1.1.

      Как видно из рисунка 1. 1 оптовая торговля охватывает практически все виды продукции производственно-технического назначения и индивидуального потребления, реализуемые через рынок, и находится  в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном как с производством, так и с потребителями. Она является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства.

Информация о работе Организация предприятия оптовой торговли