Организация мелкорозничной сети и пути повышения ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.
Через магазины реализуется основная часть товаров. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. Такое положение обусловлено тем, что магазины имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.
К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1 Понятие мелкорозничной торговли…………………………………………6
1.1 Характеристика и виды мелкорозничной сети …………………………….6
1.2 Регулирование продажи через мелкорозничную торговлю ………………11
2 Анализ мелкорозничной торговли на примере ЧТПУП «ВиДеРом» ……17
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования...17
2.2 Характеристика товарооборота и ассортимента товаров, реализуемых предприятием……………………………………………………………………20
2.3 Организация и технология розничной продажи ЧТПУП «ВиДеРом»..28
3 Оценка эффективности мелкорозничной торговли и пути ее повышения..31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………39

Работа содержит 1 файл

курсач обновленный (Восстановлен).docx

— 112.00 Кб (Скачать)

 

Как свидетельствуют приведенные  данные план розничного  товарооборота  выполнен на 99,77% т.е. не выполнение плана  составило 141,6 тыс. руб. По сравнению с 1 кварталом 2011 года рост розничного товарооборота составил 36,74% или 16266 тыс. руб.

         Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за квартал, но и в месячном разрезе. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

Торговое предприятие успешно  выполнило план розничного товарооборота  только во втором месяце отчетного  квартала и перевыполнение плана  составило 25,5 тыс. руб. Потери товарооборота  в связи с недовыполнением  плана в первом и третьем месяце 1 квартала составили 96,3 тыс. руб. (47,1+49,2), или 0,31 к плановому объему за 1 квартал (96,3/30341,1*100)[8].

Ритмичная поставка товаров и тенденции изменения  спроса в различные временные  периоды позволяют обеспечить системное  управление товарооборотом торгового  предприятия.

Выбор источников товароснабжения  для павильона осуществляется с  учётом типа, размера его розничного товарооборота, степени и сложности  ассортимента. Для создания в розничной  торговой сети широкого, устойчивого  ассортимента в соответствии со спросом  населения необходимо организовать завоз товаров из разных источников.

Основными поставщиками павильона  являются: СООО «МТС», ИЧУП «Велком», а  также индивидуальные предприниматели.

Ассортиментная политика павильона  предусматривает, где и каким  товаром целесообразно торговать, чтобы наилучшим образом удовлетворить  покупательский спрос. Формирование ассортимента товаров это процесс набора групп, видов, разновидностей товара в соответствии со спросом населения и для его полного удовлетворения.

Формирование ассортимента товаров  происходит в 3 стадии:

  1. определяются группы продаваемых товаров с учётом принципов размещения розничной торговой сети;
  2. определяется процентное соотношение между отдельными товарными группами. С учётом типа павильона, его размера и товарооборота, занимаются этой работой товароведы;
  3. определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. количество разновидностей товаров в приделах каждой группы. Виды товаров определяются по ассортиментным перечням, которые разрабатываются для каждого павильона в зависимости от типа и торговой площади. Разновидности определяют сами работники павильона на основании покупательского спроса. В основу формирования ассортимента каждого павильона должен быть положен обязательный ассортиментный перечень. В данном случае ассортиментный перечень представляют:

- мобильные телефоны (Nokia, Sony Ericsson, LG  и др.)

- зарядные и USB-устройства для мобильных телефонов

- брелоки для мобильных телефонов

- чехлы для мобильных телефонов.

На мой  взгляд, в павильоне необходимо расширить  номенклатуру ассортиментного перечня  товаров, т.е. производить реализацию телефонов, рассчитанных на потребителей с различным уровнем достатка. Также предлагать потенциальным покупателям иные сопутствующие товары, такие как: карты памяти, флеш-проигрыватели, наушники, переходники, переключатели и разъемы и др.

Например, вводим в ассортиментный перечень следующие  модели телефонов:

- Nokia N8 – стоимость 4 920 000 бел.рублей

- Nokia 5800 – 2 616 000 бел.рублей

- Samsung Xperia – 5 130 000 бел.рублей

Предположим, что каждый месяц в ЧТПУП «ВиДеРом»  будет реализовываться 6 телефонов  каждой модели. Тогда выручка от реализации составит:

Выручка от продажи 18 телефонов Nokia 2700 составляет 3564000 бел.рублей, но оборачиваемость данной модели в несколько раз больше, чем у дорогих моделей.

В данной ситуации существует высокий риск невысоких  продаж, однако при реализации данных телефонов ЧТПУП «ВиДеРом» получит  значительную прибыль.

 В каждом павильоне есть  обязательный ассортиментный перечень, в котором перечислены товарные  группы и указано количество  разновидностей, которые постоянно  должны быть в павильоне.

Ассортиментный  перечень разрабатывается с учётом торговой площади и особенности  места нахождения. Месторасположение является не совсем удачным в связи с тем, что в данном районе проживает большая доля людей с невысоким уровнем доходов.

Контроль за соблюдением перечней возложен на товароведов. Материальную и дисциплинарную ответственность  за отсутствие в продаже товаров, которые имеются в перечне, несет менеджер.

В павильоне сотовых телефонов  организовывают закупку товара следующим  образом. На каждую отчетную дату зав. павильонам приносят заявки. Товаровед  подсчитывает общее количество товаров  по каждой группе и, исходя из этого, заказывает товар у поставщика.

При заключении договоров пользуются следующими документами: «Положение о  поставках товаров в Республику Беларусь», «Положением о порядке заключения договоров», «Положение о порядке согласования заключаемого договора предприятиями БКС».

Договоры заключаются путём  составления одного документа подписываемого сторонами в 2-х экземплярах.

Структура договора: предмет договора, качество, условия поставки, цена, форма  расчета, ответственность сторон, реквизиты  сторон.

Содержание договора поставки. В  договоре необходимо указать полное наименование поставщика и покупателя, дату, их почтовые и платёжные реквизиты, Ф.И.О и должности представителей сторон и ссылки на их полномочия, количество подлежащей поставки товаров, ассортимент  товара указывается в спецификации, а также общий объём и частные сроки поставки. Обязательными условиями договора поставки являются: ассортимент, количество, качество, цена, сроки и порядок поставки, порядок расчёта.

Павильон по продаже сотовых  телефонов использует следующие  формы расчета с поставщиками.

 Предоплата производится платежными  поручениями с банковской гарантией.  Платежные поручения выписываются  плательщиком, и ставится отметка  банка оплачено.

Акцептная – после отгрузки товаров  покупателю поставщик поручает обслуживаемому его банку взыскать платёж на указанную  сумму с покупателя.

Платёжное поручение – от своего имени выписывается плательщику, указывая кому, сколько и за что платить. Платёжными поручениями плательщик рассчитывается за полученные товары.

Оборудование  расчета с покупателями - используется традиционный метод продажи товаров (через прилавок), когда товар  отпускается по кассовым чекам: регистрируется покупка через кассовый аппарат, выдается покупателям кассовый чек.

Под формой продажи понимается совокупность приёмов и способов, с помощью  которых рознично - торговое предприятие  осуществляют продажу товаров покупателям.

Формы продажи товаров устанавливаются  в зависимости от ассортимента реализованных  товаров, интенсивности покупательских потоков, объёма архитектурного решения, применяемого современного оборудования.

Различают следующие формы торговли: павильонная, внепавильонные, активные.

В павильоне используется продажа  товаров через прилавок. Она требует  высокой активности продавца, затрачивается  больше времени, ограничена самостоятельность  покупателя при выборе товара.

Культуру обслуживания можно охарактеризовать по некоторым показателям: наличие  в павильоне широкого и устойчивого  ассортимента; применение прогрессивных  методов продажи; представление  дополнительных услуг; минимальные  затраты времени на обслуживание покупателей; точное соблюдение установленного режима работы павильона; широкое использование  средств внутрипавильонной информации; высокая профессиональная квалификация работников павильона; вежливое, внимательное отношение торгового персонала  к покупателям; хорошее санитарное состояние павильона; соблюдение установленных  правил продажи товаров.

Эффективным средством для представления  потребительских товаров является наружная реклама. Она рассчитана прежде всего на восприятие широкими слоями населения. Среди многообразия видов  и разновидностей наружной рекламы  павильон использует витрины, элементы внутрипавильонной рекламы (указатели, ценники, информационные табло), вывески, спецодежду обслуживающего персонала, рекламу на транспорте. Необходимо также сказать и о выкладке товаров. Сопутствующие товары выкладываются разными способами. Функциональные аксессуары располагаются рядом с телефонами в основной зоне выкладки (на нижних и верхних полках торгового оборудования). Также в удаленных от уровня глаз покупателя местах стеллажа вставляются товары специального спроса: например, стартовые пакеты. Таким образом, приоритетные полки отводятся для самого доходного товара – терминалов мобильных телефонов. Товары импульсного спроса – имиджевые аксессуары (чехлы, брелки и пр.) и товары-«напоминание» (батарейки и пр.) выкладываются отдельно, на специальном торговом оборудовании, которое располагается ближе к кассе.

Товары, выставленные на продажу в магазине, выставлены фронтально, аккуратно, ценники легко  читаются.

         Способы  стимулирования продаж:

- ценовое  стимулирование

- формы активного  предложения товара

- стимулирование  работников сбытового аппарата

- реклама  на месте продажи.

         Организация продажи товаров оказывает определенное влияние на развитие товарооборота. Это можно проследить по данным таблицы 3.

Таблица 2.3 − Доля каждого месяца в розничном товарообороте за 1 квартал 2012 года, %.

Месяцы

Фактически за прошлый год

Отчетный год

Отклонение

план

фактически

от плана

от прошлого года

1

57,998

61,834

61,666

-0,168

3,668

2

67,346

66,314

66,638

0,324

-0,708

3

74,656

71,852

71,696

-0,156

-2,96

Всего за 1 квартал

100

100

100

-

-


 

Анализ таблицы  показывает, что товарооборот в ЧТПУП распределялся по месяцам неравномерно. Наиболее напряженным  был третий месяц, наименее напряженным - первый, так как в конце февраля - марте присутствуют государственные праздники, в связи с чем проводятся акции, скидки и, соответственно, увеличивается спрос. [9].

Для определения  равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также  исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности  выполнения плана реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые  выполнен план, к общему их количеству. Торговым предприятием план товарооборота  выполнен в одном месяце из трех. Отсюда коэффициент ритмичности  равен 0,33, или ритмичным было его  выполнение только на 75%[10].

Для определения  коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации, неравномерности ( ):

 

где Х –  процент выполнения плана по изучаемому показателю за каждый квартал;

 - процент выполнения плана  по анализируемому показателю  за год;

n- число кварталов изучаемого периода.

Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по формуле:

Кравн = 100 -

 

 

Кравн = 100-0,34 = 99,66

 

Таким образом, выполнение плана товарооборота  было равномерным на 99,66%.

Далее проанализируем динамику и структуру  розничного товарооборота (таблица 4).

Розничная реализация товаров в  действующих ценах увеличилась  по сравнению с прошлым годом  на 8133 тыс. руб. или на 36,739[11]. 

Также произошли незначительные изменения  в структуре товарооборота. Так  доля продажи сотовых телефонов  уменьшилась на 0,233% и соответственно возросла доля продажи сопутствующих  товаров.

Таблица 4 – Анализ динамики и структуры розничного товарооборота  за 1 квартал 2012 года, тыс. руб.

Товарные группы

Фактически за 1 квартал 2011 года

Фактически за 1 квартал 2012 года

Изменение в динамике

Розничный товарообо

рот текущего года в % к прошлому году

сумма

удельный вес, %

сумма

удельный вес, %

розничного товарооборота

структуры товарооборота, %

1

2

3

4

5

6

7

8

Сотовые телефоны

43593,8

98,462

59468,6

98,229

15874,8

-0,233

36,415

Сопутствующие товары

680,8

1,538

1072

1,771

391,2

0,233

57,462

Всего

44274,6

100

60540,6

100

16266

-

36,739

Информация о работе Организация мелкорозничной сети и пути повышения ее эффективности