Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа
Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.
Через магазины реализуется основная часть товаров. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. Такое положение обусловлено тем, что магазины имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.
К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками.
Введение…………………………………………………………………………4
1 Понятие мелкорозничной торговли…………………………………………6
1.1 Характеристика и виды мелкорозничной сети …………………………….6
1.2 Регулирование продажи через мелкорозничную торговлю ………………11
2 Анализ мелкорозничной торговли на примере ЧТПУП «ВиДеРом» ……17
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования...17
2.2 Характеристика товарооборота и ассортимента товаров, реализуемых предприятием……………………………………………………………………20
2.3 Организация и технология розничной продажи ЧТПУП «ВиДеРом»..28
3 Оценка эффективности мелкорозничной торговли и пути ее повышения..31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………39
Как свидетельствуют приведенные данные план розничного товарооборота выполнен на 99,77% т.е. не выполнение плана составило 141,6 тыс. руб. По сравнению с 1 кварталом 2011 года рост розничного товарооборота составил 36,74% или 16266 тыс. руб.
Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за квартал, но и в месячном разрезе. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.
Торговое предприятие успешно выполнило план розничного товарооборота только во втором месяце отчетного квартала и перевыполнение плана составило 25,5 тыс. руб. Потери товарооборота в связи с недовыполнением плана в первом и третьем месяце 1 квартала составили 96,3 тыс. руб. (47,1+49,2), или 0,31 к плановому объему за 1 квартал (96,3/30341,1*100)[8].
Ритмичная поставка товаров и тенденции изменения спроса в различные временные периоды позволяют обеспечить системное управление товарооборотом торгового предприятия.
Выбор источников товароснабжения для павильона осуществляется с учётом типа, размера его розничного товарооборота, степени и сложности ассортимента. Для создания в розничной торговой сети широкого, устойчивого ассортимента в соответствии со спросом населения необходимо организовать завоз товаров из разных источников.
Основными поставщиками павильона являются: СООО «МТС», ИЧУП «Велком», а также индивидуальные предприниматели.
Ассортиментная политика павильона
предусматривает, где и каким
товаром целесообразно
Формирование ассортимента товаров происходит в 3 стадии:
- мобильные телефоны (Nokia, Sony Ericsson, LG и др.)
- зарядные и USB-устройства для мобильных телефонов
- брелоки для мобильных
- чехлы для мобильных телефонов.
На мой взгляд, в павильоне необходимо расширить номенклатуру ассортиментного перечня товаров, т.е. производить реализацию телефонов, рассчитанных на потребителей с различным уровнем достатка. Также предлагать потенциальным покупателям иные сопутствующие товары, такие как: карты памяти, флеш-проигрыватели, наушники, переходники, переключатели и разъемы и др.
Например, вводим в ассортиментный перечень следующие модели телефонов:
- Nokia N8 – стоимость 4 920 000 бел.рублей
- Nokia 5800 – 2 616 000 бел.рублей
- Samsung Xperia – 5 130 000 бел.рублей
Предположим, что каждый месяц в ЧТПУП «ВиДеРом» будет реализовываться 6 телефонов каждой модели. Тогда выручка от реализации составит:
Выручка от продажи 18 телефонов Nokia 2700 составляет 3564000 бел.рублей, но оборачиваемость данной модели в несколько раз больше, чем у дорогих моделей.
В данной ситуации
существует высокий риск невысоких
продаж, однако при реализации данных
телефонов ЧТПУП «ВиДеРом»
В каждом павильоне есть
обязательный ассортиментный
Ассортиментный перечень разрабатывается с учётом торговой площади и особенности места нахождения. Месторасположение является не совсем удачным в связи с тем, что в данном районе проживает большая доля людей с невысоким уровнем доходов.
Контроль за соблюдением перечней возложен на товароведов. Материальную и дисциплинарную ответственность за отсутствие в продаже товаров, которые имеются в перечне, несет менеджер.
В павильоне сотовых телефонов организовывают закупку товара следующим образом. На каждую отчетную дату зав. павильонам приносят заявки. Товаровед подсчитывает общее количество товаров по каждой группе и, исходя из этого, заказывает товар у поставщика.
При заключении договоров пользуются следующими документами: «Положение о поставках товаров в Республику Беларусь», «Положением о порядке заключения договоров», «Положение о порядке согласования заключаемого договора предприятиями БКС».
Договоры заключаются путём составления одного документа подписываемого сторонами в 2-х экземплярах.
Структура договора: предмет договора, качество, условия поставки, цена, форма расчета, ответственность сторон, реквизиты сторон.
Содержание договора поставки. В
договоре необходимо указать полное
наименование поставщика и покупателя,
дату, их почтовые и платёжные реквизиты,
Ф.И.О и должности
Павильон по продаже сотовых телефонов использует следующие формы расчета с поставщиками.
Предоплата производится
Акцептная – после отгрузки товаров покупателю поставщик поручает обслуживаемому его банку взыскать платёж на указанную сумму с покупателя.
Платёжное поручение – от своего имени выписывается плательщику, указывая кому, сколько и за что платить. Платёжными поручениями плательщик рассчитывается за полученные товары.
Оборудование расчета с покупателями - используется традиционный метод продажи товаров (через прилавок), когда товар отпускается по кассовым чекам: регистрируется покупка через кассовый аппарат, выдается покупателям кассовый чек.
Под формой продажи понимается совокупность приёмов и способов, с помощью которых рознично - торговое предприятие осуществляют продажу товаров покупателям.
Формы продажи товаров
Различают следующие формы торговли: павильонная, внепавильонные, активные.
В павильоне используется продажа товаров через прилавок. Она требует высокой активности продавца, затрачивается больше времени, ограничена самостоятельность покупателя при выборе товара.
Культуру обслуживания можно охарактеризовать
по некоторым показателям: наличие
в павильоне широкого и устойчивого
ассортимента; применение прогрессивных
методов продажи; представление
дополнительных услуг; минимальные
затраты времени на обслуживание
покупателей; точное соблюдение установленного
режима работы павильона; широкое использование
средств внутрипавильонной
Эффективным
средством для представления
потребительских товаров
Товары, выставленные на продажу в магазине, выставлены фронтально, аккуратно, ценники легко читаются.
Способы стимулирования продаж:
- ценовое стимулирование
- формы активного предложения товара
- стимулирование работников сбытового аппарата
- реклама на месте продажи.
Организация продажи товаров оказывает определенное влияние на развитие товарооборота. Это можно проследить по данным таблицы 3.
Таблица 2.3 − Доля каждого месяца в розничном товарообороте за 1 квартал 2012 года, %.
Месяцы |
Фактически за прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение | ||
план |
фактически |
от плана |
от прошлого года | ||
1 |
57,998 |
61,834 |
61,666 |
-0,168 |
3,668 |
2 |
67,346 |
66,314 |
66,638 |
0,324 |
-0,708 |
3 |
74,656 |
71,852 |
71,696 |
-0,156 |
-2,96 |
Всего за 1 квартал |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Анализ таблицы показывает, что товарооборот в ЧТПУП распределялся по месяцам неравномерно. Наиболее напряженным был третий месяц, наименее напряженным - первый, так как в конце февраля - марте присутствуют государственные праздники, в связи с чем проводятся акции, скидки и, соответственно, увеличивается спрос. [9].
Для определения
равномерности развития розничного
товарооборота целесообразно
Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации, неравномерности ( ):
где Х – процент выполнения плана по изучаемому показателю за каждый квартал;
- процент выполнения плана по анализируемому показателю за год;
n- число кварталов изучаемого периода.
Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по формуле:
Кравн = 100 -
Кравн = 100-0,34 = 99,66
Таким образом, выполнение плана товарооборота было равномерным на 99,66%.
Далее проанализируем динамику и структуру розничного товарооборота (таблица 4).
Розничная реализация товаров в действующих ценах увеличилась по сравнению с прошлым годом на 8133 тыс. руб. или на 36,739[11].
Также произошли незначительные изменения в структуре товарооборота. Так доля продажи сотовых телефонов уменьшилась на 0,233% и соответственно возросла доля продажи сопутствующих товаров.
Таблица 4 – Анализ динамики и структуры розничного товарооборота за 1 квартал 2012 года, тыс. руб.
Товарные группы |
Фактически за 1 квартал 2011 года |
Фактически за 1 квартал 2012 года |
Изменение в динамике |
Розничный товарообо рот текущего года в % к прошлому году | |||
сумма |
удельный вес, % |
сумма |
удельный вес, % |
розничного товарооборота |
структуры товарооборота, % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Сотовые телефоны |
43593,8 |
98,462 |
59468,6 |
98,229 |
15874,8 |
-0,233 |
36,415 |
Сопутствующие товары |
680,8 |
1,538 |
1072 |
1,771 |
391,2 |
0,233 |
57,462 |
Всего |
44274,6 |
100 |
60540,6 |
100 |
16266 |
- |
36,739 |
Информация о работе Организация мелкорозничной сети и пути повышения ее эффективности