Организация мелкорозничной сети и пути повышения ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.
Через магазины реализуется основная часть товаров. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. Такое положение обусловлено тем, что магазины имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.
К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1 Понятие мелкорозничной торговли…………………………………………6
1.1 Характеристика и виды мелкорозничной сети …………………………….6
1.2 Регулирование продажи через мелкорозничную торговлю ………………11
2 Анализ мелкорозничной торговли на примере ЧТПУП «ВиДеРом» ……17
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования...17
2.2 Характеристика товарооборота и ассортимента товаров, реализуемых предприятием……………………………………………………………………20
2.3 Организация и технология розничной продажи ЧТПУП «ВиДеРом»..28
3 Оценка эффективности мелкорозничной торговли и пути ее повышения..31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………39

Работа содержит 1 файл

курсач обновленный (Восстановлен).docx

— 112.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………

4

1 Понятие мелкорозничной торговли…………………………………………

6

1.1 Характеристика и виды мелкорозничной сети …………………………….

6

1.2 Регулирование продажи через мелкорозничную торговлю ………………

11

2 Анализ мелкорозничной торговли  на примере ЧТПУП «ВиДеРом» ……

17

2.1 Организационно-экономическая характеристика  объекта исследования...

17

2.2 Характеристика товарооборота и  ассортимента товаров, реализуемых  предприятием……………………………………………………………………

 

20

2.3 Организация и технология розничной продажи ЧТПУП «ВиДеРом»..

28

3 Оценка эффективности мелкорозничной торговли и пути ее повышения..

31

Заключение……………………………………………………………………….

37

Список использованных источников……………………………………………

39

Приложение……………………………………………………………………..

42


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит  стационарной сети, к которой относятся  магазины и мелкорозничная сеть.

Через магазины реализуется основная часть товаров. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. Такое положение  обусловлено тем, что магазины имеют  ряд преимуществ: в них концентрируется  более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной  технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.

К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками. Как самостоятельная сеть павильоны, палатки, киоски, ларьки используются для торговли табачными, кондитерскими изделиями, книжной, журнальной продукцией, газетами, мороженым.

Недостатками  мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств  для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров  и для торгового персонала. Разновидностью мелкорозничной торговой сети являются торговые автоматы. Торговые автоматы могут быть использованы для продажи  штучных, фасованных товаров, жидких продуктов, напитков в местах скопления людей: в школах, в местах отдыха, на предприятиях, крупных фермах, на территориях рынков, на улицах городов и поселков.

Целью данной курсовой работы является изучение механизмов, заложенных в основу функционирования мелкорозничной сети для оценки эффективности  ее организации и выявления недостатков.

Задачей курсовой работы является анализ мелкорозничной торговли на примере ЧТПУП «ВиДеРом»

Объект исследования - продажа товаров через мелкорозничную сеть.

Предмет исследования - система мелкорозничной торговли в ЧТПУП «ВиДеРом».

Методы исследования - наблюдение, экономико-математические, сравнительного анализа.

Курсовая  работа состоит из 3 частей: теоретическая  часть, анализ и пути совершенствования  мелкорозничной сети.

В курсовой работе использованы Гражданский Кодекс Республики Беларусь, учебные материалы, а также статистические отчеты Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

 

  1. Понятие мелкорозничной торговли

 

  1.1 Характеристика и виды мелкорозничной сети

 

 

 

Мелкорозничная торговля — разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.

К объектам стационарной мелкорозничной торговой сети относятся:

1.)павильоны;

2.) палатки;

3.) киоски;

4.) остановочные модули с местами для торговли;

5.) торговые автоматы;

6.) иные аналогично обустроенные и приспособленные места.

Под передвижными средствами развозной и разносной торговли подразумеваются:

1.) автолавки;

2.) фургоны;

3.) тележки;

4.) лотки;

5.) корзины;

6.) иные сборно-разборные конструкции и специальные приспособления.

Еще раз обратим  внимание на то, что это деление  весьма условно. По сути, вопросы толкования терминов «стационарный» и «нестационарный» решаются органами местного самоуправления самостоятельно. В ряде нормативно-правовых документов содержатся различные подходы  к определению стационарных и  нестационарных объектов. В числе  основных — деление в зависимости  от того, установлен ли объект на заглубленном фундаменте или нет. Также имеет  место классификация торговых объектов по такому основанию, как соединение с муниципальными инженерными коммуникациями. Нередко классификация проводится по обоим перечисленным основаниям. Имеет также место деление на стационарные и нестационарные объекты в зависимости от того, постоянный это или временный торговый объект.

Так, согласно ст.6 Закона Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003 г. определено, что под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, установленный без заглубленных фундаментов, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижные [18].

Основные  понятия:

1)киоск - небольшое сооружение закрытого  или полузакрытого типа, имеющие  только одно рабочее место  без добавочного помещения для  хранения запасов товаров.

2) палатка  — легкие постройки закрытого  типа, отличающиеся от киосков  тем, что имеют два и более  рабочих мест, а также подсобное  помещение; 

3) павильон  — временное или постоянное  помещение, используемое для торговли  или оказания услуг, с обслуживанием  покупателя внутри помещения  (площадью от 10 до 50 м2);

4) к летним  кафе, мини-кафе относятся сооружения  закрытого, полузакрытого типа, оборудованные  на базе киосков, павильонов  и т.д. с установкой мебели (столов, стульев) для обслуживания потребителей. В летних кафе, мини-кафе производится  отпуск продукции собственного  производства несложного приготовления,  покупных товаров. Могут применяться  самообслуживание или обслуживание  официантами [17];

5) торговые  автоматы - техническое средство, предназначенное  для автоматизации процесса продажи  определенных товаров [7];

6) автофургон  — грузовой автомобиль с крытым  кузовом типа фургона или иной  грузовой автомобиль, автоприцеп, а  также легковой автомобиль, микроавтобус  или автобус, используемые для  торговли или оказания услуг  [26];

7) прилавок, лоток — стол, предназначенный  для обслуживания покупателей  и проведения всех необходимых  для этого работ: демонстрации  и упаковывания товаров, расчета  с покупателями [23];

8) помещение  контейнерного типа — контейнер  или иная емкость, используемые  для торговли или оказания  услуг;

9) тележка  — небольшая платформа, снабжённая  колёсами и предназначенная для  перемещения тяжестей [26].

Работники мелкорозничной торговой сети в своей деятельности руководствуются законодательными актами о торговле, Основными правилами  ведения розничной торговли и  торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь, утвержденными  постановлением Совета Министров республики от 4 ноября 1992 г. № 666, а также Правилами  работы мелкорозничной торговой сети на территории Республики Беларусь (в  дальнейшем Правилами). Они обязаны  знать их и строго выполнять.

Все операции по приему-отпуску товаров, а также  по сдаче торговой выручки должны производиться в соответствии с  установленным порядком.

Порядок открытия мелкорозничных предприятий

Субъекты  хозяйствования осуществляют мелкорозничную торговлю на основании специального разрешения (лицензии), выданной исполкомом местного Совета народных депутатов, с  соблюдением места торговли, указанного в нем. При реализации продовольственных, парфюмерных товаров и товаров  для детей ассортимент их должен быть согласован с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Не разрешается  мелкорозничная торговля у зданий органов  власти и государственного управления, у памятников культуры. В этих местах она может быть организована только в дни массовых праздничных мероприятий  по решению горисполкома Совета народных депутатов. У культовых сооружений мелкорозничная торговля может производиться только с письменного согласия настоятеля храма или церковной общины.

Выдача разрешений (лицензий) производится в соответствии с установленным порядком.

Разрешение (лицензия) на право торговли хранится у работников мелкорозничной сети и  предъявляется по требованию контролирующих органов.

Режим работы

Режим работы государственных предприятий устанавливается  исполнительными комитетами местных  Советов депутатов по месту их нахождения. Режим работы предприятий, основанных на других формах собственности, устанавливается собственником  по согласованию с соответствующим  исполкомом.

Работники мелкорозничной сети обязаны строго соблюдать установленный  режим работы.

Требования  к помещению и оборудованию

Стационарные  мелкорозничные пункты оборудуются  согласно требованиям охраны труда, здоровья, защиты среды, противопожарной  безопасности, санитарным и другим требованиям, предусмотренным в  соответствующих нормативных актах.

На пунктах  стационарной мелкорозничной сети (палатках, киосках, ларьках, летних кафе, мини-кафе, торговых автоматах), пунктах передвижной  торговли должна быть вывеска или  надпись на государственном языке  с обозначением наименования, принадлежности (собственника), режима работы, а также  номера телефона органа, выдавшего  лицензию, и органов, уполномоченных осуществлять контроль за деятельностью  данного пункта мелкой розницы.

Каждый пункт  мелкорозничной торговой сети должен быть обеспечен соответствующим  инвентарем и оборудованием, стационарные пункты также местом хранения личных вещей, а торгующие скоропортящимися продуктами - и средствами охлаждения.

Весы должны стоять на видном для покупателей  месте.

Продажа товаров

Продавцы  обязаны иметь приходные документы  на реализуемые товары (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, приходно-расходные  накладные, квитанции, договора) с указанием  в них реквизитов поставщика (продавца), количества поступившего товара, цены, общей суммы, которые хранятся у  работников мелкорозничной сети и предъявляются  по требованию контролирующих органов.

Запрещается прием и продажа товаров, поступивших  без сопроводительных документов.

Товары выкладываются (выставляются) в полном ассортименте, полученном для реализации. В стационарной мелкорозничной сети образцы всех находящихся  в продаже товаров должны быть снабжены ярлыками цен с указанием в них наименования товара, сорта и цены. Ярлыки цен заверяются должностными лицами, ответственными за установление цены.

Допускается выставлять перечень товаров, поступивших  в продажу, с указанием в нем  тех же реквизитов и заверенного  в том же порядке, что и ярлыки цен.

Запрещается продавцу самостоятельно заверять ярлыки цен и перечни товаров, кроме  случаев, когда он является собственником  пункта мелкорозничной торговли.

Не допускаются  к реализации товары, подлежащие обязательной сертификации, без сертификатов соответствия или свидетельств о признании  сертификатов, выданных в установленном  порядке.

В сопроводительных документах на особо скоропортящиеся  пищевые продукты кроме реквизитов,  должны быть указаны дата и час  выработки продукции, температура  хранения, конечный срок реализации.

Требования  покупателя, обусловленные приобретением  товара ненадлежащего качества, удовлетворяются  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь о защите прав потребителей.

Запрещается продажа через мелкорозничную сеть:

— скоропортящихся  и особо скоропортящихся пищевых  продуктов при отсутствии холодильного оборудования [24]

— спиртных напитков (за исключением летних кафе, мини-кафе и павильонов, в которых  имеются торговые залы и может  быть допущена реализация в розлив с потреблением на месте виноградного вина, коньяка, шампанского, ликера, бальзама, аперитива);

— драгоценных  металлов и драгоценных камней, жемчуга, янтаря и мореного дуба во всех видах  и состояниях; ювелирных, бытовых  и других изделий из драгоценных  металлов и драгоценных камней, жемчуга, янтаря и мореного дуба (без лицензии Комитета по драгоценным металлам и  драгоценным камням при Совете Министров  Республики Беларусь) [11];

Информация о работе Организация мелкорозничной сети и пути повышения ее эффективности