Организация мелкорозничной сети и пути повышения ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.
Через магазины реализуется основная часть товаров. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. Такое положение обусловлено тем, что магазины имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.
К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1 Понятие мелкорозничной торговли…………………………………………6
1.1 Характеристика и виды мелкорозничной сети …………………………….6
1.2 Регулирование продажи через мелкорозничную торговлю ………………11
2 Анализ мелкорозничной торговли на примере ЧТПУП «ВиДеРом» ……17
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования...17
2.2 Характеристика товарооборота и ассортимента товаров, реализуемых предприятием……………………………………………………………………20
2.3 Организация и технология розничной продажи ЧТПУП «ВиДеРом»..28
3 Оценка эффективности мелкорозничной торговли и пути ее повышения..31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………39

Работа содержит 1 файл

курсач обновленный (Восстановлен).docx

— 112.00 Кб (Скачать)

— огнестрельного оружия и припасов к нему, а также  холодного оружия;

— оружия и  баллончиков с газами нервнопаралитического  действия;

— армейского снаряжения, форменных тканей и других товаров военного ассортимента, форменного обмундирования, белья со штампом  предприятий различных форм собственности;

— газовой  аппаратуры без освидетельствования  соответствующими газовыми хозяйствами  на пригодность к дальнейшему  использованию;

— медицинской  техники, бактериологических, психотропных, наркотических, сильнодействующих  и ядовитых веществ, лекарственных  средств (без лицензии Министерства здравоохранения Республики Беларусь), лекарственных трав [15];

— других товаров, запрещенных к свободной реализации действующим законодательством  и решениями местных Советов  народных депутатов;

— пиротехнических  игрушек.

При продаже  непродовольственных товаров для  личного пользования (одежда, обувь, трикотажные изделия и др.) должны быть созданы условия для их примерки, а сложно-технических и других, требующих проверки, - условия для ее проведения.

При расчете  за непродовольственные товары, приобретенные  через мелкорозничную торговую сеть (за исключением лоточной торговли), продавец обязан вручить покупателю вместе с покупкой товарный или кассовый чек с обозначением наименования торгового пункта, наименования и  сорта изделия, его цены, даты продажи, фамилии продавца.

Пункты мелкорозничной торговой сети осуществляют прием денежных средств от населения в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

Санитарные  требования

Работники мелкорозничной торговой сети, реализующие продовольственные  товары, руководствуются действующими Санитарными правилами и проходят медицинское освидетельствование  в соответствии с установленным  порядком.

Продавец  мелкорозничной торговой сети по продаже  продовольственных товаров должен иметь при себе и предъявлять  представителям контролирующих органов  личную медицинскую книжку, а стационарной - и Санитарный журнал.

При торговле из корзин, ларей и т.п. не разрешается  ставить их на землю, для этих целей  должны быть специальные подставки.

Продавец  мелкорозничной торговой сети обязан содержать пункт мелкой розницы, а также прилегающую территорию в чистоте (в радиусе, определенном исполкомом местного Совета народных депутатов), носить чистую санитарную одежду. Не допускается хранение тары или затаренных продуктов около  стационарных пунктов мелкорозничной торговой сети.

Реализация  безалкогольных и слабоалкогольных напитков из изотермических емкостей должна осуществляться в соответствии с действующей "Инструкцией по обслуживанию изотермических емкостей, предназначенных для продажи  безалкогольных напитков, квасов и  пива в розлив" [10].

При торговле безалкогольными, слабоалкогольными  напитками и соками в розлив мытье  стаканов, бокалов многоразового  пользования должно отвечать требованиям, изложенным в Санитарных правилах.

При отсутствии условий для мытья стаканов, бокалов  отпуск безалкогольных, слабоалкогольных напитков, соков разрешается только в стаканчиках одноразового пользования. Категорически запрещается повторное  использование одноразовых стаканчиков.

Работники мелкорозничной сети несут ответственность за нарушение  Правил работы мелкорозничной торговой сети и Основных правил ведения розничной  торговли и торгово-производственной деятельности в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Контроль  за соблюдением требований настоящих  Правил осуществляют уполномоченные на то органы в порядке, определенном законодательством.

 

1.2 Регулирование продажи  через мелкорозничную торговлю

 

Каждый объект мелкорозничной торговли открывается  с разрешения органам управления и государственного регулирования торговли исполкомов местных Советов народных депутатов. Однако общие требования к размещению объектов устанавливаются все же на уровне субъектов Беларуси.

Так, например, на территории г. Минска основными нормативно-правовыми документами, определяющими условия и порядок выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли, являются: Правила    работы  мелкорозничной  торговой  сети   на  территории  Республики Беларусь,   утвержденные  приказом   Министерства  торговли Республики Беларусь от 24 марта  1993 г. N 19 с изменениями,  внесенными приказом  Министерства торговли  от  14  марта  2000  г.  N 16.

Перечень  требований к объектам мелкорозничной торговли, размещаемым на территориях  города Минска, о порядке установки  объектов мелкорозничной торговли на территории города Минска и порядке  осуществления торговой деятельности установлен решением Минского городского исполнительного комитета от 15 июня 1999 г. N 569 «Об упорядочении мелкорозничной торговли на территории г. Минска» [19].

Внешний вид  мелкорозничных объектов должен соответствовать  современным архитектурно-художественным требованиям. Запрещается лоточная торговля под каркасно-тентовыми  палатками на центральных магистралях, вблизи станций метро.

Владелец  обязан содержать спой объект в чистоте  и технически исправным, своевременно устранять повреждения в вывесках, конструктивных и облицовочных элементах, а также обеспечивать уборку прилегающих  территорий от отходов продукции  и мусора. Запрещается складирование  тары и запаса продуктов у объектов мелкорозничной торговли и на прилегающих  территориях.

Объекты торговли осуществляют работу в соответствии с режимом, согласованным с администрацией районных управ. В случае временного закрытия объекта вывешивается информация о причине его закрытия (санитарный день, ремонт и др.), дате и сроках приостановления деятельности. По окончании  рабочего дня лотки, тележки, мобильные  торговые средства (за исключением  развалов с бахчевыми культурами) вывозятся с места дислокации.

В местах интенсивных  потоков населения, в том числе  на территориях, прилегающих к метрополитену, проезд автотранспорта к месту торговли для погрузки, разгрузки товара с 8 до 20 часов запрещается. В течение  рабочего дня допускается местный  подвоз товаров на тележках. Торговля с тележек, лотков разрешается только с использованием специализированного  современного оборудования, которое  должно обеспечивать соблюдение санитарных правил реализации и хранения запасов продукции. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг на объекте должен соответствовать профилю и специализации его деятельности. Для покупателя выставляются образцы товаров с указанием их наименований, цены за вес или единицу с четко и правильно оформленными ценниками или прейскурантами, с подписью материально ответственного лица и печатью организации, датой оформления ценника.

На рабочем  месте продавца должны находиться документы, предусмотренные действующими нормативными актами и правилами, регламентирующими  торговую деятельность и продажу  отдельных видов товаров, в том  числе на право торговли, утвержденный ассортиментный перечень, контрольный  журнал, накладные, при необходимости  документы, подтверждающие качество и  безопасность товара, медицинская документация на персонал и др.

Размещение  объектов мелкорозничной торговли в  г. Минске осуществляется на основании  разрешений, выдаваемых комиссиями по мелкорозничной торговле административных районов города. Они наделены широкими полномочиями по: разработке программ размещения стационарных объектов мелкорозничной торговли и нестационарного торгового  оборудования, рассмотрению заявок юридических  и физических лиц на реконструкцию  или новое проектирование и строительство  объектов мелкорозничной торговли, проведению конкурсов, рассмотрению проектной  документации, рассмотрению заявок и  возможности размещения нестационарного  специализированного оборудования для уличной мелкорозничной торговли отдельными товарами; и наконец, по принятию решений о выдаче юридическим  и физическим лицам разрешений на установку объектов мелкорозничной торговли, а также проведению проверок объектов по выполнению торгующими с  них юридическими и физическими  лицами правил мелкорозничной торговли, санитарных норм и правил, требований по благоустройству, соблюдению чистоты  и порядка на прилегающей территории. Аналогичные уполномоченные органы создаются практически при всех органах местного самоуправления городов.

К объектам мелкорозничной торговли правилами  пожарной безопасности, санитарными  и строительными правилами предъявляются  отдельные требования.

Так, учитывая эпидзначимый весенне-летний период и  ведущую роль пищевой продукции  в распространении кишечных инфекций, следует выполнять требованиях  санитарно–эпидемиологического законодательства, предъявляемых при организации  объектов мелкорозничной торговой сети:

— место  размещения объекта мелкорозничной сети, условия его эксплуатации, ассортиментный перечень реализуемых  продуктов питания согласовываются  с госсаннадзором;

— объектами  мелкорозничной сети производится реализация пищевых продуктов в ограниченном ассортименте;

— реализация в организациях мелкорозничной сети скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования запрещается;

— хранение тары или затаренных пищевых продуктов (напитков) на прилегающей территории, а так же хранение пищевых продуктов без подтоварников непосредственно на земле не допускается;

— горячие  готовые изделия (пирожки, беляши чебуреки и др.) должны отпускаться из изотермических или подогреваемых емкостей, тележек; нефасованные продукты должны отпускаться  покупателям в бумажных салфетках  или пакетах;

— передвижные  средства мелкорозничной сети по окончании  рабочего дня должны быть возвращены на базовое предприятие и подвергнуты  санитарной обработке; хранение передвижного и переносного торгового оборудования и реализуемых пищевых продуктов  на дому категорически запрещается.

Продавец  мелкорозничной сети обязан обеспечивать:

    • содержание палатки, автофургона, контейнера, тележки, лотка а также окружающей территории в чистоте;
    • прием и реализацию пищевых продуктов осуществлять с документами, подтверждающими их происхождение, качества и безопасность;
    • строгое соблюдение сроков годности и правил отпуска пищевых продуктов (при отпуске пользоваться щипцами, совками, лопатками);
    • предохранение продуктов от загрязнения;
    • строго соблюдать правила личной гигиены, должен быть опрятно одетым, работать в чистой санитарной одежде, иметь специальный головной убор, нагрудный фирменный знак организации с указанием ее наименования, адреса (местонахождения) Ф.И.О. продавца;
    • иметь при себе личную медицинскую книжку установленного образца.

Требования, предъявляемые к объектам мелкорозничной торговой сети по реализации напитков из КЕГ-бочонков:

  • организация доставки продукции от производителя до места использования по назначению в условиях холода;
  • возможность холодового хранения продукции на складе, официально являющимся продовольственным, всей партии доставленной от производителя продукции;
  • наличие у хозяйствующего субъекта собственного охлаждаемого транспорта для перевозки продукции от производителя к местам хранения и реализации;
  • размещение точки мелкой розницы по разливу безалкогольного напитка в непосредственной близости от базового торгового предприятия, имея ввиду доступность его помещений для хранения передвижного (съемного) торгового оборудования, санитарной обработки торгового оборудования, холодильных камер для возврата на складское хранение начатых и полных бочонков КЕГ;
  • наличие холодильного или изотермического оборудования для установки бочонков КЕГ во всех местах реализации безалкогольных напитков;
  • наличие воды для текущей регулярной уборки рабочего места торговли в разлив и санитарной обработки горловины бочонков КЕГ;
  • наличие уборочного инвентаря, в т.ч. для уборки территории, на рабочем месте торговли в разлив;
  • условия хранения одноразовой пластмассовой посуды;
  • наличие конструкции для установки объемного пластикового мешка для сбора использованной одноразовой пластмассовой посуды;
  • наличие исполненной на достаточном художественном уровне санитарной одежды у торгующих;
  • обеспечение точки мелкой розницы атрибутикой, раскрывающей ее владельца, указывающий его адрес и лицензию на осуществление торговой деятельности;
  • наличие обязательной маркировки бочонков КЕГ с указанием наименования безалкогольного напитка и его производителя, условий хранения и срока годности;
  • наличие документов, подтверждающих государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию продукции [24].

Прежде всего  отметим, что при проектировании и строительстве павильонов и  киосков необходимо руководствоваться  Строительными нормами и правилами  СНиП 2.01.02-85, СНиП 2.08.02-89, СНиП 2.07.01-89 и  другими нормативными документами, утвержденными в установленном  порядке, применительно к зданиям  для организаций торговли [1].

Информация о работе Организация мелкорозничной сети и пути повышения ее эффективности