Организация деятельности предприятия оптовой торговли (на примере ОДО "Савит")

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные проблемы организации торговли на предприятии;
показать специфику организации торговли;
представить методы по совершенствованию организации торговли на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Теоретические основы организации деятельности на предприятии оптовой торговли
6
Сущность, функции и роль оптовой торговли в рыночных условиях
9
Структура организации оптовой торговли и управление её деятельностью
15
Организация оптового товарооборота, формирование цены и издержки обращения предприятий оптовой торговли
24
Основные показатели эффективности деятельности предприятий оптовой торговли
34
Организация и анализ оптовой торговли на предприятии ОДО «Савит»
41
Характеристика деятельности предприятия ОДО «Савит»
41
Анализ основных экономических показателей
48
Экономический анализ оптового товарооборота, издержек обращения и формирования цены
54
Совершенствование организации и управления деятельностью ОДО «Савит»
62
Мероприятия по увеличению товарооборота на предприятии ОДО «Савит»
62
Расчет эффективности предложенных мероприятий
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

3405 Диплом Организация деятельности предприятия оптовой торговли ОДО Савит (1).docx

— 937.73 Кб (Скачать)

     Теперь  рассмотрим относительные показатели — запасы в днях (остатки в  днях запаса). На величину запасов в  днях оказывают влияние два основных фактора:

    • изменение объема товарооборота;
    • изменение абсолютной величины товарных запасов.

     Первый  фактор оказывает обратное влияние  на величину запасов в днях

     Затем следует установить влияние отдельных  факторов на величину среднегодовых  запасов товаров. Такими факторами  являются:

    • Изменение объема товарооборота. Данный фактор оказывает прямое влияние на величину среднегодовых товарных запасов
    • Изменение структуры товарооборота. Если в общей сумме товарооборота увеличивается удельный вес товаров, имеющих медленную оборачиваемость, то запасы товаров увеличатся, и наоборот, при росте доли товаров с более быстрой оборачиваемостью товарные запасы будут снижаться.
    • Оборачиваемость товаров (товарооборачиваемость). Этот показатель приближенно характеризует среднее время (среднее количество дней), спустя которое денежные средства, направленные на формирование товарных запасов, возвращаются обратно в торговую организацию в виде выручки от продажи товаров.
    • Издержки обращения — это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме.

     Они планируются, учитываются и показываются в отчетности как в абсолютных суммах, т.е. в тыс.руб., так и в  относительных величинах, т.е. в процентах  к товарообороту.

     Уровень издержек обращения — это отношение суммы издержек обращения к величине товарооборота, выраженное в процентах. Этот показатель характеризует качество работы торговой организации. Чем лучше работает торговая организация, тем ниже уровень ее издержек обращения, и наоборот. [7, с. 295]

     Подобно двум группировкам затрат на производство (себестоимости) в производственных организациях, существует две группировки  издержек обращения:

    • по экономическим элементам;
    • по статьям издержек.

     Группировка издержек по элементам является стандартной, единой и обязательной для всех торговых предприятий. В состав издержек обращения включаются следующие элементы, показанные в схеме.

     

     Рис. 4. Схема состава издержек обращения.

     Группировка издержек обращения по элементам, показывающая экономическое содержание затрат, не дает возможности выявить направление  и целевое назначение отдельных  затрат. В связи с этим имеет  место потребность в планировании, учете и анализе издержек обращения  по отдельным статьям.

     В настоящее время используется следующая  номенклатура статей издержек обращения:

    • Транспортные расходы.
    • Расходы на оплату труда.
    • Отчисления на социальные нужды.
    • Амортизация основных фондов.
    • Расходы на ремонт основных средств.
    • Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта.
    • Затраты по оплате процентов за пользование займами.
    • Износ санитарной и специальной одежды, инвентаря.
    • Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
    • Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
    • Расходы на рекламу.
    • Расходы на тару.
    • Отчисления в фонд подготовки кадров.
    • Внутрихозяйственные отчисления.
    • Земельный налог.
    • Прочие расходы.

     Классификация издержек обращения по статьям дает возможность определить их структуру, а также выявить наиболее значительные статьи расходов.

     Основные  задачи анализа издержек обращения:

    • проверка обоснованности сметы издержек обращения;
    • проверка выполнения плана (соблюдения сметы) по издержкам обращения и определение отклонений от плана (сметы);
    • определение влияния отдельных факторов на сумму и уровень издержек обращения;
    • выявление резервов снижения издержек обращения и разработка мероприятий по мобилизации, т. е. использованию этих резервов.

     По  отношению к изменению объема товарооборота издержки обращения  подразделяются на две группы:

    • переменные издержки, величина которых зависит от изменения объема товарооборота;
    • условно-постоянные издержки, практически не зависящие от изменения величины товарооборота.

     К переменным издержкам обращения относятся следующие их виды: транспортные расходы, сдельная заработная плата, расходы по операциям с тарой, проценты за пользование кредитами и займами и другие).

     Условно-постоянные издержки обращения включают в себя: расходы на аренду и содержание зданий, амортизацию основных фондов, расходы на их ремонт, повременную заработную плату, внутрихозяйственные отчисления и др.). [11, с. 16]

     В совокупности переменные и условно-постоянные издержки составляют общие издержки обращения. Существует также понятие предельных издержек. Предельными издержками обращения называются дополнительные или добавочные издержки, связанные с реализацией еще одной единицы товара. Понятие предельных издержек имеет стратегическое значение; здесь определяется величина тех издержек обращения, которую необходимо контролировать. Иначе говоря, предельные издержки отражают те издержки, которые придется осуществить торгового предприятию при реализации последней единицы товара, и одновременно они отражают те издержки, которые могут быть «сэкономлены» в случае сокращения объема продаж на эту последнюю единицу товара.

     Для принятия окончательного решения о  целесообразности дальнейшего увеличения объема розничного товарооборота необходимо сопоставить сумму предельных издержек обращения с суммой дополнительных доходов, получаемых от продажи дополнительной партии товаров.

     По  способу калькуляции издержки обращения подразделяются на два вида: прямые и косвенные. Прямые расходы (затраты) непосредственно могут быть отнесены на определенный вид товара или товарную группу. Косвенные же затраты не могут быть прямо отнесены на определенный товар или товарную группу. Косвенные издержки обращения в процессе калькулирования издержек обращения распределяются между отдельными группами товаров.

     Определим влияние отдельных факторов на сумму  издержек обращения. К этим факторам относятся:

    • изменение объема товарооборота;
    • изменение структуры товарооборота;
    • изменение розничных цен на реализуемые товары;
    • экономия или перерасход по отдельным статьям издержек обращения.

     Увеличение  объема товарооборота повышает сумму  только переменных издержек.

     Одной из важнейших статей издержек обращения  являются расходы на оплату труда. На величину этих расходов влияют два  основных фактора, влияние которых  можно рассчитать способом разниц:

    • изменение численности персонала;
    • изменение среднегодовой заработной платы одного работника.

     В процессе анализа необходимо вскрыть  причины перерасходов по фонду заработной платы и наметить мероприятия  по устранению этих причин.

     При анализе нужно проверить соблюдение сметы и по другим статьям издержек обращения, обратив особое внимание на перерасходы по конкретным статьям, их причины и пути устранения этих причин.

     Анализ  издержек обращения торговой организации следует завершить сводным подсчетом резервов их снижения и разработкой мероприятий по мобилизации (использованию) выявленных резервов. Наиболее крупные суммы резервов связаны со снижением транспортных расходов, расходов на оплату труда, на содержание зданий, на топливо, на хранение товаров. [27, с. 72] 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные  показатели эффективности  деятельности предприятий  оптовой торговли

     Совокупность  показателей деятельности оптового предприятия определяется нормативными актами государства, в котором оно  функционирует. Основными финансово-экономическими показателями оптового предприятия  в России являются – товарооборот, валовой доход, издержки обращения, балансовая прибыль.

     Целью предприятия является получение  прибыли, которая в оптовой торговле образуется за счет превышения доходов  над издержками (расходами).

     Доходы  от оптовой деятельности предприятия  складываются из разницы между ценой  приобретения товара у производителя  и ценой реализации товара покупателю или оптовой наценкой (надбавкой). В настоящее время величина наценки  устанавливается на договорных началах  между продавцом и покупателем.

     Дополнительным  источником дохода оптового предприятия  может быть оплата услуг, которые  оно представляет своим клиентам. Главной функцией оптового предприятия  является продажа товара покупателям, следовательно, объемы этих продаж, или  оптовый товарооборот характеризует  объем деятельности предприятия  в целом. [4, с. 69]

     Развитию  товарооборота торговых предприятий  придается большое значение в  экономической и социальной политике страны. Это связано с тем, что  товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует  развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени  определяет масштабы внешнеэкономической  деятельности денежного оборота  и других макроэкономических показателей. Не меньшую роль играет товарооборот и в деятельности конкретных торговых предприятий.

     Оптовый товарооборот – продажа товаров  торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары, либо для последующей реализации, либо для производственного потребления  в качестве сырья, материалов, либо для материального обеспечения  хозяйственных нужд.

     Оптовый товарооборот в зависимости от назначения разделяется на:

    • оптовый товарооборот по реализации – это продажа товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу.
    • внутрисистемный оптовый товарооборот – отпуск товаров предприятием по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Это движение товаров между звеньями оптовой торговли.

     Оптовая реализация может производиться  со склада предприятия или минуя  склад, непосредственно в адрес  покупателя. Объем оптовой продажи  со склада называется складским товарооборотом, а без завоза на склад – транзитным товарооборотом. Сумма складского и  транзитного товарооборота составляет общий или валовой товарооборот оптового предприятия.

     Транзитный  оптовый товарооборот в свою очередь  подразделяется на:

    • транзитный товарооборот без участия в расчетах (организуемый);
    • с участием в расчетах.

     Иными словами, предприятие участвует  в этом процессе либо как посредник, получающий за организацию продвижения  товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплачиваемый стоимость товара.

     К показателям, характеризующим товарооборот оптового предприятия, относятся:

    • объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;
    • ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров в стоимостном и относительном выражении (проценты);
    • прирост товарооборота характеризует изменение как валового товарооборота так и по отдельным видам и формам;
    • однодневный объем товарооборота;
    • объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
    • объем товарооборота на один квадратный метр общей площади, в том числе торговой площади;
    • время обращения товаров (дни оборота);
    • скорость товарооборота (число оборотов).

Информация о работе Организация деятельности предприятия оптовой торговли (на примере ОДО "Савит")