Организация деятельности предприятия оптовой торговли (на примере ОДО "Савит")

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные проблемы организации торговли на предприятии;
показать специфику организации торговли;
представить методы по совершенствованию организации торговли на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Теоретические основы организации деятельности на предприятии оптовой торговли
6
Сущность, функции и роль оптовой торговли в рыночных условиях
9
Структура организации оптовой торговли и управление её деятельностью
15
Организация оптового товарооборота, формирование цены и издержки обращения предприятий оптовой торговли
24
Основные показатели эффективности деятельности предприятий оптовой торговли
34
Организация и анализ оптовой торговли на предприятии ОДО «Савит»
41
Характеристика деятельности предприятия ОДО «Савит»
41
Анализ основных экономических показателей
48
Экономический анализ оптового товарооборота, издержек обращения и формирования цены
54
Совершенствование организации и управления деятельностью ОДО «Савит»
62
Мероприятия по увеличению товарооборота на предприятии ОДО «Савит»
62
Расчет эффективности предложенных мероприятий
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

3405 Диплом Организация деятельности предприятия оптовой торговли ОДО Савит (1).docx

— 937.73 Кб (Скачать)

     Его объём, структура, виды  и  формы  товародвижения  предопределяют  другие важнейшие показатели хозяйственной  деятельности.

     Основная  цель анализа торговой деятельности  оптовых  предприятий  – выявление,  изучение  и   мобилизация   резервов   развития   товарооборота, улучшения  обслуживания  покупателей,  совершенствования  товародвижения.  В процессе  анализа  необходимо:

  • дать  оценку   выполнения   планов   оптового товарооборота  и  поставки  товаров  покупателям; 
  • изучить  их  в  динамике;
  • выявить и измерить влияние  факторов  на  развитие  оптового  товарооборота;
  • изучить причины недостатков в торгово-коммерческой  деятельности,  если  они имеются, и разработать меры по их устранению  и  предупреждению; 

     определить  стратегию и тактику маркетинговой  деятельности оптового предприятия.  [2, с. 62]

     Анализ  должен показать, как оптовое предприятие  в своей хозяйственной  деятельности учитывает   социально-экономическое   развитие    обслуживаемого    региона, производственные возможности  промышленных предприятий и других  поставщиков, наличие  у  них  товарных  ресурсов,  объём  и   структуру   предполагаемого поступления товаров  из  других  регионов  республики,  ближнего  и  дальнего зарубежья.

     Оптовая торговля играет существенную роль  в  системе  экономических связей  между  районами  страны,  отраслями   производства,   изготовителями товаров  и розничной торговлей. Например, закупая у колхозов и  совхозов  лён  и реализуя  его  предприятиям  текстильной  промышленности,  оптовая  торговля становится связующим звеном между  сельским  хозяйством  и  промышленностью.

     Дальнейшее  движение выработанной ткани, в частности  поставки  её  швейникам, также  обслуживается оптовой торговлей. Тем самым  она соединяет  текстильную  и швейную отрасли. Наконец,  продавая  розничной  торговле  готовую  одежду, предприятия   оптовой   торговли    поддерживают    связь    между    лёгкой промышленностью и торговлей.

     Осуществляя  хозяйственные  связи  с  промышленностью  и   сельским хозяйством,  оптовая  торговля  выступает  в  качестве   заказчика   товаров народного  потребления, в её  функции  входят  закупка  и  завоз  товаров  от предприятий-изготовителей.  Следует  отметить,  что  она  призвана   активно вовлекать   в   товарооборот   местные   товарные   ресурсы   и    проводить децентрализованные закупки товаров из различных  источников. Организуя  завоз товаров,  торговля  контролирует,  соблюдает  ли  промышленность  договорные обязательства  по  поставкам   товаров   соответствующего   ассортимента   и качества, строго в  обусловленные  сроки.  На  складах  оптовых  предприятий закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их  несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских качеств. [7, с. 93]

     Оптовая  торговля  может  и  должна  активно  влиять  на  объём   и ассортимент производимой продукции, требовать  замены  выпуска  товаров,  не пользующихся спросом, на товары, потребности  в  которых  удовлетворяются  не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента  изделий.

     Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать  промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать  их потребительские свойства.

     Чтобы   целенаправленно   воздействовать   на   изменение   торговой конъюнктуры,  оптовая  торговля  должна  обладать  данными  о  состоянии   и  перспективных изменениях  ситуаций  на  отраслевых  и  региональных  рынках, исследовать  и  прогнозировать  спрос  населения,  иметь   представление   о возможностях поставщиков.

     Роль  оптовой  торговли  предусматривает  её  активное  участие   в  обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия  оптовой торговли контролируют полноту  ассортимента в магазинах  обслуживаемой  зоны, добиваясь постоянного наличия  в  продаже  товаров,  имеющихся  на  складах, участвуют совместно  с промышленностью в рекламных  мероприятиях,  организуют перепродажу  излишне закупленных магазинами товаров в другие районы,  где  на них имеется спрос. [16, с. 263]

     На  макроуровне оптовая торговля выполняет  различные рыночные функции:

  • интегрирующую  –   по   обеспечению   взаимосвязи   между   партнёрами-производителями, продавцами и покупателями – по  нахождению  оптимальных каналов сбыта продукции;
  • оценочную – по определению уровня общественно необходимых  затрат  труда через ценообразование;
  • организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения  и   гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

     Макроэкономические  функции  оптовой  торговли  трансформируются  на микроуровне  в  разнообразные  подфункции  или  функции  оптовых   торговых предприятий, среди них  можно назвать следующие:

  • функция   экономической    интеграции    территорий    и    преодоление  пространственного разрыва;
  • функция  преобразования  производственного   ассортимента   в   торговый ассортимент товаров;
  • функция формирования запасов  для  страхования  от  изменений  спроса  на товары;
  • функция сглаживания цен;
  • функция хранения;
  • функция доработки, доведения товаров до требуемого  качества,  фасовки  и  упаковки;
  • функция  кредитования  своих  клиентов,   особенно   мелких   розничных предприятий;
  • функция  маркетинговых исследований рынка и рекламы.

     Развитие  рыночных  отношений  способствует  возникновению   новых  элементов  в  деятельности  оптовых  предприятий,   например,   предоставление разнообразных  услуг по управлению и консалтингу  своим клиентам. [27, с. 173]

     Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:

      1) традиционные – главным образом  организационно-технические  (организация  оптовой купли-продажи, складирование  и хранение запасов, преобразование  ассортимента товаров, их транспортировка);

      2) новые, возникающие под влиянием  развития рынка.

     Организация оптовой купли-продажи является одной из  важнейших  функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе  общественного  разделения  труда она обособилась  в  самостоятельную  подотрасль  торговли.  При  контакте  с производителями   продукции   оптовые   посредники    выступают    в    роли представителей спроса, а предлагая товар покупателям, они действуют от  лица производителей.

     Оптовые предприятия организуют  завоз  товаров  в  различные  районы страны, благодаря чему совершенствуется  территориальное  разделение  труда.

     Осуществление  транспортной  функции  проявляется  при  доставке  товаров  со складов  предприятия в розничную сеть  или  внерыночным  потребителям  своего региона. [25, с. 96] 
 
 
 

    1. Структура организации оптовой  торговли и управление её деятельностью
 

     Специфическая особенность организации деятельности в торговом предприятии состоит  в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы  производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле необходима грамотная  организация как торгового, так  и технологического процесса.

     Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных  способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских  свойств товаров и ускорения  доведения товаров до торговой сети и потребителей. Технологический  процесс обеспечивает обработку  потоков, начиная с поступления  товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров  по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение  и выкладка в торговых залах магазинов  и др.[1,с.10]

     Схема торгово-технологического процесса в  оптовой торговле отображена на рисунке 1.

     Как видно из рисунка 1, торгово-технологический процесс в оптовой торговле включает в себя поступление товара, в процессе которого происходит приемка по количеству и качеству и разгрузка товара. Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели.

     Рис. 1. Торгово- технологический процесс в оптовой торговле. 

     Работники магазинов осуществляют продажу  товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям  дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.[5,с.78]

     Наилучшей формой организации хозяйственных  отношений оптовых предприятий  с обслуживаемыми торговыми предприятиями  по продаже товаров являются договоры купли-продажи товаров, договорные отношения являются оптимальными формами связи при стабильных взаимоотношениях оптовых баз со своими клиентами. До перехода к рыночным отношениям договорные отношения оптовых баз с обслуживаемой розничной сетью носили формальный, малодейственный характер. Учет выполнения этих договоров розничными предприятиями практически не осуществлялся, вопросы поставки товаров в розничную сеть решались по усмотрению оптовых баз. Как правило, розничные торговые предприятия не предъявляли штрафных санкций к оптовым звеньям, боясь испортить отношения.

     Рыночные  отношения привели к коренным изменениям договорных отношений между  поставщиками и покупателями товаров. Оптовые базы и покупатели товаров  превратились в самостоятельных, равноправных партнеров, руководствующихся в  хозяйственных взаимоотношениях исключительно  своими интересами и финансовой выгодой.

     Покупатели  товаров имеют право свободного выбора поставщиков и сами определяют формы хозяйственных связей с  ними. При разовых, эпизодических  закупках товаров у поставщиков  покупатели по своему усмотрению могут  закупать товары без заключения договоров  на основе предъявленных заказов (заявок) ими по договоренности сторон путем  оформления платежных документов.

     Договоры  купли-продажи заключаются при  стабильных хозяйственных взаимоотношениях сторон и достаточно крупных регулярных объемах поставок. В договоре купли-продажи  следует предусматривать количество, ассортимент и сроки поставки товаров, порядок поставки, качество и комплектность товаров, имущественную  ответственность сторон. [25, с. 96]

     В частности, в договорах важно  предусмотреть порядок представления  заявок на текущий завоз товаров, ответственность оптовых предприятий  за каждый случай невыполнения заявки на доставку в магазины товаров, предусмотренных  ассортиментным перечнем, а также  ответственность розничных торговых предприятий за каждый случай непредставления или несвоевременного представления заявки на доставку (завоз) в магазины товаров.

     В договоре следует предусмотреть  возможность централизованной доставки товаров в подсортированном виде непосредственно в розничные  торговые предприятия, порядок личной отборки товаров у поставщика, порядок расчетов, цены, порядок  оказания оптовых торговых услуг  и их стоимость и другие условия.  

       

     Рис. 2. Схема организации документооборота при оптовой торговле с участием оптового предприятия в расчетах 

     Оптовая продажа товаров в отличие  от розничной представляет собой  продажу товаров оптовым покупателям (предприятиям). Результат такой  продажи выражается определенной суммой оптового товарооборота, одного из основных показателей деятельности базы. Оптовая  продажа товаров может осуществляться в двух формах – транзитом, когда  оптовая база продает товары без  завоза их на свои склады, и продажей товаров со своих складов.

     Результатом этих форм продажи будет являться оптовый транзитный оборот и соответственно оптовый складской товарооборот. В оптовом товарообороте торговых баз преобладающий удельный вес  приходится на оптово-складской товарооборот. Транзитный оборот оптовых баз, в свою очередь, подразделяется на оборот с участием в расчетах (оплаченный или с вложением базой собственных средств) и без участия в расчетах неоплаченный, организуемый).

     При транзите с участием в расчетах база оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает со своих покупателей. При транзите без участия в расчетах поставщик  предъявляет к оплате счета не оптовой базе, а непосредственно  получателю. При организации транзитного  оборота оптовая база выполняет  посредническую роль между поставщиком  и получателем. Однако она заключает  с поставщиком и получателем  договоры, предъявляет разнарядки (наряды), контролирует выполнение договоров.

Информация о работе Организация деятельности предприятия оптовой торговли (на примере ОДО "Савит")