Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 23:41, курсовая работа
Так уж сложилось исторически, что с давних времён в России
государственная власть была необычайно влиятельной. И в основном на власть
люди возлагали надежды, часто неоправданные. В лице царя от века видели
наместника Бога, гаранта справедливости и защитника всех “сирых и убогих”.
И в сущности до сего дня мало что изменилось. Царя заменил “вождь”,
Генеральный секретарь, теперь - Президент.
Минюста России и Аппарате Правительства РФ.
[4] Ясин Е.Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня (доклад
на Второй Международной конференции “Модернизация экономики России”,
Москва, ГУ-ВШЭ 3-5 апреля 2001 г.), М., 2001, с. 21
[5] См. Ю.М. Лужков. Российские “законы Паркинсона”, М., 1999, с.76
[6] См. Геворкян Н., Колесиков А., Тимакова Н. От первого лица: разговоры с
Владимиром Путиным,- М., 2000, с. 161
[7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права,- М., 1997, с.318 - 319
* автору во время стажировки в Министерстве юстиции РФ попалось не менее
двух десятков подобных писем (из 300 всего)
[8]См. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и
законодательстве. М., 1924. С. 43.
[9] Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 55.
[10] Загряцков Д.М. Указ. соч. С. 9
[11] Загряцков Д.М. Указ. соч. С. 7.
[12] подробнее проблему петиций и сбора подписей рассмотрим ниже
[13] См.: Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их
гарантиях// Вопросы советского государственного права,- М., 1959, с.62
[14] Ямпольская Н.А., указ. соч., с.64
* упоминание об этой форме обращений редко встречается в литературе, ниже
постараемся её рассмотреть.
[15] См., например: Козлов Ю.М. Приём и рассмотрение жалоб и заявлений
трудящихся в органах советского гоударственного управления,- М., 1955;
Мальков В.В. В учреждение поступила жалоба,- М., 1972; Ремнёв В.И. Право
жалобы в СССР,- М., 1964
* подробнее история принятия этого закона будет изложена в гл.2,
предложения по его совершенствованию - в гл.5
* подробнее об этом в гл.3
[16] Витрук Н.В. Комментарий к ст. 55 Конституции РФ (в кн. Комментарий к
Конституции Российской Федерации. Под ред. В.В. Лазарева,- М., 1997, с.
249)
[17]Ремнёв В.И. Право жалобы в СССР,- М., 1964, с.24
[18] Мальков В.В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях,- М.,
1967, с. 11-12
[19] Записка “О работе с письмами и приёме граждан в Минюсте России”.
Никогда не публиковалась, т.к. предназначена для служебного пользования.
Автор имел возможность ознакомиться с ней во время прохождения
производственной практики в Департаменте делопроизводства Минюста России.
* проблему формы обращения рассмотрим в гл.5
[20] См. Плавильщиков А.А. Рассуждение о прошениях и жалобах, подаваемых в
правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам принимать
оныя должны,- СПб., 1811
* проблему анонимных обращений рассмотрим в гл.5
* подробнее о сроках рассмотрения обращений см. гл.5
[21] см. ст.45, 46 и п.3 ст.56 Конституции РФ
[22] Конституционное право зарубежных стран. Под ред. Б.А. Страшуна,- М.,
1993, т.1, с. 104 - 105
[23] Современные зарубежные Конституции. М., 1992. С. 256
* заметим, что петиция может быть направлена на изменение не только закона,
но и подзаконного акта, поэтому автор не согласен с мнением, что петиции
направляются только в законодательные органы.
[24] об этом см.: Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой
институт,- М., 1998, с.103 и далее
* подробнее о гражданском наказе и его обязательных реквизитах см. гл.5
[25] См. материалы Всероссийского Гражданского Форума, т. 16
[26] Законодательство английской революции 1640-1660 гг. Сост. Н.П.
Дмитриевский. М.-Л., 1946. С. 46.
[27] Там же, с. 40
[28]Документы истории Великой французской революции. МГУ, 1990. Т. 1. С.
42.
[29]Российское законодательство X - XX веков, т.2,- М., 1985, с. 54
[30] Там же, с. 61
[31] там же, С. 83-257
[32]Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. II. Л., 1942. С.
140.
[33] См. Омельченко О.А."Законная монархия" Екатерины II. М., 1993. С. 315-
316.
[34]См. Российское законодательство Х-ХХ веков.Т.5. М., 1987. с.34
* в свете рассмотренных в предыдущей главе классификаций их вполне можно
было бы определить как жалобы, ходатайства и предложения (или петиции)
[35]Плавильщиков А.А. Рассуждение о прошениях и жалобах, подаваемых в
правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам принимать
оныя должны,- СПб., 1811
[36] См. Российское законодательство Х- XX веков. Т. 6. М. , 1988, с. 72-74
[37] Свод законов Российской империи, т.1., ч.2, кн. 6, С-Пб., 1895.
[38] Свод законов Российской империи, т. 1, ч.2, кн.1, С-Пб., 1906
[39] Свод законов Российской империи, т. 1, ч.2, кн.4, С-Пб., 1892
[40] Собрание Узаконений, 1905, № 30, ст. 245
[41]Миронов М.А. Власть и народ: обратная связь,- М., 1999, с.22
[42]цит. по: Конституция СССР: политико-правовой комментарий. Под ред. Б.Н.
Пономарёва,- М., 1982, с. 163
[43] это более подробно рассмотрим ниже, в гл.3
[44]См.: Дмитриев Ю.А., Златопольский А.Д. Гражданин и власть. М., 1994. с.
34
[45] Хаманёва Н.Ю. Право жалобы граждан в европейских социалистических
странах. Казань, 1984. С. 23
* в будущем, после создания административных судов, ситуация изменится -
появится административный порядок судопроизводства, однако в любом случае,
во-первых такого порядка пока нет, во-вторых обращения граждан в судебные
органы лежат за рамками данного исследования
* эту проблему постараемся осветить в гл.5
[46] данный документ не опубликован, автор ознакомился с ним во время
прохождения производственной практики в Департаменте делопроизводства
Минюста России
[47] см. Зиновьев А.В. Конституционное право России,- С.-Пб., 2000
* информация о работе Администрации Президента РФ взята из трудов
Начальника Управления по работе с обращениями граждан (Миронов М.А.
Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных
свобод: право и практика,- М., 2001; Миронов М.А. Власть и народ: обратная
связь,- М., 1999) и ряда ведомственных актов, любезно предоставленных А.П.
Любимовым; информация о работе соответствующих подразделений Аппарата
Правительства и Минюста получена автором в ходе стажировок в этих
подразделениях.
[48]"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" N 71, 10.04.97
[49]"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", N 80, 24.04.98
[50] утв. Руководителем Департамента делопроизводства 12.09.2000; не
опубликовано
* подробнее о централизованном учёте обращений граждан - в гл.5
[51]Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека
и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 138
[52] данные для диаграмм получены: по Администрации Президента РФ: Миронов
М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных
свобод: право и практика,- М., 2001; по Аппарату Правительства РФ и
Министерству юстиции РФ из внутренних документов, с которыми автор
ознакомился во время стажировки
*Автору за время стажировки в Минюсте попалось более 20 писем с требованием
пересмотра судебных решений или привлечения к ответственности судей!
[53] Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав
человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 137
[54] утв. 12.05.2000, не опубликована (ДСП)
[55] рассчитано исходя из данных, приведённых: Миронов М.А. Обращения
граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и
практика,- М., 2001, с. 138
[56] рассчитано исходя из данных, полученных во время стажировок в Аппарате
Правительства РФ и Департаменте делопроизводства Министерства юстиции РФ
* о проблемах контроля - в гл.5
[57] здесь приводятся данные только по рассмотрению контрольных обращений,
т.к. данных о рассмотрении обычных обращений в федеральных органах нет;
однако возможно предположить, что при рассмотрении обычных обращений
случаев задержек с их рассмотрением много больше
[58] Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав
человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 143 - 144
[59] например, Инструкция по делопроизводству в Министерстве юстиции РФ
(утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 28.06.2001 №191), Инструкция по
делопроизводству в Аппарате Правительства РФ (утв. Приказом Руководителя
Аппарата Правительства РФ от 8.11.2000 №1234)
[60] Хропанюк В.Н. Теория государства и права,- М., 1997, с.318 - 319
[61] эта структура гражданского наказа предложена проф. Н.Ю. Беляевой (см.
материалы Всероссийского Гражданского Форума, т. 16
[62] эта диаграмма построена исходя из средних показателей по данным за
последние 3 года. Источники: Миронов М.А. Обращения граждан как элемент
системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика,- М.,
2001, с.138; аналитические записки Отдела по работе с обращениями граждан
Аппарата Правительства РФ и Департамента делопроизводства Министерства
юстиции РФ (не опубликованы)
[63] Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав
человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 143 - 144
[64]Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования, М., 1999, с. 665
http://www.prockurskobl.ru/
| Письменные обращения граждан следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности. Обращения граждан выражаются как в письменной, так и в устной форме. В обращениях могут быть поставлены вопросы, касающиеся прав и законных интересов как автора обращения, так и других граждан или интересов всего общества. Обращения делятся на предложения, заявления и жалобы. Под предложениями обычно понимаются обращения в соответствующие государственные или общественные органы, на предприятия, в учреждения, организации, фирмы или кдолжностным лицам, содержащие идеи по совершенствованию различных сфер деятельности, органов власти и управления, предприятий, организаций, фирм, не связанные с нарушением прав и законных интересов самого гражданина. Предложение -это желание автора включиться в общественную жизнь, эффективное средство политической активности гражданина, его непосредственного участия в совершенствовании форм управления. Обычно в них содержатся данные собственных наблюдений или практики работы автора, затрагивающие проблемы государственной и общественной жизни с указанием на недостатки в их решении, допускаемые конкретными органами, предлагаются пути и способы решения затронутых проблем. Под заявлением подразумевается обращение граждан по поводу реализации личных прав или законных интересов, не связанных с нарушением этих прав и интересов. Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение: "Заявление - официальное обращение лица (или нескольких лиц) в учреждение или к должностному лицу, не связанное... с нарушением прав и законных интересов гражданина и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения. Заявления подаются, во-первых, в целях реализации права или законного интереса гражданина... и, во-вторых, для того, чтобы сообщить о тех или иных недостатках в работе предприятий, учреждений и организаций...". Термин "жалоба" в словаре определен следующим образом: "Жалоба - обращение в государственный либо общественный орган или к должностным лицам по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов конкретного лица (гражданина), общественной организации, предприятия и т.д."110. Таким образом, под жалобой понимается обращение о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, о медленном, бюрократическом рассмотрении их дел государственными или общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, фирмами, о невыполнении ими решений, принятых по обращениям и заявлениям граждан, о неправомерных действиях должностных лиц. Жалобой признается также несогласие с решением или действиями государственного либо общественного органа, предприятия, учреждения, организации, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан. Работа с обращениями населения имеет свои особенности и ведется отдельно от общего делопроизводства. Она регламентируется специальным общеотраслевым документом 'Типовым положением о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях". В нем определен четкий порядок работы с этими документами, независимо от категории и специфики деятельности того или иного учреждения. Рассмотрение обращений граждан в Москве регулируется также Законом города Москвы "Об обращениях граждан", принятым 18 июня 1997 г. Московской городской Думой. Прежде всего обращения граждан должны подаваться в те органы, учреждения и тем должностным лицам, от которых зависит разрешение данного вопроса. Жалобы на общественные организации, не имеющие вышестоящих органов, подаются в местные органы власти. |
В современном мире право на обращение претворяет одну из общепризнанных демократических констант, является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности, обеспечивающей участие граждан в управлении государством, способствующей защите их прав и законных интересов. Статья 33 Конституции России гарантирует гражданам право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В повседневной жизни российские граждане широко применяют представленное им законом право обращения во властные структуры.
Так, в Администрацию Президента Российской Федерации ежегодно поступает почти миллион обращений. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации ежегодно устно и письменно обращаются около 60 тысяч граждан, в Совет Федерации — свыше 40 тысяч. Общее количество обращений в федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения превышает 20 миллионов, а в правительства субъектов Российской Федерации — более миллиона. Ежегодно органам прокуратуры адресуется до полутора миллионов обращений.
Приведенные цифры подтверждают актуальность и своевременность исследования проблемы.
Подавляющее большинство обращений направляют конкретные граждане, движимые надеждой, что им помогут отстоять нарушенные нередко самими же властными структурами их права и законные интересы. Поэтому работа с обращениями граждан, в том числе на личном приеме, является важнейшим направлением деятельности государственного органа.
Таким образом, обращения граждан следует рассматривать как важнейший институт гражданского общества, отражающий своеобразный диалог между личностью и государством, в котором право на обращение выступает и одним из фундаментальных и действенных способов устранения возможных нарушений закона, средством предотвращения правонарушений.
В данном контексте работа с обращениями граждан в органах власти должна постоянно находиться в поле зрения органов прокуратуры, осуществляющих значительную работу в этом направлении. Результаты прокурорских проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти, вносимые акты прокурорского реагирования свидетельствуют о повсеместном распространении нарушений порядка рассмотрения обращений граждан.
Волокита и неполнота проверочных действий при рассмотрении обращений граждан, формализм, а также непринятие достаточных мер со стороны государственных органов в соответствии с установленной компетенцией зачастую являются основанием для многочисленных обращений граждан в органы прокуратуры.
В последнее время отмечается устойчивая тенденция увеличения количества обращений граждан в органы прокуратуры, в том числе связанных с некачественным рассмотрением обращений федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями. Количество разрешенных в прокуратуре жалоб, заявлений и иных обращений за последние 10 лет увеличилось с 941 225 в 1999 г. до 1 436 876 в 2008 г. (53%).
Информация о работе Обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти