Обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Так уж сложилось исторически, что с давних времён в России
государственная власть была необычайно влиятельной. И в основном на власть
люди возлагали надежды, часто неоправданные. В лице царя от века видели
наместника Бога, гаранта справедливости и защитника всех “сирых и убогих”.
И в сущности до сего дня мало что изменилось. Царя заменил “вождь”,
Генеральный секретарь, теперь - Президент.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 872.00 Кб (Скачать)

Минюста России и Аппарате Правительства РФ.

[4] Ясин Е.Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня (доклад

на Второй Международной конференции “Модернизация экономики России”,

Москва, ГУ-ВШЭ 3-5 апреля 2001 г.), М., 2001, с. 21

 

[5] См. Ю.М. Лужков. Российские “законы Паркинсона”, М., 1999, с.76

 

[6] См. Геворкян Н., Колесиков А., Тимакова Н. От первого лица: разговоры с

Владимиром Путиным,- М., 2000, с. 161

[7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права,- М., 1997, с.318 - 319

 

* автору во время стажировки в Министерстве юстиции РФ попалось не менее

двух десятков подобных писем (из 300 всего)

[8]См. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и

законодательстве. М., 1924. С. 43.

[9] Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 55.

 

[10] Загряцков Д.М. Указ. соч. С. 9

[11] Загряцков Д.М. Указ. соч. С. 7.

 

[12] подробнее проблему петиций и сбора подписей рассмотрим ниже

[13] См.: Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их

гарантиях// Вопросы советского государственного права,- М., 1959, с.62

[14] Ямпольская Н.А., указ. соч., с.64

 

* упоминание об этой форме обращений редко встречается в литературе, ниже

постараемся её рассмотреть.

[15] См., например: Козлов Ю.М. Приём и рассмотрение жалоб и заявлений

трудящихся в органах советского гоударственного управления,- М., 1955;

Мальков В.В. В учреждение поступила жалоба,- М., 1972; Ремнёв В.И. Право

жалобы в СССР,- М., 1964

 

* подробнее история принятия этого закона будет изложена в гл.2,

предложения по его совершенствованию - в гл.5

* подробнее об этом в гл.3

 

[16] Витрук Н.В. Комментарий к ст. 55 Конституции РФ (в кн. Комментарий к

Конституции Российской Федерации. Под ред. В.В. Лазарева,- М., 1997, с.

249)

 

[17]Ремнёв В.И. Право жалобы в СССР,- М., 1964, с.24

 

[18] Мальков В.В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях,- М.,

1967, с. 11-12

[19] Записка “О работе с письмами и приёме граждан в Минюсте России”.

Никогда не публиковалась, т.к. предназначена для служебного пользования.

Автор имел возможность ознакомиться с ней во время прохождения

производственной практики в Департаменте делопроизводства Минюста России.

 

* проблему формы обращения рассмотрим в гл.5

[20] См. Плавильщиков А.А. Рассуждение о прошениях и жалобах, подаваемых в

правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам принимать

оныя должны,- СПб., 1811

 

* проблему анонимных обращений рассмотрим в гл.5

* подробнее о сроках рассмотрения обращений см. гл.5

[21] см. ст.45, 46 и п.3 ст.56 Конституции РФ

[22] Конституционное право зарубежных стран. Под ред. Б.А. Страшуна,- М.,

1993, т.1, с. 104 - 105

 

[23] Современные зарубежные Конституции. М., 1992. С. 256

 

* заметим, что петиция может быть направлена на изменение не только закона,

но и подзаконного акта, поэтому автор не согласен с мнением, что петиции

направляются только в законодательные органы.

[24] об этом см.: Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой

институт,- М., 1998, с.103 и далее

 

* подробнее о гражданском наказе и его обязательных реквизитах см. гл.5

 

[25] См. материалы Всероссийского Гражданского Форума, т. 16

[26] Законодательство английской революции 1640-1660 гг. Сост. Н.П.

Дмитриевский. М.-Л., 1946. С. 46.

 

[27] Там же, с. 40

 

[28]Документы истории Великой французской революции. МГУ, 1990. Т. 1. С.

42.

 

[29]Российское законодательство X - XX веков, т.2,- М., 1985, с. 54

[30] Там же, с. 61

 

[31] там же, С. 83-257

 

[32]Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. II. Л., 1942. С.

140.

 

[33] См. Омельченко О.А."Законная монархия" Екатерины II. М., 1993. С. 315-

316.

 

[34]См. Российское законодательство Х-ХХ веков.Т.5. М., 1987. с.34

 

* в свете рассмотренных в предыдущей главе классификаций их вполне можно

было бы определить как жалобы, ходатайства и предложения (или петиции)

 

[35]Плавильщиков А.А. Рассуждение о прошениях и жалобах, подаваемых в

правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам принимать

оныя должны,- СПб., 1811

 

[36] См. Российское законодательство Х- XX веков. Т. 6. М. , 1988, с. 72-74

[37] Свод законов Российской империи, т.1., ч.2, кн. 6, С-Пб., 1895.

[38] Свод законов Российской империи, т. 1, ч.2, кн.1, С-Пб., 1906

 

[39] Свод законов Российской империи, т. 1, ч.2, кн.4, С-Пб., 1892

[40] Собрание Узаконений, 1905, № 30, ст. 245

[41]Миронов М.А. Власть и народ: обратная связь,- М., 1999, с.22

[42]цит. по: Конституция СССР: политико-правовой комментарий. Под ред. Б.Н.

Пономарёва,- М., 1982, с. 163

 

[43] это более подробно рассмотрим ниже, в гл.3

[44]См.: Дмитриев Ю.А., Златопольский А.Д. Гражданин и власть. М., 1994. с.

34

[45] Хаманёва Н.Ю. Право жалобы граждан в европейских социалистических

странах. Казань, 1984. С. 23

* в будущем, после создания административных судов, ситуация изменится -

появится административный порядок судопроизводства, однако в любом случае,

во-первых такого порядка пока нет, во-вторых обращения граждан в судебные

органы лежат за рамками данного исследования

* эту проблему постараемся осветить в гл.5

 

[46] данный документ не опубликован, автор ознакомился с ним во время

прохождения производственной практики в Департаменте делопроизводства

Минюста России

[47] см. Зиновьев А.В. Конституционное право России,- С.-Пб., 2000

* информация о работе Администрации Президента РФ взята из трудов

Начальника Управления по работе с обращениями граждан (Миронов М.А.

Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных

свобод: право и практика,- М., 2001; Миронов М.А. Власть и народ: обратная

связь,- М., 1999) и ряда ведомственных актов, любезно предоставленных А.П.

Любимовым; информация о работе соответствующих подразделений Аппарата

Правительства и Минюста получена автором в ходе стажировок в этих

подразделениях.

[48]"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" N 71, 10.04.97

 

[49]"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", N 80, 24.04.98

[50] утв. Руководителем Департамента делопроизводства 12.09.2000; не

опубликовано

* подробнее о централизованном учёте обращений граждан - в гл.5

[51]Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека

и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 138

[52] данные для диаграмм получены: по Администрации Президента РФ: Миронов

М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных

свобод: право и практика,- М., 2001; по Аппарату Правительства РФ и

Министерству юстиции РФ из внутренних документов, с которыми автор

ознакомился во время стажировки

 

*Автору за время стажировки в Минюсте попалось более 20 писем с требованием

пересмотра судебных решений или привлечения к ответственности судей!

[53] Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав

человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 137

 

[54] утв. 12.05.2000, не опубликована (ДСП)

[55] рассчитано исходя из данных, приведённых: Миронов М.А. Обращения

граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и

практика,- М., 2001, с. 138

 

[56] рассчитано исходя из данных, полученных во время стажировок в Аппарате

Правительства РФ и Департаменте делопроизводства Министерства юстиции РФ

 

* о проблемах контроля - в гл.5

[57] здесь приводятся данные только по рассмотрению контрольных обращений,

т.к. данных о рассмотрении обычных обращений в федеральных органах нет;

однако возможно предположить, что при рассмотрении обычных обращений

случаев задержек с их рассмотрением много больше

[58] Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав

человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 143 - 144

[59] например, Инструкция по делопроизводству в Министерстве юстиции РФ

(утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 28.06.2001 №191), Инструкция по

делопроизводству в Аппарате Правительства РФ (утв. Приказом Руководителя

Аппарата Правительства РФ от 8.11.2000 №1234)

 

[60] Хропанюк В.Н. Теория государства и права,- М., 1997, с.318 - 319

[61] эта структура гражданского наказа предложена проф. Н.Ю. Беляевой (см.

материалы Всероссийского Гражданского Форума, т. 16

[62] эта диаграмма построена исходя из средних показателей по данным за

последние 3 года. Источники: Миронов М.А. Обращения граждан как элемент

системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика,- М.,

2001, с.138; аналитические записки Отдела по работе с обращениями граждан

Аппарата Правительства РФ и Департамента делопроизводства Министерства

юстиции РФ (не опубликованы)

[63] Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав

человека и основных свобод: право и практика,- М., 2001, с. 143 - 144

[64]Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования, М., 1999, с. 665

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.prockurskobl.ru/text_page.php?id=2 – прокуратура курской обл

 

 

10.2. Работа с письменными обращениями граждан

 

 

Письменные обращения граждан следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности.

Обращения граждан выражаются как в письменной, так и в устной форме. В обращениях могут быть поставлены вопросы, касающиеся прав и законных интересов как автора обращения, так и других граждан или интересов всего общества.

Обращения делятся на предложения, заявления и жалобы.

Под предложениями обычно понимаются обращения в соответствующие государственные или общественные органы, на предприятия, в учреждения, организации, фирмы или кдолжностным лицам, содержащие идеи по совершенствованию различных сфер деятельности, органов власти и управления, предприятий, организаций, фирм, не связанные с нарушением прав и законных интересов самого гражданина. Предложение -это желание автора включиться в общественную жизнь, эффективное средство политической активности гражданина, его непосредственного участия в совершенствовании форм управления. Обычно в них содержатся данные собственных наблюдений или практики работы автора, затрагивающие проблемы государственной и общественной жизни с указанием на недостатки в их решении, допускаемые конкретными органами, предлагаются пути и способы решения затронутых проблем.

Под заявлением подразумевается обращение граждан по поводу реализации личных прав или законных интересов, не связанных с нарушением этих прав и интересов. Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение: "Заявление - официальное обращение лица (или нескольких лиц) в учреждение или к должностному

лицу, не связанное... с нарушением прав и законных интересов гражданина и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения. Заявления подаются, во-первых, в целях реализации права или законного интереса гражданина... и, во-вторых, для того, чтобы сообщить о тех или иных недостатках в работе предприятий, учреждений и организаций...".

Термин "жалоба" в словаре определен следующим образом: "Жалоба - обращение в государственный либо общественный орган или к должностным лицам по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов конкретного лица (гражданина), общественной организации, предприятия и т.д."110. Таким образом, под жалобой понимается обращение о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, о медленном, бюрократическом рассмотрении их дел государственными или общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, фирмами, о невыполнении ими решений, принятых по обращениям и заявлениям граждан, о неправомерных действиях должностных лиц. Жалобой признается также несогласие с решением или действиями государственного либо общественного органа, предприятия, учреждения, организации, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.

Работа с обращениями населения имеет свои особенности и ведется отдельно от общего делопроизводства. Она регламентируется специальным общеотраслевым документом 'Типовым положением о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях". В нем определен четкий порядок работы с этими документами, независимо от категории и специфики деятельности того или иного учреждения.

Рассмотрение обращений граждан в Москве регулируется также Законом города Москвы "Об обращениях граждан", принятым 18 июня 1997 г. Московской городской Думой.

Прежде всего обращения граждан должны подаваться в те органы, учреждения и тем должностным лицам, от которых зависит разрешение данного вопроса.

Жалобы на общественные организации, не имеющие вышестоящих органов, подаются в местные органы власти.


 

 

 

 

В современном мире право на обращение претворяет одну из общепризнанных демократических констант, является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности, обеспечивающей участие граждан в управлении государством, способствующей защите их прав и законных интересов. Статья 33 Конституции России гарантирует гражданам право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В повседневной жизни российские граждане широко применяют представленное им законом право обращения во властные структуры.

 Так, в Администрацию Президента Российской Федерации ежегодно поступает почти миллион обращений. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации ежегодно устно и письменно обращаются около 60 тысяч граждан, в Совет Федерации — свыше 40 тысяч. Общее количество обращений в федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения превышает 20 миллионов, а в правительства субъектов Российской Федерации — более миллиона. Ежегодно органам прокуратуры адресуется до полутора миллионов обращений.

Приведенные цифры подтверждают актуальность и своевременность исследования проблемы.

 Подавляющее большинство обращений направляют конкретные граждане, движимые надеждой, что им помогут отстоять нарушенные нередко самими же властными структурами их права и законные интересы. Поэтому работа с обращениями граждан, в том числе на личном приеме, является важнейшим направлением деятельности государственного органа.

Таким образом, обращения граждан следует рассматривать как важнейший институт гражданского общества, отражающий своеобразный диалог между личностью и государством, в котором право на обращение выступает и одним из фундаментальных и действенных способов устранения возможных нарушений закона, средством предотвращения правонарушений.

В данном контексте работа с обращениями граждан в органах власти должна постоянно находиться в поле зрения органов прокуратуры, осуществляющих значительную работу в этом направлении. Результаты прокурорских проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти, вносимые акты прокурорского реагирования свидетельствуют о повсеместном распространении нарушений порядка рассмотрения обращений граждан.

Волокита и неполнота проверочных действий при рассмотрении обращений граждан, формализм, а также непринятие достаточных мер со стороны государственных органов в соответствии с установленной компетенцией зачастую являются основанием для многочисленных обращений граждан в органы прокуратуры.

В последнее время отмечается устойчивая тенденция увеличения количества обращений граждан в органы прокуратуры, в том числе связанных с некачественным рассмотрением обращений федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями. Количество разрешенных в прокуратуре жалоб, заявлений и иных обращений за последние 10 лет увеличилось с 941 225 в 1999 г. до 1 436 876 в 2008 г. (53%).

Информация о работе Обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти