Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 23:41, курсовая работа
Так уж сложилось исторически, что с давних времён в России
государственная власть была необычайно влиятельной. И в основном на власть
люди возлагали надежды, часто неоправданные. В лице царя от века видели
наместника Бога, гаранта справедливости и защитника всех “сирых и убогих”.
И в сущности до сего дня мало что изменилось. Царя заменил “вождь”,
Генеральный секретарь, теперь - Президент.
большинство их вообще не имеют электронной системы) пользуются разными
базами данных по обращениям граждан. Так, в Администрации Президента РФ (с
2000 г.) и Министерстве юстиции РФ (с 1 января 2002 г.) используется
программа “Федеральная база данных “Обращения граждан”” (ФБД) под ОС
“Windows”, а в Аппарате Правительства РФ - своя собственная база данных под
ОС “MS-DOS”. Это делает невозможным обмен данными по обращениям между
различными органами (подробнее об этом в гл.5).
3. организация личного приёма граждан
Особо следует сказать об организации личного приёма граждан. Личный приём
делится на две категории - общий и специальный. Общий приём проводится в
приёмной соответствующего органа особым сотрудником ежедневно. Специальный
приём проводят должностные лица по предварительной записи. Личный приём,
как общий, так и специальный, во всех изученных нами федеральных органах
исполнительной власти организован приблизительно одинаково, различия в
основном чисто технические, не имеющие значения для данного исследования.
Общий приём проводится ежедневно в специальных помещениях. Жалобы, просьбы
и т.п., изложенные гражданином в устной форме фиксируются в особой
“карточке личного приёма”, которая затем проходит ту же процедуру
рассмотрения, что и письменное обращение. Если гражданин на личном приёме
подаёт письменное обращение, оно регистрируется специалистом, ведущим приём
и затем также проходит общую процедуру. Поэтому личный приём, по большому
счёту, никаких преимуществ не даёт, разве только заявитель менее зависим от
работы почты - обращение регистрируется в его присутствии. Здесь весьма
интересен пример Министерства юстиции РФ - там все обращения, поданные на
личном приёме, ставятся на контроль, что на сегодняшний день является
единственной более-менее весомой гарантией их своевременного и
положительного разрешения (подробнее об этом ниже). Подобная практика
существует и в Администрации Президента РФ, но в действующих там
рекомендациях первоочерёдность рассмотрения и постановка на контроль
обращений с личного приёма дополнена формулировкой “как правило”. Кстати
сказать, это, видимо, действует на людей - в приёмную Минюста обращается
всё больше людей, что видно на представленной диаграмме, в то время как в
иных органах количество обратившихся в приёмную граждан стабильно.
[pic]
Что касается специального приёма, то он проходит в две стадии. На первой
стадии обращение принимается от гражданина на общем приёме и затем, если
обращение сочтут важным и весомым, заявителя запишут на приём к
должностному лицу, ответственного за разрешение его проблемы. Здесь важно
отметить, что решение об этом принимает специалист, ведущий приём, т.е.
чиновник очень невысокого ранга. Только на приём к высшим должностным лицам
(Руководителю Администрации Президента РФ, его заместителям, Заместителям
Председателя Правительства РФ) можно попасть после дополнительных
согласований с начальником подразделения по работе с обращениями и
секретариатом соответствующего должностного лица. При этом каких-либо
нормативно закреплённых критериев “важности” и “весомости” проблем не
существует (подобные критерии, оформленные в виде методических рекомендаций
для специалистов приёмной есть в Администрации Президента РФ[51], но
ознакомиться с ними автору не удалось). Приём проводится должностными
лицами по заранее утверждённому графику, который готовят совместно
подразделения по работе с обращениями граждан и секретариаты (или
помощники) этих должностных лиц. В Администрации Президента РФ приём ведут
Руководитель Администрации, его заместители, руководители структурных
подразделений; в Аппарате Правительства РФ - федеральные министры и
Заместители Председателя Правительства; в Министерстве юстиции РФ -
заместители министра и руководители структурных подразделений. Кстати,
попасть на приём к Министру юстиции через приёмную министерства практически
невозможно, но через приёмную Правительства не так сложно (он принимает
граждан как член Правительства не реже 2 раз в год). Высшие руководители
страны - Президент и Председатель Правительства приёма граждан не ведут.
Хотя были случаи, когда Президент принимал граждан в своём кремлёвском
кабинете, но они носили эпизодический характер и никак не были
регламентированы. В целом приём граждан высшими должностными лицами ведётся
достаточно активно, что видно из представленной таблицы.
[pic]
4. организация рассмотрения обращений и контроля за ним
Рассмотрение обращений - “вершина” работы с обращениями. Рассмотрение как
таковое осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами в
соответствии с их компетенцией. Распределение обращений граждан по
компетенции также лежит на сотрудниках подразделения, работающего с
обращениями. Если в Управлении Президента РФ по работе с обращениями
граждан первичное рассмотрение обращения и дальнейшая передача для
рассмотрения по компетенции осуществляются в отделе писем (в то время как
регистрация - в другом), то и в Аппарате Правительства РФ, и в Министерстве
юстиции РФ первичное рассмотрение осуществляет тот же сотрудник, что и
принял обращение. Существенной проблемой здесь является распределение
обращений по компетенции, по сути неотделимая от проблемы компетенции
федеральных органов исполнительной власти вообще. И если с компетенцией
министерств и ведомств, а также их структурных подразделений ещё как-то
возможно разобраться (для удобства во всех подразделениях, работающих с
обращениями граждан имеются специальные таблицы, где указаны сферы
ответственности различных структурных подразделений), то с разграничением
компетенции федеральных министерств и аналогичных по сферам ответственности
подразделений Аппарата Правительства РФ и Администрации Президента РФ
ничего не понятно. Поступающие в эти органы обращения распределяются
сотрудниками отделов писем исходя опять-таки из “важности” и “весомости”:
более “весомые” обращения направляются в структурные подразделения, менее
“весомые” - в иные органы. Однако “весомость” устанавливается на основании
весьма размытых критериев, нигде документально не зафиксированных. Так, в
Аппарате Правительства РФ в департаменты Аппарата направляются обращения,
имеющие “фундаментальный характер” (например, предложения по
совершенствованию налоговой системы) либо те, в которых обжалуются действия
федеральных министерств и ведомств. “Особо важные” обращения направляются
для ознакомления руководителям соответствующих департаментов, и при их
согласии передаются в секретариаты Председателя Правительства или его
Заместителей для доклада. В Министерстве юстиции РФ с распределением
обращений по компетенции проще - явно не относящиеся к компетенции
Министерства пересылаются в иные органы власти, прочие распределяются по
структурным подразделениям Министерства. Обращения, имеющие “особое
значение” (чётких критериев опять-таки нет) докладываются Руководителю
департамента делопроизводства и он докладывает их одному из Заместителей
Министра или (по согласованию с аппаратом министра) самому Министру. Как
обыкновенно распределяются на рассмотрение обращение граждан в
рассматриваемых нами структурах, видно на представленных диаграммах.
[pic]
[pic]
[pic]
На этих диаграммах[52] видно, что в Администрации Президента РФ, очевидно,
предпочитают больше обращений рассматривать самостоятельно. Особенно
удивляет высокая доля обращений, рассмотренных руководством (Руководителем
Администрации и его заместителями). В Правительстве эта доля намного ниже.
В Министерстве юстиции РФ доля обращений, не относящихся к его компетенции
только 10%. Однако это вполне понятно. Администрация Президента и
Правительство в понимании большинства людей- это универсальные органы,
способные решить любую проблему, а в Минюст в основном обращаются те, кто
знает, чем министерство занимается. Поэтому доля “чужих” обращений в 10%
для отраслевого министерства высока и свидетельствует о правовой
неграмотности многих граждан*.
После рассмотрения обращения в соответствующем структурном подразделении
оно либо спускается “вниз” в порядке подчинённости, либо по нему
принимается решение и даётся соответствующее поручение. Завершением
рассмотрения обращения является ответ заявителю. В Администрации Президента
РФ технические возможности позволяют Управлению по работе с обращениями
давать заявителю сразу два ответа: о получении письма (независимо от
результатов рассмотрения) и об итогах его рассмотрения. В Аппарате
Правительства РФ и Министерстве юстиции РФ отделы по работе с обращениями
заявителю отвечают только в случае отправки его обращения в другой орган.
Ответ об итогах рассмотрения направляет уже то подразделение, в котором
непосредственно принималось решение. Были случаи, когда обращения
докладывались Председателю Правительства и заявителям после этого
направлялся ответ за его подписью. Однако все подобные процедуры нигде и
никак не регламентированы, они основаны исключительно на обычаях и
традициях.
Поскольку обращения рассматриваются в разных подразделениях, часто и в
других органах, проконтролировать их рассмотрение крайне сложно.
Отслеживаются только так называемые “контрольные” обращения. По контрольным
обращениям рассматривающие их подразделения или органы обязаны сообщать о
ходе рассмотрения и принятых решениях непосредственно в соответствующее
подразделение по работе с обращениями граждан. Уже оно отвечает заявителю о
принятом решении и только после этого контрольное производство
прекращается, а материалы по обращению сдаются в архив. В составе
Управления Президента существует особый отдел контроля, в Аппарате
Правительства РФ и Министерстве юстиции РФ контроль осуществляют те же
сотрудники, что читали обращение и направили его на рассмотрение в
соответствующий орган. Постановка на контроль осуществляется по решению
сотрудника первоначально рассмотревшего обращение. Критерии, по которым
обращение ставится на контроль опять же весьма туманны и не закреплены в
нормативных документах. В Администрации Президента РФ таким критерием
считается “законность требований автора”[53](!). В Аппарате Правительства
РФ существует должностная инструкция работника группы контроля[54], в
которой предписывается ставить на контроль обращения, содержащие факты
конкретных нарушений их законных прав и интересов, предложения или
замечания, направленные на устранение недостатков в работе органов
государственного управления, сведения, необходимые для проведения
информационно-аналитической работы, а также повторные обращения. Очевидно,
что эти критерии отличаются крайней неопределённостью. Исходя из них, можно
ставить на контроль практически все обращения, а можно не ставить ни
одного. А ведь контроль вышестоящего органа на сегодняшний день -
единственная весомая гарантия того, что обращение гражданина будет
рассмотрено своевременно и с должным вниманием. Поэтому необходимо
закрепить (возможно, даже законодательно, чёткие критерии постановки
обращений на контроль). В Министерстве юстиции РФ (как и в других
федеральных министерствах и ведомствах) на контроль ставятся помимо
указанных выше “важных” обращений, обращения, поступившие из Федерального
Собрания, Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ. Отсюда
вытекает, что для граждан выгодно направлять обращения не прямо в
министерство, а сначала в Администрацию Президента РФ или в Правительство -
потеря времени компенсируется тем, что обращение будет поставлено на
контроль, а, значит, будет быстрее рассмотрено. Подобная практика весьма
вредна, поскольку побуждает граждан писать “наверх”, и одновременно снижает
качество работы с обращениями, поступившими прямо в министерство, т.к.
сотрудники отдела писем вынуждены заниматься контролем и теряют на этом
немало времени.
Так что туманность и размытость критериев “важности” обращений создаёт
серьёзные препятствия в рассмотрении обращений и тормозит производство по
ним. Однако, сколь ни широки возможности для постановки на контроль любого
обращения, технические возможности ставят этому предел. Кроме того,
порядок, по которому контроль осуществляют в основном те же сотрудники, что
и поставили на контроль обращение (только в Управлении Президента РФ по
Информация о работе Обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти