Обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Так уж сложилось исторически, что с давних времён в России
государственная власть была необычайно влиятельной. И в основном на власть
люди возлагали надежды, часто неоправданные. В лице царя от века видели
наместника Бога, гаранта справедливости и защитника всех “сирых и убогих”.
И в сущности до сего дня мало что изменилось. Царя заменил “вождь”,
Генеральный секретарь, теперь - Президент.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 872.00 Кб (Скачать)


бращения граждан в федеральные органы исполнительной власти

        ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

 

 

                              О том, кто имеет участие в законосовещательной

                                 или судебной власти, мы и можем утверждать,

                          что он и является гражданином данного государства.

                            Государством же мы и называем совокупность таких

                                        граждан, достаточную, вообще говоря,

                                           для самодовлеющего существования.

                                      (Аристотель, “Политика”, III, 1, 8)[1]

 

                        А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников

                                         от себе не отсылати, а давати всемъ

                                жалобником управа в всемъ, которымъ пригоже.

                                  А которого жалобника а непригоже управити,

                        и то сказати великому князю, или к тому его послати,

                                     которому которые люди приказаны ведати.

                                      (Судебник Ивана III, 1497 г., ст.2)[2]

 

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ

 

       Так  уж  сложилось  исторически,  что  с  давних  времён   в   России

государственная власть была необычайно влиятельной. И в основном  на  власть

люди возлагали надежды, часто неоправданные. В  лице  царя  от  века  видели

наместника Бога, гаранта справедливости и защитника всех “сирых  и  убогих”.

И в сущности  до  сего  дня  мало  что  изменилось.  Царя  заменил  “вождь”,

Генеральный секретарь, теперь -  Президент.  То,  что  власть  “разделилась”

хотя бы формально, в народном сознании осталось не  замеченным.  Власть  по-

прежнему воспринимают как  некое  целое,  притом  власть  законодательную  и

судебную считают лишь нижними  этажами  этого  целого,  а  центром  властной

системы,  “властью  как  таковой”  считается  власть  исполнительная.  Этому

народному восприятию власти отдают дань и многие отечественные правоведы.  В

частности,  весьма  распространены  взгляды,   согласно   которым   институт

президентской власти лежит “вне” системы  разделения  властей,  а  Президент

как “глава государства” имеет совершенно особый статус, возвышающий его  над

всеми ветвями власти. Естественно, отсюда  недалеко  и  до  признания  права

Президента вмешиваться в законодательный  процесс  или  в  судопроизводство.

Кроме того, издавна не особенно  доверяя  местной  власти  (условно  говоря,

“воеводам”), боьшинство россиян  ищут  заступничества  и  справедливости  “в

Москве”,  то  есть  у  федеральных  органов  исполнительной  власти.   Таким

образом, мы  видим,  что  главным  центром,  к  которому  обращены  народные

чаяния,  являются  органы  исполнительной  власти,   притом   прежде   всего

федеральные  и  особенно  -  Президент.  Именно  к  ним  в  первую   очередь

обращались и обращаются  граждане  за  защитой  своих  прав.  Это  вовсе  не

голословное  утверждение,  достаточно  взглянуть  на  статистику.   Согласно

аналитическим отчётам Администрации Президента РФ и  Аппарата  Правительства

РФ, за 2000 г. на  имя  Президента  поступило  порядка  300  тыс.  обращений

граждан,  в  Правительство  РФ  -  94  тыс.,  а  в  самое  “популярное”   из

федеральных министерств - Министерство юстиции - 35  тысяч[3],  притом  даже

исковых заявлений по гражданским делам во все  суды  (исключая  арбитражные)

было подано едва ли  не  меньше.  В  предшествующие  годы  соотношение  было

приблизительно такое  же,  хотя  порядок  цифр  менялся.  Комментарии  здесь

излишни, цифры говорят сами за себя. Следует также  отметить,  что  судебная

власть, основной “защитник” гражданских прав в развитых  странах,  в  России

даже юридически находится в большой зависимости от власти исполнительной.  В

последние годы существенно возросло количество гражданских исков,  но,  -  и

на это необходимо обратить внимание, - эти иски могут привести  к  реальному

восстановлению  нарушенных  прав,  возмещению  ущерба  и  т.п.  только   при

содействии исполнительной власти. Какое бы решение не вынес суд, оно  должно

быть исполнено судебными приставами, не входящими в систему судебной  власти

как таковой (все судебные приставы России  подчинены  Департаменту  судебных

приставов Минюста России). И очень часто  судебные  решения  не  могут  быть

исполнены именно из-за проволочек, допускаемых судебными приставами.

  Итак, мы видим,  что  исполнительная  власть  остаётся  главным  гарантом

гражданских прав, и единственным  “центром”,  к  которому  обращены  надежды

подавляющего большинства граждан России. И что бы не говорили  о  разделении

властей, необходимости построения сильной и независимой судебной  системы  и

т.п., подобное положение вещей  будет  сохраняться  ещё  долго,  и  народное

сознание долго будет видеть в исполнительной власти  главного  “защитника  и

заступника”. Потому именно по тому, насколько успешно будут  функционировать

административно-правовые  механизмы  реализации  и  защиты   прав   граждан,

насколько  чутко  и  эффективно  будет  реагировать  на  обращения   граждан

исполнительная власть,  будут  судить  об  эффективности  и  состоятельности

государства в целом.

  Сегодня везде и всюду говорят о необходимости повышения уровня доверия  к

государству, без чего никакое прогрессивное развитие невозможно.  Это  можно

слышать  и  на  заседаниях  Правительства,  на  съездах   промышленников   и

банкиров, на Гражданском форуме, на различных научных конференциях.  Так,  в

докладе  Е.Г.  Ясина  на  Второй  Международной  конференции   “Модернизация

экономики России”, проходившей в ГУ-ВШЭ 3-5 апреля  2001  года,  отмечалось,

что   “восстановление   доверия”   является    основным    условием    роста

инвестиций[4]. И  это  отмечают  не  только  экономисты,  но  и  политологи,

юристы, действующие политики и управленцы.  Притом  не  только  как  условие

“роста инвестиций” но  как  вообще  основу  всякого  движения  вперёд.  “Что

мешает  построить  систему,  основанную  на  доверии  людей   к   власти?”,-

спрашивает руководитель одного из важнейших и богатейших субъектов РФ[5].  О

том, что “велик дефицит доверия народа  к  власти”,  говорил  даже  нынешний

Президент[6].  И  в  самом  деле,  получается  парадоксальная,  и   пугающая

картина: народ все надежды возлагает на власть, но при этом не доверяет  ей.

Значит, народ лишён внешней опоры, и не имеет веры в  то,  что  хоть  кто-то

сможет защитить простого человека.

  Единственный выход из этой ситуации в одном - совершенствовать  механизмы

реализации  и  защиты  гражданских  прав,  прежде   всего   административно-

правовые.  А  важнейшим  из  этих  механизмов  является  “механизм  обратной

связи”, т.е. институт обращений граждан  в  органы  государственной  власти,

прежде всего исполнительной.

  Здесь мы пока сталкиваемся с ситуацией весьма безрадостной.  До  сих  пор

нет единого порядка принятия, учёта и рассмотрения  обращений  граждан,  нет

их чёткой классификации. Федерального закона об обращениях граждан нет.

  Несмотря на то, что количество обращений  граждан  в  федеральные  органы

исполнительной  власти  (в  настоящей  работе  мы  ограничимся  только  ими,

поскольку объём данной работы не позволяет достаточно  детально  рассмотреть

особенности работы с обращениями граждан  во  всех  органах  государственной

власти), год от года растёт, механизмы их рассмотрения  не  совершенствуются

и процентная доля разрешённых по  существу  обращений  остаётся  постоянной,

кстати, весьма низкой. Например, из поступивших в Правительство  РФ  в  2000

году обращений лишь 1/3 была рассмотрена по существу.  Это  означает  прежде

всего, что уровень ожиданий граждан  растёт,  но  действия  власти  остаются

прежними, следовательно, всё более увеличивается разрыв между  ожиданиями  и

действительностью. Долго это продолжаться не может. Значит, нужно  принимать

меры к тому, чтобы работа с обращениями граждан стала  более  эффективной  и

граждане  могли  в  полной  мере  реализовать  своё  право   на   обращение,

закреплённое в Конституции. Но для того, чтобы  принимать  какие-либо  меры,

необходимо изучить сущность проблемы, рассмотреть возможные пути её  решения

и только  потом  приступать  к  разработке  конкретной  программы  действий.

Однако последнее - задача политиков, а  наша  цель  -  изучить  становление,

развитие  и  современное  состояние  института  обращений  граждан,  выявить

причины низкого уровня  “рассматриваемости”  обращений  и,  по  возможности,

предложить пути устранения возникающих  проблем.  Этому  и  будет  посвящена

настоящая работа.

  Итак, что же есть обращение гражданина и какова его роль? Сразу  отметим,

что обращение - это далеко не каждое послание гражданина к  государственному

органу или должностному лицу. Обращение - это всегда юридический  акт,  т.е.

действие, сознательно направленное на создание  юридических  последствий[7].

Направляя обращение в какой-либо государственный орган,  гражданин  вступает

с  ним  в  определённые  правоотношения.  Таким  образом,  обращением  можно

считать только такое послание,  из  смысла  которого  явно  следует  желание

автора  побудить  адресата  (орган  или  должностное  лицо)   к   каким-либо

юридически значимым действиям. Следовательно,  со  всей  очевидностью  можно

утверждать,  что  не  являются  обращениями   поздравления,   благодарности,

рассказы о  своей  нелёгкой  судьбе*  без  каких-либо  требований  и  прочие

подобные послания.

  Роль института обращений граждан огромна. Обращения выполняют в сущности,

три важнейшие  функции.  Во-первых,  обращения  есть  средство  защиты  прав

граждан. Наряду с судебной защитой, защита  административная,  проявляющаяся

в реакции органов исполнительной власти на обращение гражданина  и  принятии

ими соответствующих мер, есть важнейшее средство охраны человека,  его  прав

и свобод.  Во-вторых,  обращение  гражданина  -  это  форма  реализации  его

конституционного  права   на   участие   в   управлении   государством,   и,

следовательно, одна из форм выражения народовластия.  Посредством  обращений

гражданин может воздействовать на принятие решений органами  государственной

власти, внося свой вклад в выработку государственной  политики  в  различных

областях жизни. И в-третьих,  обращения  граждан  -  это  средство  обратной

связи,   выражения   реакции   народа,   масс   на   решения,    принимаемые

государственной властью. В условиях демократического государства и  общества

отработанные механизмы  обратной  связи  необходимы  как  воздух,  притом  в

первую очередь самой власти.  Кроме  того,  обращения  граждан  часто  могут

вскрыть  некую  ещё  не  замеченную  проблему,  возможно,  указать  пути  её

разрешения,  и  способствовать  таким  образом   совершенствованию   системы

государственного управления, улучшению социальной действительности в  целом.

Так  что,  изучая  обращения  граждан,  внимательно  и  чутко   относясь   к

поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями  в

современном необычайно динамичном, обществе,  что  поможет  ей  стать  более

эффективной. В силу всего этого институт  обращений  граждан  в  современной

правовой действительности занимает одно из важнейших мест.

  Далее, следует сказать несколько слов  о  структуре  данной  работы.  Для

начала следует обратить внимание на  то,  что  само  понятие  “обращение”  в

нашей стране нигде не зафиксировано  и  чёткой  классификации  обращений  не

существует.  Поэтому  представляется  правильным  в  начале  данной   работы

детально рассмотреть сущность  обращения,  возможные  виды  обращений,  дабы

чётко  определить,  что  же  понимается  под  обращением  и  различными  его

разновидностями.

  Необходимо также  изучить  становление  и  развитие  института  обращений

граждан. Вообще, в России этот институт имеет богатейшую историю  -  впервые

он был закреплён законодательно  ещё  в  XV  веке,  поэтому  опыт  работы  с

обращениями и нормативный материал был накоплен  огромный.  Разумеется,  что

без обзора, хотя  бы  краткого,  всего  этого,  анализ  института  обращений

граждан в целом и в федеральные органы исполнительной  власти  в  частности,

будет неполноценным. Поэтому следующую главу настоящей работы  целесообразно

посвятить историческому обзору становления института обращений в России,  и,

по  возможности,  зарубежных  стран,  дабы  существовал  хотя  бы   какой-то

материал для сравнения.

  Затем необходимо описать  современные  конституционные  основы  работы  с

обращениями граждан, существующие правила  и  нормы,  регулирующие  вопросы,

связанные с обращениями граждан. Поскольку на сегодняшний день нет  базового

закона об обращениях граждан, следует базируясь на Конституции,  действующих

нормативно-правовых актах, в том  числе  ведомственных,  попытаться  вывести

основные принципы работы с обращениями. И, конечно, особое внимание  следует

уделить  особенностям  рассмотрения  обращений  граждан  в  административном

Информация о работе Обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти