Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:16, дипломная работа
Цель: изучение организации маркетинга на предприятии и разработка мероприятий по его совершенствованию.
В работе определены понятия, сущности и основные особенности управления маркетингом на предприятии, дана организационно-экономическая характеристика предприятия, сделан анализ организации маркетинговой службы на предприятии, сделан анализ планирования маркетинговой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РОЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и содержание маркетинговой деятельности предприятия
1.2 Формы маркетинговой деятельности
1.3 Методы формирования маркетинговой стратегии на предприятии
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ОАО БЕЛЛИФТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия
2.2 Анализ конкурентной среды и конкурентных преимуществ на предприятии
2.3 Исследование эффективности маркетинговой деятельности
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БЕЛЛИФТ» И ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
3.1 Зарубежный опыт разработки маркетинговой политики фирм
3.2 Рекомендации по формированию эффективной маркетинговой стратегии ОАО «Беллифт»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По результатам анализа основным спросом пользуется услуги по поставке электронной продукции и обучение персонала по его использованию.
Стратегии интегрированного роста связаны с расширением фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи. Возможности применения данного типа стратегий для ОАО «Беллифт» рассмотрены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Возможности и ограничения применения стратегий интегрированного роста для компании
Наименование стратегии | Возможности | Ограничения |
Стратегия обратной вертикальной интеграции | Объединение с небольшими компаниями смешанного типа или компаниями чье положение на рынке угасает. | В основном, у данных компаний в портфеле заказов представлены заявки на небольшие поставки сырья с ограниченным ассортиментом. Помимо этого, в «слабые» компании придется оказывать дополнительные финансовые вложения для стабилизации их позиций на рынке, чего на данный момент ОАО «Беллифт» не может себе позволить. |
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции | Объединение с сильными федеральными или региональными компаниями, получение дилерских полномочий с целью увеличения продаж. | В силу того, что компании интересно взаимодействовать с сильными игроками на федеральном и региональном рынке электронной продукции, оно не сможет взять под контроль какую-либо сильную компанию. А объединение с таковыми повлечет за собой потерю самостоятельности компании в принятии решений, что нежелательно. |
Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Основные факторы, обуславливающие выбор данного типа стратегий:
- рынки для осуществляемого бизнеса оказываются в состоянии насыщения либо же сокращения спроса на продукт вследствие того, что продукт находится на стадии умирания;
- текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса;
- антимонопольное регулирование не разрешает дальнейшего расширения бизнеса в рамках данной отрасли.
Владея данными о темпах роста рынка и темпах роста продаж компании, можно проанализировать ее поведение на рынке. В таблице 3.1.3 приведены основные соотношения данных показателей, позволяющие определить сложившуюся ситуацию ОАО «Беллифт» на рынке.
Таблица 3.3 - Анализ развития ОАО «Беллифт» в зависимости от темпов роста рынка
Соотношение показателей | темпа роста рынка > темпа роста продаж | темпа роста рынка ≈ темпа роста продаж | темпа роста рынка < темпа роста продаж |
Сложившаяся ситуация | Отставание в развитии | Относительно стабильное положение | Компания активно развивается |
Рекомендации | Необходимо стимулировать продажи, улучшать качество услуг | Необходимо постоянно отслеживать изменения на рынке | Необходимо рассматривать возможности развития на новых сегментах |
Стратегии сокращения реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике.
Используя отечественный и зарубежный опыт, необходимо разработать рекомендации, выполнение которых могло существенно улучшить систему управления предприятием, повысить его конкурентоспособность (как па внутреннем, так и на внешнем рынке), увеличить эффективность деятельности как самого отдела маркетинга и сбыта, так и предприятия в целом. При этом надо учитывать, что каждый доллар, вложенный в профессиональный маркетинг, даст не менее 5-10$ чистой прибыли в год.
По мнению автора, для организации эффективной маркетинговой деятельности на ОАО «Беллифт» потребуется предпринять ряд шагов:
1. Пересмотр организационной структуры предприятия;
2. Организацию бюро по маркетингу;
3. Организация рекламы с использованием информационных ресурсов;
4. Введение дополнительных услуг.
Рассмотрим их содержание.
Целесообразно предусмотреть соответствующие мероприятия по координации деятельности служб предприятия, принимая во внимание принцип направленности на удовлетворение потребителя: совещание, обязательно совместное принятие решений, затрагивающих интересы различных служб, согласование процедур и действий. Очевидно, что время этапа принятия решений увеличится. Однако опыт доказывает, что на этапе исполнения это компенсируется не только временем, но и качеством исполнения.
Очень важно для решения некоторых проблем, например, разработка новых услуг по перевозкам, создавать команды, которые состояли бы из специалистов различных служб: инженеров, экономистов, менеджеров, маркетологов. Эффективность таких команд уже давно доказана. У нас же процесс разработки дробится между различными отделами. В данном случае теряется много времени и в конечном итоге, результат будет не совсем удовлетворительным.
Основная цель маркетинговой деятельности - обеспечение максимальной эффективности деятельности предприятия в целом.
Также автором предложено организовать бюро маркетинга на предприятии. Так как менеджеры отдела экспедиции выполняли функции специалистов по маркетингу. На основе отдела экспедиции создать бюро маркетинга и бюро экспедиции, объединив их в один отдел. В бюро маркетинга перевести одного сотрудника на должность специалиста по маркетингу. И принять на работу в бюро маркетинга специалиста по рекламе.
Основными функциями бюро маркетинга являются:
Организация эффективной маркетинговой деятельности, направленной на изучение внешнего и внутреннего рынка и завоевание устойчивого положения предприятия.
Организация рекламной деятельности, подготовка и распространение рекламных материалов.
Разработка и реализация долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной стратегии поведения на рынке, проведение оперативных мероприятий по маркетингу.
Проведение регулярных маркетинговых исследований, установление технических и маркетинговых "ноу-хау" на рынке услуг.
Планирование и осуществление рекламно - информационного продвижения на рынок информации о предприятии.
Организация и контроль своевременной подготовки и заключения договоров на оказание услуг.
Формирование фирменного стиля предприятия, в дилерских центрах, на сувенирной продукции.
Анализ мотивов отношения потребителей к предлагаемым услугам, к товарному знаку, к предприятию в целом.
Как способ расширения рынков сбыта.
В функциональные обязанности специалиста по рекламе будут входить разработка и организация рекламы. Создание интернет сайта компании.
Затраты:
Организация рабочего места (мебель, компьютер, оргтехника) - 5,300млн. руб.
Заработная плата - 960000*12=11,520 млн. руб.
В функциональные обязанности специалиста по маркетингу будут входить определение наиболее эффективных направлений работы с потенциальными партнерами. Определением маркетинговой стратегии предприятия.
Затраты:
Рабочее место существует.
Заработная плата остается прежней (960000*12=11,520 млн. руб).
Дополнительных расходов нет.
Стоимость проекта 16,820 млн. руб.
Рассчитаем экономический эффект бюро маркетинга. При планируемом увеличении объема реализации услуг за счет деятельности бюро на 1,8%.
Эк. эф. = ( (4977,0*1,8) /100) - 16,820=72,766млн. руб.
Экономический эффект от создания бюро маркетинга составит 72,766 млн. руб.
Также дадим рекомендации по изменению кадровой политики ОАО «Беллифт».
Невозможно себе представить, что неквалифицированный или незаинтересованный рабочий будет делать свою работу качественно. Тогда о каком качестве услуг можно говорить, если проанализировать уровень образования персонала и уровень его оплаты. В ситуации, когда работники подбираются по критерию согласования на данный уровень оплаты, невозможно обеспечить оказание конкурентоспособной услуг. Это ставит под вопрос будущее предприятия, так как оно не использует наличие некоторых преимуществ перед предприятиями СНГ для развития. Заработная плата в себестоимости составляет 17,6%, уровень образования и квалификации низок, есть также резервы по снижению численности административно-
Важным также является создание маркетинговой информационной системы (МИС), связанной с Интернет.
По моему мнению, ОАО «Беллифт» недостаточно использует ресурсы Internet для осуществления своей рекламной деятельности.
Реклама в Internet - это инструмент, использование которого является необходимым условием для успеха и популярности любого Интернет-ресурса, для эффективного создания и поддержания имиджа компании или мероприятия, для продвижения торговой марки на рынке и т.д.
Ее основные задачи: информирование и привлечение в качестве посетителей представителей целевой аудитории Интернет-ресурса.
Цель: обеспечить устойчивый, растущий уровень продаж услуг компании владельца сайта.
В качестве методов Интернет - рекламы на ОАО «Беллифт» рекомендовано использовать:
- баннерная реклама на коммерческих сайтах Интернета;
- коммерческие показы в ведущих баннерообменных сетях;
- оптимизация WEB-сайта для роботов поисковых систем;
- e-mail реклама в специализированных почтовых рассылках;
- размещение информации в Интернет о конференциях, форумах, чатах, на популярных новостных сайтах, досках объявлений и т.д.;
- организация системы обмена текстовыми ссылками.
В первую очередь предприятию необходимо создать свой сайт, затем, разместь его на быстром и надежном сервере. Расходы на создания сайта и его рекламу составят 0,5 млн. руб.
Также, чтобы добиться успеха в сети, необходимо:
- привлечения посетителей на веб-сайт;
- поиска в сети покупателей для продукции;
- создания (улучшения) в Интернете имиджа компании, ее продукции и услуг.
Таким образом, образование МИС в рамках единой информационной системы предприятия поможет существенно облегчить выполнение функций маркетинга за счет обеспечения и привлечения еще одного ресурса - информации. Интеграция с ресурсами Интернет позволит предприятию стать мобильнее и конкурентоспособнее.
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.
Основным направлением производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Беллифт» является техническое обслуживание и ремонт лифтов, кроме того, предприятие проводит пусконаладочные работы, монтажи лифтов, техническое диагностирование и освидетельствование лифтов, другие работы.
Основным видом деятельности организации является техническое обслуживание лифтов, удельный вес которого в объеме составляет – 78,4%. Удельный вес других видов работ в общем объеме распределяется следующим образом: монтаж, наладка лифтов – 4,5%; восстановительные ремонты – 11,9%; прочие – 5,2 %