Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:16, дипломная работа
Цель: изучение организации маркетинга на предприятии и разработка мероприятий по его совершенствованию.
В работе определены понятия, сущности и основные особенности управления маркетингом на предприятии, дана организационно-экономическая характеристика предприятия, сделан анализ организации маркетинговой службы на предприятии, сделан анализ планирования маркетинговой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РОЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и содержание маркетинговой деятельности предприятия
1.2 Формы маркетинговой деятельности
1.3 Методы формирования маркетинговой стратегии на предприятии
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ОАО БЕЛЛИФТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия
2.2 Анализ конкурентной среды и конкурентных преимуществ на предприятии
2.3 Исследование эффективности маркетинговой деятельности
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БЕЛЛИФТ» И ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
3.1 Зарубежный опыт разработки маркетинговой политики фирм
3.2 Рекомендации по формированию эффективной маркетинговой стратегии ОАО «Беллифт»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно, следовательно ОАО «Беллифт» на конец отчетного периода может погасить пятикратный объем краткосрочных заемных обязательств. При этом расчетные значения выше нормативных, но в динамике уменьшаются, что свидетельствует риске снижения платежеспособности организации по своим краткосрочных обязательствам.
Коэффициент промежуточной ликвидности позволяет определить, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена денежными средствами с учетом погашения дебиторской задолженности. На начало отчетного периода организация могла погасить все краткосрочные обязательства, с учетом погашения дебиторской задолженности. В динамике показатель снизился на 0,7. Поскольку рассчитанный коэффициент по ОАО «Беллифт» выше нормативного, то баланс анализируемой организации можно признать ликвидным.
Коэффициент общей ликвидности у ОАО «Беллифт» на конец отчетного периода показывает, что на один рубль текущих обязательств приходится 5,0 рубля текущих активов, что подтверждает способность организации в оплате краткосрочных обязательств. Превышение текущих активов над текущими обязательствами препятствует возникновению убытков при продаже или ликвидации оборотных активов (кроме денежных средств). Данный коэффициент измеряет поле безопасности для покрытия любого возможного обесценивания оборотных активов, показывает резерв ликвидных средств, превышающих краткосрочные обязательства, которые можно использовать как гарантию безопасности против неопределенности и любого рода риска, которому подвержено движение средств организации. Но поскольку данный коэффициент общей ликвидности меньше единицы, организация не способна в срок выполнять свои краткосрочные обязательства, т.е. не может вовремя оплатить внешние обязательства. При этом близкое к 1 значение данного коэффициента свидетельствует о правильном формировании финансов в организации и увеличивает эффективность ее деятельности в целом.
Способность общества своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие обладает гибкой структурой капитала, оно способно организовать его движение таким образом, что обеспечивает постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности, сохранения равновесия своих активов и пассивов, постоянного увеличения активов предприятия.
Структура баланса на предприятии положительная, о чем свидетельствуют показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия, а именно:
- коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств;
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который характеризует наличие собственных оборотных средств необходимых для финансовой устойчивости предприятия;
- коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, характеризующий способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам путем реализации имущества (активов).
Все данные показатели по предприятию в целом выше своих нормативных значений.
ОАО «Беллифт» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из объема выполненных работ (услуг), необходимости производственного развития и повышения личных доходов работников предприятия. Отношения с заказчиками и другими предприятиями, организациями во всех сферах деятельности строятся на основе взаимовыгодных договоров.
Целью деятельности ОАО «Беллифт» является получение оптимальной прибыли и удовлетворение притязаний кредиторов, государства, инвесторов, персонала на часть полученного дохода, что предполагает поддержание сбалансированности активов и пассивов общества на уровне, позволяющем в срок и в полном объеме расплачиваться по своим обязательствам.
ОАО «Беллифт» осуществляет полное и частичное обслуживание лифтов предприятий и организаций различных форм собственности, ряд других работ, услуг.
Полное обслуживание лифтов включает следующие виды работ:
- ежесуточный технический осмотр (ТО);
- ежемесячное обслуживание (ТО-1);
- диспетчерское обслуживание (ДО);
- технический осмотр один раз в год;
- техническое обслуживание диспетчерской связи (ТО-2);
- комплекс электрофизических измерений (КЭФИ).
При заключении договоров на техническое обслуживание и ремонт лифтов, надзор и диспетчерский контроль в роли Заказчика выступает только владелец лифта. Расчеты сторон производятся в соответствии с заключенными договорными обязательствами и в соответствии с Прейскурантом цен, утвержденным и согласованным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
ОАО «Беллифт» осуществляет обслуживание лифтов различной модификации, заводов-изготовителей, грузоподъемности, сроков эксплуатации, назначения (пассажирские, больничные, грузовые, малогрузовые).
Удельный вес пассажирских лифтов в структуре лифтового хозяйства наибольший и составляет 91,4%, грузовых - 3,5%, малогрузовых - 3,5%, больничных – 1,6% (рис. 4.1).
Рисунок 2.4 – Структура обслуживаемых ОАО «Беллифт» лифтов
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Заводы-изготовители лифтов: РУП «Могилевлифтмаш», Карачаровский, Щербинский, заводы в г. Платоновка, Киеве, Самарканде, Свердловске, Харькове, Санкт-Петербурге, страны дальнего зарубежья.
ОАО «Беллифт» для обеспечения устойчивой работы необходимо обладать достаточной маневренностью, чтобы вовремя реагировать на меняющиеся требования заказчиков. Успех работы во многом зависит от скоординированной работы всех звеньев общества, профессионализма управленческого персонала, правильно выбранной маркетинговой стратегии, хорошего знания рынков и тенденций их развития.
Основными факторами, определяющими стабильность спроса, является:
1. Уверенность заказчиков в стабильном качестве продукции и максимальном соответствии ее предъявляемым требованиям.
2. Устойчивая репутация предприятия как надежного партнера, предоставляющего наиболее приемлемые условия выполнения работ.
В таблице 2.5 представлена краткая характеристика предприятий, занимающих наибольшие доли исходя из объемов оказанных услуг в 2010 г. на рынке услуг по обслуживанию лифтов в Минске.
Основной сферой деятельности ОАО «Беллифт» является полное и частичное обслуживание лифтов предприятий и организаций. Таким образом, ОАО «Беллифт» работает в сегменте, где действует еще 20 организаций – конкурентов.
При этом были выделены наиболее приоритетные конкуренты по следующим параметрам:
а) Аналогичность предоставляемых услуг;
б) Доля рынка;
Такими конкурентами являются: ЧУП «Лифтсервис», ОАО "Экспресслифтоналадка" и ООО "Лифтмонтаж".
Таблица 2.5 – Лидеры рынка услуг по обслуживанию лифтов г. Минска в 2010 г.
Наименование организации | Основное направление деятельности | Количество занятых, чел. | Доля рынка, % |
ОАО «Беллифт» | полное и частичное обслуживание лифтов | 311 | 23,92 |
ООО "Лифтреммаш" | восстановительные ремонты | 216 | 13,19 |
ОАО "Экспресслифтоналадка" | полное и частичное обслуживание лифтов | 256 | 19,88 |
ИЧП "Новак" | полное и частичное обслуживание лифтов | 325 | 16,82 |
ООО "Лифтмонтаж" | восстановительные ремонты, монтажные работы | 312 | 4,97 |
ООО "Новаторг М" | восстановительные ремонты, монтажные работы | 214 | 13,30 |
ЧУП «Лифтсервис» | полное и частичное обслуживание лифтов | 310 | 6,92 |
Итого: |
|
| 100 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Далее проведем анализ конкурентоспособности ОАО «Беллифт» на основе модели сегментации рыночных сил М. Портера (таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Анализ конкурентоспособности ЧРУП «Вербена ТМ» на основе концепции М. Портера (модель пяти сил конкуренции)
Элементы модели пяти сил конкуренции | Баллы | |||
ОАО «Беллифт» | ЧУП «Лифтсервис» | ОАО "Экспресслифтоналадка" | ООО "Лифтмонтаж" | |
1. Интенсивность конкуренции среди существующих конкурентов | 3,4 | 2,3 | 3,0 | 3,2 |
2. Угрозы со стороны потенциальных «новичков» на рынке | 3,0 | 2,0 | 2,1 | 3,0 |
3. Появление товаров заменителей | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
4. Экономический потенциал покупателей | 3,1 | 2,8 | 3,0 | 3,1 |
5. Экономический потенциал поставщиков | 2,1 | 2,0 | 2,0 | 2,2 |
Сумма значений рейтингов | 14,7 | 12,10 | 13,10 | 14,5 |
Как видно из таблицы 2.6, наибольшее давление со стороны рыночных сил испытывают ООО "Лифтмонтаж" и ОАО «Беллифт».
Планирование маркетинга на ОАО «Беллифт» осуществляется в несколько этапов:
– разработка годового плана маркетинга, годового плана рекламных мероприятий;
– ежемесячное планирование рекламных мероприятий;
– планирование рекламной кампании.
Годовой план маркетинга ОАО «Беллифт» содержит семь разделов.
1) Задачи маркетинга на год.
2) Состояние рынка услуг по обслуживанию лифтов РБ, прогноз на период планирования.
3) Политика ценообразования.
4) Методы продвижения услуг.
5) Реклама. Бюджет на рекламу и продвижение услуг в разрезе направлений использования.
6) План организации стимулирования сбыта по каналам распределения.
Элементы планирования рекламной деятельности содержат разделы «Методы продвижения услуг», «Реклама».
Помимо плана маркетинга на будущий год специалистами отдела маркетинга разрабатывается календарный план рекламных мероприятий на год, содержащий определение рекламного бюджета на год, распределение бюджета по направлениям, а также календарный план мероприятий с определением целей планируемых мероприятий, периода, исполнителя и планируемых затрат на проведение указанных мероприятий.
Однако следует заметить, что процесс планирования рекламы в ОАО «Беллифт» проходит не всегда организованно и продуманно. Реклама периодически появляется в различных СМИ, но часто трудно сказать, что она взаимосвязана между собой и преследует одну цель. Что касается рекламного бюджета, то он предварительно не планируется, на рекламу средства выделяются по мере необходимости и возможности предприятия.
В ОАО «Беллифт» при расчете общего бюджета на стимулирование применяется метод исчисления «от наличных средств». Фирма выделяет в бюджет на стимулирование определенную сумму, которую она, по ее мнению, может себе позволить истратить. В дальнейшем, привязываясь к рамкам этой суммы, специалист по маркетингу планирует рекламные мероприятия.
Расходы на рекламу в ОАО «Беллифт» включают в себя:
– расходы на разработку рекламных изделий (каталогов, проспектов, рекламных писем и т.п.);
– расходы на рекламные мероприятия (объявления в СМИ);