Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:30, курсовая работа
Управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения.
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
Аннотация………………………………………………………….……….…….2
Введение:……………………………………………………………..…..……….3
Глава I. Теоретические основы системы государственного
управления…………………………………………………….………5
Цели и функции государственного управления ………………………...5
Организационная структура системы государственного управления...14
Глава II. Цели и принципы реализации основных направлений деятельности в системе государственного управления…...18
2.1.Сущность государственного управления экономикой……………….18
2.2. Управление социальной сферой……………………………………….21
2.3. Формирование государственной политики и ее реализация...………30
2.4. Управление конфликтными ситуациями …………………………….38
Глава III. Направления совершенствования деятельности в системе государственного управления…………………….………….43
3.1 Совершенствование форм и методов взаимодействия между государственными и местными органами власти…………………….…..43
3.2. Управление вертикалями власти – как фактор повышения
эффективности управления…………………………………………...……45
Заключение………………………………………………….…………………49
Литература……………………………………………………….…………….50
При
формировании структуры управления
необходимо учитывать уровень квалификации
кадров, уровень механизации и автоматизации
производства и другие производственные
факторы. На структуру управления оказывают
влияние и факторы собственно управленческого
характера. Внедрение технических средств
управления, особенно персональных компьютеров,
создает условия для расширения и углубления
содержания функций управления, централизованного
выполнения целого ряда управленческих
работ, позволяет быстрее решить сложные
задачи, что оказывает существенное влияние
на весь процесс управления. Уровень квалификации
работников управления также повышает
качество управления и позволяет повысить
эффективность их труда, а, следовательно,
и сократить количество управленческого
персонала. На структуру управления оказывает
влияние и соотношение территориальной
и отраслевой форм управления. Территориальный
подход составляет основу для комплексного,
использования ресурсов в сельскохозяйственном
производстве, а соответственно, и для
формирования структуры управления.
1.2
Классификация структур
управления
Решение вопроса о виде структуры управления, ее построении или модификации - это процесс адаптации структуры к внешним условиям (требованиям потребителя и рынка, общества, государственных органов) и внутренним факторам развития организации (ее ресурсам, технологии, организации производства и труда, процессам принятия управленческих решений). Поэтому выбор типа и вида структуры управления, на которую следует ориентироваться в конкретных условиях организации, осуществляется с учетом ситуационных факторов, к которым относятся: стратегия развития организации, ее размеры, технологии, характеристики окружающей среды.
Стратегия предопределяет структуру управления, которая должна соответствовать намеченным ею изменениям. Если организация приняла план инновационного пути развития, ей потребуется ввести гибкую структуру управления. Если же стратегия нацелена на максимальное сокращение затрат, ей в большей мере подойдет иерархическая структура. Исследования показывают, что стратегия предопределяет характер структуры прежде всего для организации в целом. На уровне подразделений и служб влияние стратегии на структуру ощущается в меньших размерах.
Размеры организации оказывают большое влияние на выбор структуры управления. Как правило, чем больше людей занято на предприятии, тем более вероятно применение структуры иерархического типа, при которой с помощью соответствующих механизмов обеспечиваются координация и контроль их деятельности.
Технологии являются важным фактором, оказывающим воздействие на структуру управления. При рутинном характере технологий чаще всего применяются иерархические структуры; технологии, связанные с неопределенностью, требуют органического построения структур управления. Наибольшее влияние технологии оказывают на структуру тех подразделений организации, которые непосредственно связаны с производством продукции и услуг.
Воздействие окружающей среды на выбор структуры управления разных организаций предопределяется характером и теснотой связи между ними. Чем более динамичным является окружение, тем большей приспособляемости требует оно от организации. Чаще всего эта связь выражается в применении различных комбинаций иерархического и органического типов структур управления.
Формирование и развитие типов структур управления осуществлялось последовательно (от более простых к более сложным) и определялось управленческими связями (линейными и функциональными) между руководителем и подчиненными (подразделением). Поэтому спектр основных типов структур управления характеризуется наличием более простых - линейной и функциональной, более сложных - штабной, дивизионной и матричной структур.
Линейная структура управления. В линейных структурах четко проявляется иерархия: в каждом звене сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управление конкретными производственными подразделениями (руководитель предприятия - руководитель производственного подразделения - руководитель первичного трудового коллектива - исполнитель).
Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющее воздействие на объект могут передаваться только одним должностным лицом - руководителем объекта, распоряжения которого обязательны к исполнению. При такой структуре обеспечивается единство распорядительства, так как каждый работник управления выполняет все функции руководства данным участком производства.
Единство
руководства исключает
С усложнением задач производства требуются глубокие специальные знания применительно к каждой отрасли и сфере производства, а это возможно только при условии формирования специализированных отделов и служб, что и обусловило переход от линейной структуры управления к функциональной.
Функциональная структура управления. По функциональным связям подготовка решений для линейных руководителей осуществляется специализированными функциональными службами. Отсюда и сущность функциональной структуры управления можно свести к тому, что службы предприятия и их работники специализируются на выполнении определенных функций, т. е. осуществляется функциональное деление высокоспециализированных работ, обслуживающих процесс производства. В этом состоит преимущество данной структуры управления по сравнению с линейной, так как повышается эффективность управления за счет участия в работе квалифицированных специалистов, хорошо знающих конкретные области производства и управления. Подготавливающие квалифицированные управленческие решения.
Так как руководство становится более компетентным, появляется возможность унифицировать работы в той или иной сфере управленческой деятельности и быстрей реагировать на потребности практики путем создания новых функциональных служб. Функциональная структура более восприимчива к «новому», здесь больше ценятся знания, способности работников, стимулируется их деловая и профессиональная специализация. Однако рост числа функциональных служб ведет к тому, что единый процесс управления распадается на отдельные части, нарушается согласованность действий, работники нижестоящих ступеней подчиняются одновременно нескольким функциональным руководителям, что ведет к противоречивости в распоряжениях и несоблюдению принципа единоначалия и персональной ответственности.
Как линейная, так и функциональная структуры управления в чистом виде, как правило, не применяются, но могут быть использованы в сфере малого бизнеса (предпринимательства).
В процессе развития линейного и функционального управления возникло их органическое соединение -- линейно-функциональная структура управления. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей на предприятии состоит в том, что по линии общего руководства каждый работник подчиняется одному руководителю, а функциональные; звенья занимаются вопросами, отнесенными к их компетенции (техническая, технологическая, экономическая, агрономическая). При этом право окончательного решения сохраняется за общим руководством.
Типичными уровнями управления линейно-функциональной структуры выступают:
Многолетний
опыт использования линейно-
Существенным препятствием к эффективному использованию этой структуры является то, что она не позволяет быстро реагировать на изменения в области науки и техники, которые чаще всего приводят к «разбалансировке» отношений между функциональными подсистемами. Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за высокого уровня формализации, органически свойственной данной структуре. Результатом является замедление и сложности с передачей информации, а это приводит к снижению скорости принятия решений. Необходимость согласования действий разных функциональных служб резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей.
Недостатки линейно-функциональной структуры управления на практике усугубляются за счет таких условий хозяйствования, при которых: допускается несоответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений; превышаются нормы управляемости, особенно у директоров и их заместителей; формируются нерациональные информационные потоки; чрезмерно централизуется оперативное управление производством; не учитывается специфика работы различных подразделений; отсутствуют необходимые при этом типе структуры нормативные и регламентирующие документы.
Дивизиональная структура управления.
Выше было отмечено, что необходимость изменения вида структуры управления чаще всего связана с ростом организации, диверсификацией ее деятельности и усложнением взаимодействий с внешней средой. Конкуренция заставляет руководителей концентрировать все больше внимания и усилий на конечных результатах, т.е. на продукции, услугах и потребителях. Соответственно меняются подходы к построению структур управления. Подход к перестройке и формированию структур, основу которого составляет выделение в составе организации производственных отделений (подразделений) как самостоятельных объектов управления, получил название дивизионального.
Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения стали рассматриваться как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.
В то же время дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата. В самих производственных отделениях управление строится по линейно-функциональному типу.
Информация о работе Направления совершенствования деятельности в системе государственного управления