Направления совершенствования деятельности в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения.
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

Содержание

Аннотация………………………………………………………….……….…….2
Введение:……………………………………………………………..…..……….3
Глава I. Теоретические основы системы государственного
управления…………………………………………………….………5
Цели и функции государственного управления ………………………...5
Организационная структура системы государственного управления...14

Глава II. Цели и принципы реализации основных направлений деятельности в системе государственного управления…...18
2.1.Сущность государственного управления экономикой……………….18
2.2. Управление социальной сферой……………………………………….21
2.3. Формирование государственной политики и ее реализация...………30
2.4. Управление конфликтными ситуациями …………………………….38
Глава III. Направления совершенствования деятельности в системе государственного управления…………………….………….43
3.1 Совершенствование форм и методов взаимодействия между государственными и местными органами власти…………………….…..43
3.2. Управление вертикалями власти – как фактор повышения
эффективности управления…………………………………………...……45
Заключение………………………………………………….…………………49
Литература……………………………………………………….…………….50

Работа содержит 6 файлов

Анализ и соверш.структуры упр. в СПК ЛЕНИНА..doc

— 227.50 Кб (Открыть, Скачать)

Книга1.xls

— 13.50 Кб (Открыть, Скачать)

перечень вопросов к экзаменуАЛХАСОВУ..doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

расчеты.xls

— 112.50 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Содержание:                                 стр. 

Аннотация………………………………………………………….……….…….2 

Введение:……………………………………………………………..…..……….3 

Глава I. Теоретические основы системы государственного

         управления…………………………………………………….………5 

    1. Цели и  функции государственного управления ………………………...5
    2. Организационная структура системы государственного управления...14
 

      Глава II. Цели и принципы реализации основных направлений деятельности в системе государственного управления…...18 

    2.1.Сущность  государственного управления экономикой……………….18

    2.2. Управление  социальной сферой……………………………………….21

    2.3. Формирование  государственной политики и ее  реализация...………30

    2.4. Управление  конфликтными ситуациями  …………………………….38 

      Глава III. Направления совершенствования деятельности в системе государственного управления…………………….………….43 

    3.1 Совершенствование  форм и методов взаимодействия  между государственными и местными  органами власти…………………….…..43

    3.2. Управление  вертикалями власти – как фактор  повышения 

    эффективности управления…………………………………………...……45 

Заключение………………………………………………….…………………49

Литература……………………………………………………….…………….50

      Приступая к изучению содержания и особенностей основных направлений в системе  государственного управления, необходимо, прежде всего определить, что же такое управление?

    Управление  означает руководство чем-либо (или  кем-либо). В подобном понимании оно  трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно.  Возникает потребность раскрытия  содержания этого руководства, его  функционального значения.

  1. Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
  2. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

    Любая деятельность состоит из решения, его реализации (исполнение) и контроля за реализацией.

    Каждый  из видов призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности. Так, на долю государственной власти приходилось  решение наиболее важных  вопросов государственной и общественной  жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранительную функцию.

    Государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти.

    Эффективность власти в государстве во многом зависит  от того, насколько обоснованно разграничены функции, предметы ведения и полномочия и, одновременно, насколько конструктивно организовано согласование интересов и взаимодействие между ветвями и уровнями власти. 

    Рассмотрим  цели и функции государственного управления.

   Цель  управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто. Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

   Согласно  ныне действующей Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека 1. Это главная, конституционно провозглашенная цель российского государства, магистральное направление его внутренней и внешней политики.

Формирование  целей государственного управления происходит по восходящей от общего к  частному. Отправным началом служит главная цель. От нее берут начало отдельные составляющие промежуточные цели, которые в свою очередь расчленяются на более частные, восходя к своей вершине. Тем самым происходят целеполагание, целеопределение и целеутверждение осуществления государственного управления. 

     При формировании целей государственного управления субъект управления должен обладать исчерпывающей информацией  о потребностях и интересах общества, социальных групп, граждан государства, т.е. о нуждах общества в государственном  управлении.

   Важным условием целеполагания в государственном управлении является организация. С помощью организации происходит упорядочение и рационализация выработки целей государственного управления, а также объединение и сплочение людей для их достижения. 

     Для предотвращения стихийности их развития и возможных негативных последствий следует просчитать варианты и модели их возможного проявления, т.е. составить прогноз развития событий. Современные технические средства и методики позволяют осуществить программирование наиболее приемлемого варианта такого развития. И уже на этой основе определить образ действий, исполнителей, средства, сроки, последовательность реализации намеченных целей, т.е. планирование. Риск при этом неизбежен. Нужно только хорошо представлять его степень. Планирование, таким образом, выступает необходимым атрибутом управления.

     Можно выделить цепь основных видов целей государственного управления: общественно-политические, социальные – духовные, экономические – организационные, информационные - разъяснительные.

     Целями  государственного управления в экономической сфере являются определение долгосрочной стратегии экономического развития страны, создание оптимальных условий ее реализации для обеспечения реального и устойчивого роста материального благосостояния граждан.

     Каждому историческому периоду в развитии производительных сил и общественных отношений соответствует своя система  целей государственного управления. Однако эти цели должны быть научно обоснованными, обусловленными объективными тенденциями общественного развития, социально мотивированными, иметь достаточное ресурсное обеспечение и системную организацию.

     Реализация  целей государственного управления осуществляется через систему функций.

     Функции государственного управления - это  роль, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система государства или ее элементы) для того, чтобы побудить, направить, организовать общественную жизнедеятельность (управляемые государством объекты), оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления проявляется сущность этого вида деятельности.

     Функции можно разделять на социально-организационные и внутриорганизационные.

     Социально-организационные  функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. В них заключен основной смысл управленческой деятельности государства, реализуется его предназначение по выполнению своих обязанностей перед обществом.

     Внутриорганизационные функции государственного управления нацелены на организацию, упорядочение, активизацию деятельности всех структур государственного аппарата.

функции государственного управления делятся  на общие и специфические.

     Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль.

Организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности и др.

     Должным образом налаженная организации  управления создает оптимальные  условия для эффективного функционирования системы путем упорядоченного и  рационального использования материальных, духовных, интеллектуальных и иных резервов управляющего субъекта. 

   Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания.

     Планирование, если оно опирается на точность расчетов, научную обоснованность критериев, исчерпывающий анализ исходных данных, потенциальных возможностей и средств  достижения целей государства и  общества — необходимое условие развития любого социального организма.

Планирование  должно быть тесно увязано с прогнозированием.

     Функция прогнозирования в государственном управлении представляет собой выработку обоснованного суждения о будущем развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения. Прогноз является надежным инструментом принятия стратегического управленческого решения. При этом прогнозирование должно опираться на достоверное знание и точную информацию, учитывать материальные и духовные возможности общества.

     Важным  элементом научного планирования в  государственном управлении является моделирование социальных процессов. Речь идет не о методе моделирования, а о необходимости наличия  в руках управляющего субъекта различных  вариантов развития системы под  влиянием возможного изменения внешних обстоятельств:

   Мотивацию как управленческую функцию принято чаще всего рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. 

   Регулирование является важной функцией современного государственного управления. Государство путем издания законов, подзаконных и судебных актов устанавливает определенные общие правила поведения участников общественных отношений, т.е. нормативно регулирует их.

     Функция контроля призвана обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов и объектов государственного управления. В этом отношении контрольные функции смыкаются с государственным регулированием, повышают его эффективность.

Роль, которую  играет контроль в государственном  управлении, зависит в значительной степени от характера политического режима.

   Контроль  должен соответствовать следующим требованиям: оперативности, гласности, объективности, целесообразности. 
 

   Главной нашей темой для  рассмотрения является  «основные направления деятельности в системе гос управления». 

     К ним относятся: 

   1. Сущность государственного управления  экономикой.

   2. Управление социальной сферой.

   3. Формирование государственной политики  и ее реализация

   4. Управление конфликтными ситуациями.

1.

   Государственное управление социально-экономическими процессами означает целенаправленное воздействие на естественные и общественные процессы, для обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы.

   Выделяются  обычно три основных направления  государственного управления социально-экономическими процессами.

   1. проведение экономических реформ  и их социальные последствия. В этом направлении государство воздействует на процессы посредством осуществления мер антикризисного регулирования – предотвращение и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоление спада производства и достижение стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижение безработицы и роста доходов трудящихся.

тит.лист.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Направления совершенствования деятельности в системе государственного управления