Модели управления запасами (на примере предприятия по производству вертикальных жалюзи)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - определение рационального уровня запасов производственно-коммерческой фирмы «Мартин» на основе моделей оптимального управления запасами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•определить основные типы издержек при управлении запасами;
•изучить модели управления запасами, выбрать наиболее подходящую модель для предприятия по производству жалюзи;
•познакомиться более детально с приемлемой для объекта исследования моделью и научиться использовать её для выработки разумной тактики управления уровнями запасов и величинами заказов;
•получить навыки применения MS-Excel для определения оптимального размера заказа при наличии оптовых скидок, а также в условиях, когда речь идет об оптимизации заказа для определенного уровня обслуживания;
•определить возможные пути совершенствования механизма эффективного управления запасами фирмы по изготовлению вертикальных жалюзи.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Системы управления товарно-материальными запасами. 7
1.1 Понятие товарно-материальных запасов и связанных с ними расходов. 7
1.2 Классификация систем управления запасами. 14
Глава 2.Моделирование управления запасами фирмы по производству вертикальных жалюзи. 29
2.1 Характеристика фирмы Мартин. 29
2.2 Применение модели с фиксированным объемом заказа в деятельности предприятия. 33
2.3 Направления совершенствования деятельности предприятия по управлению запасами комплектующих изделий. 45
Заключение. 54
Список литературы. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Работа содержит 1 файл

дип.doc

— 1,007.00 Кб (Скачать)

d av =( ådi )/n =  =( ådi )/30                   

 

Где n – количество дней.

Стандартное отклонение дневной  потребности:


q =   å(di-dav)2      = √   å(di-dav)2                       


Поскольку q относится к одному дню, в случае, если время выполнения заказа охватывает несколько дней, можно воспользоваться статистической предпосылкой о том, что стандартное отклонение  ряда независимых событий равно корню квадратному из суммы дисперсий. Таким образом, в общем случае

 


qL = q12 +q22 + … + qi2                                          

 

Предположим, например, что  вычисленное нами стандартное отклонение потребности равно 10 изделиям в день. Если время выполнения заказа в нашем случае составляет 5 дней, то стандартное отклонение для пятидневного периода будет таким, (каждый день считается независимым от остальных):


qL = (10)2  + (10)2 + (10)2 + (10)2 + (10)2 = 22,36 .

 

Теперь нам надо вычислить z. Мы делаем это, вычисляя E(z), т.е. дефицит изделий, который удовлетворяет заданному уровню обслуживания, а затем находим в приложении 2 соответствующее значение z.

Допустим, мы решили обеспечить уровень обслуживания P (пусть, например, Р=0,95). В этом случае на протяжении года мы испытывали бы дефицит (1-Р)D изделий, или 0,05 D, где  D – годовая потребность. Если бы каждый раз мы заказывали Q изделий, то размещали бы D/Q заказов в год.

     Табл. 1 приложения 2 основывается на выполнении  условия qL =1. Таким образом, любое E(z), взятое нами из таблицы, необходимо умножить на qL , если  qL ≠1. Ожидаемый дефицит изделий, приходящийся на каждый заказ, таким образом, составит E(z)qL . Для одного года ожидаемый дефицит изделий составит E(z)qL х D/Q. Таким образом, мы имеем:

Процент дефицита х Годовая  потребность =Дефицит изделий, приходящийся на один заказ х Число заказов  за год.

Другими словами,

(1-Р) х D= E(z)qL х D/Q.

После решения этого уравнения получим:

 

E(z) = (1-P) Q / q ,                            (1)

 

где  Р – требуемый уровень  обслуживания (например, удовлетворение 95 %-ной          потребности);

(1-Р) – неудовлетворённая  часть потребности;

D – годовая потребность;

qL - стандартное отклонение потребности в течение периода выполнения заказа;

Q – экономичный размер заказа, вычисляемый обычным способом (например, Q=√2DS/H);


E(z) – ожидаемый дефицит изделий в каждом цикле заказа, определяемый по табл. 1 (приложение 2), при q =1.

Обратите внимание, что  в формуле (1) годовая потребность D  отсутствует. Это связано с тем, что E(z) представляет собой дефицит изделий в каждом цикле заказа (в году D/Q циклов заказа).

 

Модель с переменной ценой. Модель со ступенчатой (переменной) ценой учитывает то, что в действительности отпускная цена изделия зависит от объёма заказа, причём зависимость цены от размера закупки обычно не прямо пропорциональная, а ступенчатая. Например, шурупы для карниза могут стоить $0,02  каждый при покупке от 1 до 99 таких шурупов, $1,60 – за сотню и $13,50 – за тысячу шурупов.

Чтобы определить объём заказа изделий  определённого типа, нужно рассчитать экономичный размер заказа для каждой цены, а также в «точках изменения  цены». При этом не все значения экономичного размера заказа, определённые по формуле, будут подходящими. В примере с шурупами формула для Q opt может показать, что оптимальным объёмом заказа при цене 1,6 центов за штуку является 75 шурупов. Однако это кажется невозможным, поскольку 75 шурупов стоили бы в этом случае по 2 цента каждый.

Оптимальный объём заказа определяется по наименьшим общим затратам на создание запасов для всех значений EOQ и Q, при которых происходит скачок цены. Для этого составляется таблица, в которой для всех возможных  значений объёма заказа (все EOQ и размеры закупок Q, при которых установлен скачок цены) рассчитывают все элементы затрат на создание запаса и находят общие затраты на создание запасов. По минимуму общих затрат определяется оптимальный объём закупки. При этом нужно учитывать, что не все значения EOQ имеют смысл, так как могут находиться в диапазонах цен, отличных от  тех по которым они рассчитаны.

Обобщим и приведем в  сжатом виде основные положения настоящей  главы.

  • Товарно-материальные запасы играют важную роль в деятельности предприятия, выполняя такие функции как обеспечение независимости производственной деятельности, гибкости производства, защиту от колебаний в поставках сырья, независимость рабочих мест  и необходимости учета колебаний спроса на продукцию.
  • Для определения оптимального уровня разработана совокупность правил, с помощью которых можно контролировать уровни запасов, объём заказа, какой заказ следует пополнять. Таких систем управления запасами две: модель с фиксированным объёмом и модель с фиксированным периодом. В модели с фиксированным объемом производится очередной заказ на поставку, когда запас материала, снижается до определенного уровня. Что же касается модели с фиксированным периодом, то в ней осуществляется размещение очередного заказа через заранее определенный период времени.  
  • В управлении запасами предприятия по производству жалюзи эффективно применение модели с фиксированным объемом. Данная модель, обладая такими свойствами как постоянный контроль остатка запаса, осуществление поставок по потребности, меньший размер запаса  прекрасно адаптируется к специфики нами исследуемого предприятия.
  • Рассмотренные в данной главе модели позволят руководству сэкономить часть расходов, удовлетворив одновременно с этим производственные требования, а также требования к обслуживанию потребителей. Далее, во второй главе, практически применим эти модели в деятельности исследуемого нами предприятия в вопросах оптимального управления запасами комплектующих изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Моделирование управления запасами фирмы по производству вертикальных жалюзи.

2.1 Характеристика фирмы «Мартин».

 

Фирма «Мартин» была образована в 1995году. Основная деятельность - изготовление вертикальных и защитных жалюзи. Основной целью фирмы является достижение оптимальных объёмов продаж для получения максимальной прибыли.

Фирмой разработан ряд  стратегий для успешного достижения поставленной цели:

    • основными покупателями фирма видит крупные организации, с которыми ведёт постоянное сотрудничество, предоставляет скидки, отсрочки платежа, работает по бартеру;
    • фирма всячески старается работать с одним поставщиком для укрепления доверия к себе и получения льгот при закупке материалов и комплектующих;
    • фирма стремиться повышать качество своего товара на должном уровне для поддержания рейтинга на рынке продаж;
    • стабилизировать дружеские отношения с конкурентами.

В наличии фирмы имеется  офис и производственное помещение. В офисе осуществляются приём  заказов, консультационные услуги, ведение  документации, маркетинговые исследования, деловые переговоры и т.п.

В цехе хранятся запасы материалов и комплектующих, а также изготавливается  конечный продукт: жалюзи и рольставни. На предприятии работает десять человек, из них пять в цехе: заведующий производством, швея, сборщик жалюзи, два установщика.

Фирма работает на следующих условиях:

    • выполнение заказа на следующий день после оплаты или предоплаты не менее 50%;
    • гарантийный срок обслуживания при правильной эксплуатации 1 год;
    • стоимость установки 10% от стоимости заказа, но не менее двухсот рублей;
    • замер и доставка бесплатно

Чтобы ясно представить  объект исследования необходимо сначала  познакомиться с технологией  изготовления вертикальных жалюзи. На предприятии  управление запасами состоит  в следующем. Для того чтобы собрать  вертикальные жалюзи необходимо иметь в наличие соответствующие комплектующие. Перечень комплектующих изделий представлен в табл. 2.

 

Таблица 2. Комплектующие изделия вертикальных жалюзи из расчета, что среднее окно 2х2=4м2

Название

Количество

Ед. изм

Цена $

Общая стоимость

1

Бегунок с интервалом

24

шт 

0,055

1,32

2

Болт-гайка

3

шт 

0,020

0,06

3

Веревка

8

м

0,020

0,16

4

Вес для веревки

1

шт 

0,120

0,12

5

Вставка

1

шт 

0,014

0,014

6

Карниз  алюминиевый(трак)

2

м

1,320

2,64

7

Клипс

1

шт 

0,008

0,008

8

Кронштейн для стены

3

шт 

0,090

0,27

9

Кронштейн потолочный

3

шт 

0,050

0,15

10

Ламеледержатель

26

шт 

0,008

0,208

11

Механизм

1

шт 

0,320

0,32

12

Нижний грузик

26

шт 

0,050

1,3

13

Нижняя цепь

3

м

0,080

0,24

14

Скоба

1

шт 

0,020

0,02

15

Соединитель управляющей  цепи

1

шт 

0,012

0,012

16

Стопор

1

шт 

0,040

0,04

17

Управляющая цепь

4

м

0,080

0,32

18

Фиксатор веревки

1

шт 

0,050

0,05

19

Поворотный стержень

2

п.м.

0,2

0,4

Итого

     

7,652


 

 

Соответствующие комплектующие  сама фирма не производит, а закупает их у своих поставщиков в городе Москве. Поставщиками являются такие фирмы как Финикс и Симплекс. Для нашего исследования необходимо учитывать в процессе формирования запасов комплектующих изделий следующие издержки:

  • издержки, связанные с упущенными возможностями при альтернативном использовании капитала, «замороженного» в запасах т.е. принимая решение вкладывать денежные средства в производство мы берем на себя риск не получить соответствующий процент, положив их на счет. Эти издержки относятся к издержкам хранения.
  • К издержкам оформления заказа можно отнести расходы, связанные с телефонным звонком в Москву, оплатой менеджеру, транспортными расходами, оплатой рабочим. Структуру  затрат на размещение заказа представим в виде табл.3.

 

Таблица 3. Основные составляющие издержек на размещение заказа.

 №

Наименование затрат

Ед.изм

Всего единиц

Стоимость в у. е.

Сумма

1

Междугородный звонок

минута

7

0,6

4,2

2

Оплата менеджеру

заказ

1

30

30

3

Оформление документов

лист

5

1

5

4

Транспортные расходы  по получению груза и оплата рабочим

заказ

1

50

50

 

Итого

     

89,2


           

Здесь следует заметить, что значения издержек даны на основе их оценок. Так например четвертый  вид издержек приняли как среднюю  величину всех затрат, имевших место  быть. Они не зависят от размера  закупаемой партии, числа рабочих, количества перевозок и машин. Для нашего исследования можно воспользоваться такими оценками, но для повышения эффективности принятия решения в практической реализации  необходимо учесть эти факторы.

  • Основную часть общих издержек составляет стоимость производственных запасов. Если стоимость единицы запаса не зависит от размера закупаемой партии, то издержки будут постоянными и их можно в модели не учитывать. В случае если  стоимость единицы запаса  зависит от размера закупаемой партии, то издержки будут переменными и в модели необходимо их учитывать.

Знакомство с деятельностью  предприятия дало нам возможность, в общем, представить, что оно  из себя представляет. Рассматривая процесс  формирования запасов, выделили и оценили  издержки. Снижение и оптимизация этих издержек является одним из основных направлений совершенствования экономической деятельности предприятия.


2.2 Применение модели с фиксированным объемом заказа в деятельности предприятия.

 

Модель с фиксированным  объёмом. Фирме выгодно держать свои денежные средства постоянно в ликвидном состоянии, а не в запасах.  В связи с этим модель с фиксированным объемом наиболее выгодно подходит для оптимальных расчетов управления запасами.

Данная модель позволяет меньше «замораживать» деньги в материалах, постоянно менять объем заказа в зависимости от прогнозируемого спроса.          Модель соответствует учетной системе учета материалов.

Наша задача определить экономичный размер заказа и точку  очередного заказа на следующих условиях. Согласно приложению определим необходимые показатели.

Годовую потребность  будем выражать в карнизах, так  как все остальные комплектующие  легко рассчитать именно исходя из количества изготовленных карнизов. Таким образом, годовая потребность(D) в карнизах составляет 3500 штук. Цена (С) одного собранного карниза, округляя равна 8 у. е. В данную модель включим обозначенные выше издержки оформления S  (п.2.1), которые в большей степени влияют на общий уровень суммарных затрат. Минимизация этих издержек есть одна из задач данной работы.

Затраты на размещение одного заказа  составляют 89,2   у. е. Период выполнения заказа (L) равен 14 дней. Годовые издержки  хранения единицы среднего запаса  карнизов (Н)  определим как процент от цены карниза, т.е. Н=iС, где i предположим равно 8 % исходя из ставок Центрального Банка России в месяц.

Оптимальный объем заказа вычислим по следующей формуле:

Qopt   =  √

Qopt   =  √

= 988

Таким образом, оптимальный  объем заказа равен 988 карнизов. Следовательно, в год необходимо делать заказ три раза (3500/988).  При этом суммарные годовые затраты составят 28632,2   у. е., которые мы вычислили по  формуле:

TC = DC + (

) S + (
) H

Среднюю дневную потребность можно рассчитать так: dav=3500/365= 9,58 карнизов, где 365 число дней в году. Соответственно точка очередного заказа равна:

R = dav*L = 9,58*14 =134,12

Округляя до ближайшего целого, получаем следующую стратегию  управления запасами: когда уровень запаса снижается до 140, нужно разместить заказ на закупку 988 карнизов. Зная точно число карнизов нетрудно рассчитать количество всех комплектующих, входящих в сборку одного карниза. Для удобства расчета  воспользуемся таблицей в Excel табл4.

Информация о работе Модели управления запасами (на примере предприятия по производству вертикальных жалюзи)