Методы планирования фонда заработной платы (на примере ООО "Вишера плюс")

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, ввиду важности планирования и формирования фонда заработной платы как для предприятия, так и для использования государством инструментов социальной и налоговой политики, можно определить такую цель данной курсовой работы:

- рассмотрение процесса планирования и формирования фонда заработной платы предприятия.

Из этого следуют такие задачи:

- разобрать понятие заработной платы, ее существующие виды и формы оплаты труда;

- рассмотреть методы планирования фонда заработной платы;

- рассмотреть процесс планирования фонда заработной платы,

состав, принципы и методы планирования фонда заработной платы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ

ПЛАТЫ…………………………………………………………………………..5

1.1 Заработная плата как экономическая категория………………………..5

1.2 Виды систем оплаты труда………………………………………………9

1.3 Формы оплаты труда…………………………………………………….17

2 АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ООО

«ВИШЕРА ПЛЮС»…………………………………………………………24

2.1 Анализ планирования фонда заработной платы…………………….24

2.2 Анализ методов планирования фонда заработной платы……………..33

2.3 Оценка планирования фонда заработной платы предприятия ООО

«Вишера плюс»…………………………………………………………...42

3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОНА

ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ООО «ВИШЕРА ПЛЮС»………………………...45

3.1 Применение новых форм оплаты труда………………………………...45

3.2 Система социально-психологических факторов стимулирования

персонала………………………………………………………………….50

3.3 Эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию

фонда заработной платы………………………………………………....53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...60

Работа содержит 1 файл

ЭиОП.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

    При повышении уровня оплаты труда работников необходимо учитывать также то обстоятельство, что более 50 % работников являются акционерами ООО «Вишера плюс», поэтому эта часть работающих является наиболее заинтересованной в рентабельной работе предприятия, так как ежеквартально получает дивиденды, величина которых зависит от количества акций и величины полученной предприятием прибыли.

    В связи с вышеизложенным и на основании  проведенного анализа заработной платы на ООО «Вишера плюс» предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда.

    Во-первых, с целью повышения заинтересованности в результатах труда и снижения текучести кадров необходимо усиление мотивации повышение уровня оплаты труда наименее оплачиваемых категорий  работников, в число которых входят такие профессии, как уборщицы производственных помещений, грузчики, и т.д. Данное повышение в первую очередь должно предусматривать повышение тарифной части заработной платы данных категорий работников до уровня минимальной заработной платы. Следует заметить, что подобная мера не приведет к росту общего фонда оплаты труда на предприятии, либо незначительно увеличит его. Таким образом будет достигнуто повышение уровня социальной защищенности самой низкооплачиваемой части работников.

    Во-вторых, необходимо устранить выявленное несоответствие в части премирования руководителей непромышленной группы – включить порядок премирования данной категории работников в раздел «Премирование руководителей и специалистов». При этом в механизме премирования руководителей непромышленной группы представляется целесообразным установление конкретных значений нормативов премий, в процентах от оклада и применяемых доплат, который в настоящее время не установлен и определяется в зависимости от результатов работы предприятия. Установление конкретного норматива премии будет являться твердой гарантией получения премии в случае рентабельной работы предприятия и повысит заинтересованность данной категории работников в качестве и результатах собственного труда и результатах работы возглавляемых подразделений.

    Успешное  осуществление индивидуализации оплаты труда требует совершенствования  методов оценки труда для достаточной  мотивации работника и установления определенного соотношения между  постоянной и переменной частями  заработной платы с учетом «психологического порога», ниже которого заработная плата утрачивает свою стимулирующую роль и не воспринимается как адекватное вознаграждение за труд.

    Наилучший эффект, как показывает опыт, достигается  там, где надбавка к заработной плате составляют не менее 1/7 заработной платы, что составляет 14,3 %. Хотя это и не является общим правилом, однако, например, большинство французских предприятий придерживается именно такой системы [18, с.249].

    С учетом изученного мирового опыта в  области организации труда, представляется целесообразным увеличение размеров выплачиваемых премий работникам – величина выплачиваемых премий для всех категорий работников должна составлять не менее 15 %. Поэтому для тех должностей (категорий) работников, у которых величина выплачиваемой премии ниже 15%, данный норматив должен быть повышен.

    Также представляется целесообразным использование  в механизме премирования работников, занятых обслуживанием производства косвенно-сдельной премиальной формы  оплаты труда. В пользу этого решения можно привести следующие аргументы:

    - косвенная сдельная система оплаты труда применяется при вознаграждении тех групп вспомогательных или обслуживающих рабочих, труд которых оказывает существенное влияние на результаты основных исполнителей;

    - данная система оплаты мотивирует  заинтересованность в улучшении  обслуживания оборудования и росте производительности труда;

    - в настоящее время из-за высокой  степени изношенности парке технологического  оборудования часто возникают  поломки и неплановые ремонты, которые вызывают простои, что приводит к снижению заработка основных производственных рабочих; данная система оплаты труда будет способствовать сокращению простоев оборудования, так как каждый рабочий будет знать, что от результатов его труда будет зависеть величина его заработной платы.

    Применение  коллективной аккордно-премиальной  формы оплаты труда при выполнении малотиражных заказов позволит решить следующие задачи:

    - повысить материальную заинтересованность  в результатах труда;

    - повысить темп роста объемов производства в фактическом выражении;

    - в совокупности с использованием  косвенно-сдельной премиальной формы  оплаты труда для рабочих, выполняющих  обслуживающие функции использование  данной формы оплаты труда  основных рабочих позволит добиться корпоративной заинтересованности данных категорий работников в сокращении сроков исполнения заказов;

    Следует отметить, что во всех случаях совершенствования оплаты труда на ООО «Вишера плюс» необходимо соблюдать пропорциональность темпов роста оплаты труда и темпов роста производительности труда для того, чтобы не допустить превышения роста заработной платы над ростом производительности труда. Поэтому проведение предложенных мероприятий должно осуществляться только после проведения экономического анализа и определения экономической эффективности рассматриваемых мероприятий.

    В заключение вопроса следует повторить, что совершенствование системы оплаты труда на ООО «Вишера плюс» должно стать действенным элементом повышения эффективности работы предприятия, важнейшим показателем которой являются положительные результаты финансово-хозяйственной деятельности. 

    3.2 Система социально-психологических факторов стимулирования персонала. 
 

    Говоря  о использовании социально-психологических  методов стимулирования  персонала необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об изменениях в соответствующих секторах рынка, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.

    Системы мотивации персонала на ООО «Вишера плюс» неизбежно требуют усовершенствования применения социально-психологических методов и концепций управления персоналом на предприятии. Можно выделить три основных направления усовершенствования использования  социально-психологических методов в мотивации персонала:

    а) поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

    б) развитие системы управления конфликтами;

    в) формирование и развитие организационной культуры.

    Рассмотрим подробнее возможности развития мотивации в указанных      направлениях.

    Реализация  решений - это психологическая задача управления. Психологический климат в коллективе является одним из важнейших условий повышения эффективности. Устойчивый психологический климат характеризуется стабильностью коллектива и удовольствием, с которым люди ходят на работу.

    Комфортный  психологический климат - это обстановка, когда все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации и доволен им, когда компетенции сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи. Комфортный психологический климат не означает, что люди, работающие в организации, являются друзьями.

    Нормальный  психологический климат не создается  в один день, он требует  огромных усилий. Нарушить его может любая  мелочь, поэтому его надо постоянно поддерживать.

    Для организации нормального психологического климата необходима очень высокая квалификация руководителя, умение выполнять функции управления, но это не значит, что при идеальном психологическом климате в этой организации не будет конфликтов. Они будут обязательно, так как  конфликт - это различные точки зрения на одно и то же явление, и если их нет, то нет развития коллектива. Если конфликтная ситуация разрешена, стороны пришли к согласию, найден компромисс, то конфликт именуется конструктивным, функциональным. И любой руководитель должен поощрять функциональные конфликты, т.к. именно  с их помощью в процесс управления (совещания, собрания, семинары и т.п.) могут быть вовлечены все члены коллектива.

    Конфликтная ситуация создается факторами внешней среды или организационными перестройками. Причиной инцидента могут быть низкая квалификация руководителя и возникающее из нее "положение угрожаемого авторитета" - руководитель  пытается избежать ситуаций, в которых может проявиться его некомпетентность и притесняет людей, способных это обнаружить.

    Управленческому  персоналу ООО «Вишера плюс»  при развитии системы управления конфликтами необходимо ориентироваться на то, что несмотря  на неизбежность конфликтов необходимо  стремиться избегать деструктивных конфликтов особенно важно.  Деструктивный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности членов трудового коллектива,  уменьшению группового сотрудничества и эффективности организации.. Для этого можно используются следующие группы методов:

    - Ограничение взаимодействия конфликтующих сторон, применение координационных механизмов (например, разграничения полномочий между подчиненными),  приводящих к ликвидации основных причин конфликта и объединяющих коллектив.

    - Методы, объединяющие конфликтующие стороны, задающие им общие цели. Например, установление общеорганизационных комплексных целей (совместных целей для конфликтующих подразделений, сотрудников и т.п.).

    Методы, стимулирующие сотрудников к самостоятельному выходу из конфликта, либо способствованию его разрешению: создание системы вознаграждений и стимулирования бесконфликтного поведения и способствования улаживанию имеющегося конфликта и т.д.

    Организационная культура существует независимо от того применяются ли специальные методы ее формирования руководством предприятия, однако в таком случае, организационная культура может оказывать демотивирующее воздействие на сотрудников,  нейтрализовать воздействие мотивирующих факторов. Между тем, организационная культура может быть сформирована, и существуют методы ее поддержания и укрепления. Формирование организационной культуры сегодня является одним из важнейших элементов  системы стимулирования персонала.

    Основные  методы формирования  и поддержания  организационной культуры, которые  могут быть использованы ОАО "Жировой комбинат":

    - Поведение руководителя. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных.

    -Заявления, призывы, декларации руководства. Нельзя забывать, что для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников.

    - Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях. Культивируемое в организации отношение к людям, к их ошибкам особенно ярко проявляется в критических ситуациях.

    - Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки.

    - Критерии отбора в организацию. Каких работников мы хотим видеть в организации: профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, или же для нас не меньшее значение имеет способность нового работника принять ценности и нормы поведения, уже сложившиеся в организации и составляющие ядро ее организационной культуры.    

    В предложенной же для ОО «Вишера плюс» улучшенной системе мотивации персонала определяющими факторами стимулирования будут  система материального стимулирования и программа управления карьерным развитием. Методы же социально-психологической мотивации носят вспомогательный, хотя  и не менее важный характер.  

Информация о работе Методы планирования фонда заработной платы (на примере ООО "Вишера плюс")