Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:28, курсовая работа
Необходимость преобразования сферы производства и обращения под воздействием научно-технического прогресса, глубоких изменений экономических условий хозяйствования нуждаются в поиске и внедрении нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и видоизменения основных фондов предприятий различных форм собственности. Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется, прежде всего, самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.
Введение..................................................................................................................................4
Глава 1. Природа лизинга
§1.История возникновения, понятие, виды, преимущества и недостатки лизинга............................................4
§2.Основные элементы лизинговой операции и заключение лизингового контракта.......................................14
§3.Альтернативные варианты и формы расчетов лизинга................................................18
§4.Мировая практика применения лизинга........................................................................20
Глава 2. Особенности использования лизинга в России...................................................25
§1.Проблемы развития лизинга...........................................................................................25
§2.Преимущества международного лизинга......................................................................28
§3.Лизинг авиатехники и автотранспорта. Использование лизинга российскими банками...........................................................................................................30
§4.Перспективы лизингового рынка..................................................................................35
Заключение............................................................................................................................38
Список литературы...............................................................................................................39
3.Использование лизинга российскими банками
Обычно роль банка в схеме лизинга относительно пассивна. Однако российские банки уже проявили интерес к лизинговым операциям. Так, управляющий Международным промышленным банком отметил, что его банк намерен участвовать в проведении лизинговых операций по поставкам высокотехнологичных машин и оборудования из Тайваня. Это, по его словам, позволит российским предприятиям выпускать конкурентоспособную продукцию при отсутствии собственных источников для реконструкции производства, при этом нет необходимости сразу оплачивать импортное оборудование. Вице-президент Мосбизнесбанка сообщил, что банк намерен в три раза увеличить объем кредитования лизинговых операций. Средства будут предоставлены дочерним лизинговым компаниям, поставляющим на российский рынок технику для офисных помещений. По его мнению, кредитование лизинговых операций сводит к нулю риск невозврата вложений, поскольку клиент получает товарный кредит. В свою очередь заместитель начальника управления инвестиционных проектов банка "Российский кредит" отметил, что банк уже заключил соглашения с итальянским автомобильным концерном "ИВЕКО" (IVECO), немецким концерном "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz), австрийской фирмой "Шаллер" (Schaller) и турецкой фирмой "Хурмак" (Hurmak) для проведения лизинговых операций. Сумма подобных соглашений уже превысила $100 млн. 28
Вместе с тем банкиры отмечают,
что развитию данного сегмента
рынка все же мешают
Московское правительство, понимая выгоду лизинга для города, уже открыло счет в швейцарском банке "ЮНЕК-СИМ" (UNEXIM). "Окно в Европу" позволит привлекать средства на мировых финансовых рынках для кредитования столичных инвестиционных программ. Столичные власти оказались не единственными, кто активно поддерживает лизинговые операции. Руководители Татарии и Башкирии, а также администрация Пермской области в начале июня подписали соглашение о поддержке предприятий авиационно-технического комплекса.
22 декабря 200628 года в Москве состоялось подписание лизингового соглашения между компанией Аviaimport S.А. (Куба) и синдикатом российских банков. Росэксимбанк, являющийся агентом Правительства РФ по финансовой поддержке экспорта, получил статус организатора кредита и агента по обеспечению. Ещё одним организатором кредита и платежным агентом стал ВТБ. Внешэкономбанк выступил в качестве соорганизатора кредитора28.
В рамках соглашения российские банки предоставят синдицированный кредит в объеме до 203,4 млн. долл. США29 сроком на 12 лет для финансирования контрактов для предоставления в лизинг компанией ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (ОАО «ИФК») самолетов Ил-96-300 и самолетов Ту-204 в Республику Куба. Федеральный бюджет на 2006 год29 предусматривает предоставление банкам-кредиторам государственной гарантии Российской Федерации по данному проекту29. Кубинская сторона в качестве обеспечения обязательств по кредиту предоставляет суверенную гарантию Республики Куба и передает в залог приобретаемые самолеты.
Данный
экспортный контракт является крупнейшей
в современной российской истории сделкой
по экспорту воздушных гражданских судов
российского производства и вторым крупным
долгосрочным лизинговым проектом в рамках
системы государственной финансовой (гарантийной)
поддержки экспорта промышленной продукции29.
§4.Перспективы лизингового рынка
Несмотря на все существующие проблемы, задел для бурного развития у рынка есть. В большинстве развитых стран доля лизинга в ВВП составляет от 2 до 6%30, и мы только-только подошли к нижней планке. Наличие перспективных ниш на рынке позволяет рассчитывать на большее.
В ближайшие несколько лет одним из наиболее быстрорастущих сегментов останется лизинг энергетического оборудования. Постепенно будет набирать вес лизинг недвижимости. При благоприятной ситуации его доля в совокупном портфеле лизинговых компаний к 2010 году достигнет 7-9%30.
Достаточно высок потенциал сегментов лизинга транспортных средств — как повсеместно популярного автолизинга, так и авиализинга, лизинга судов и железнодорожного подвижного и тягового состава. Одной из последних тенденций данного рынка стал возрастающий спрос на локомотивы, тепловозы. По некоторым оценкам, до 2010 года30 объем рынка подвижного состава достигнет 150 миллиардов рублей31, не считая тягового сектора. Отсюда можно сделать вывод, что потенциал у лизингового рынка довольно большой. В ближайшие два-три года будет наблюдаться рост грузоперевозок, консолидация парка железнодорожной техники в руках ведущих компаний-перевозчиков, резкое старение подвижного состава, рост дефицита на определенные виды вагонов в связи с ограниченными возможностями производителей.
С каждым годом все более интересным для лизинговых компаний становится и лизинг сельскохозяйственной техники. Это привлекательный способ обеспечения техникой на местах. В настоящее время ведутся работы с крупными и средними агропромышленными холдингами. Большие проекты реализованы в Татарстане, Оренбурге, есть долгосрочные проекты в Краснодарском крае, Сибири. Руководители современных аграрных холдингов — грамотные в финансовом вопросе специалисты. Они понимают и используют возможности современных инструментов. Для небольших хозяйств лизинг — это, прежде всего, способ приобретения техники.
Перспективы развития лизинга промышленного оборудования также представляются достаточно оптимистичными, прежде всего за счет развития проектного финансирования. Сейчас все предприятия, которые могли обновить мощности, уже это сделали. Следующий этап — их расширение, которое потребует серьезного рефинансирования. И если банки в большинстве своем не готовы браться за подобные проекты из-за их высокой рискованности, то для лизинговых компаний это может стать новым направлением работы, которое потребует развития проектных подходов и сотрудничества между лизинговыми компаниями: далеко не все проекты будет под силу поднять одному игроку.
Развитие рынка будет связано также с появлением и распространением новых продуктов. Как показывает мировая практика, чем дальше развивается рынок, тем более востребованными становятся оперативный, а затем и венчурный лизинг. И если первый в России уже существует, то второй только зарождается. Распространение венчурного лизинга в России станет закономерным этапом развития подходов проектного финансирования и потребует от лизинговых компаний использования новых для них приемов — в первую очередь работы с ценными бумагами лизингополучателей. Новые масштабы потребуют и новых источников финансирования, в том числе активной секьюритизации лизинговых сделок, широко распространенной на Западе. Она заключается в том, что лизинговая структура передает секьюритизационной компании, обладающей более высоким уровнем кредитоспособности, чем лизингодатель, активы, под которые та выпускает ценные бумаги, обращающиеся на рынке. При этом лизинговая компания продолжает обслуживать лизингополучателя и получать свои комиссионные, высвобождая при этом финансирование для работы по новым проектам. Несмотря на то, что первые подобные попытки в России уже предпринимаются, реального распространения секьюритизации лизинговых сделок можно ожидать не ранее чем к 2009-2010 годам32 — вряд ли стоит рассчитывать, что необходимая для этого законодательная (в том числе налоговая) база будет принята раньше32.
Развитие рынка будет также, по всей видимости, связано с дальнейшим формированием групп лизинговых компаний и разделением специализации внутри них. Причем если сейчас оно происходит преимущественно по отраслевому признаку, то в дальнейшем к этому добавится разделение по клиентам. Одни будут работать с малым бизнесом, другие — со средним, третьи — с крупными проектами. Такие цепочки передачи клиентов есть уже и сейчас, но пока они в основном существуют между группами компаний. При этом в целом деятельность групп будет оставаться достаточно широко диверсифицированной в силу цикличности инвестиционного спроса. Сейчас специализация возможна только на лизинге автотранспорта, а также на лизинге подвижного состава. На остальных направлениях специализироваться достаточно сложно — инвестиционный спрос сильно колеблется, поэтому диверсификация неизбежна32.
Решение
налоговых и юридических проблем
наряду с развитием новых форм лизинга
дало бы рынку импульс и привлекло бы следующую
массовую волну клиентов. При сохранении
благоприятной макроэкономической и политической
ситуации это могло бы привести к увеличению
суммарного портфеля лизинговых компаний
и объемов нового бизнеса за четыре года
в пять-семь раз. Если же необходимые меры
приняты не будут, итоги окажутся куда
более скромными — за тот же период рынок
вырастет максимум в 2,5-3 раза33.
Заключение
В результате проделанной работы я выяснила, что лизинг является одной из наиболее выгодных и надежных, а также достаточно новой формой вложений. В своей работе я рассмотрела основные виды лизинга, его преимущества и недостатки, особенности лизинговых контрактов, а также использование и развитие лизинга в странах Европы и России. Лизинг выгоден как предприятиям и предпринимателям, не имеющим достаточно денежных средств для технического перевооружения производства, так и производителям, которые получают дополнительный источник сбыта своей продукции.
Для
России лизинг - сравнительно новый, но
хорошо развивающийся вид деятельности.
Но для стимулирования инвестиций в производственную
сферу, для обновления промышленного потенциала,
для повышения конкурентоспособности
отечественных производителей нашей стране
необходимо довольно прогрессивно развивать
лизинговые отношения. Но для этого нужно
создать соответствующие условия. Как
показывает опыт, во многих странах мира,
особенно в европейских странах этому
уделяется самое пристальное внимание:
там существуют соответствующее законодательство,
налоговые льготы и т.д. Нашим производителям
и предпринимателям еще необходимо создать
хорошие условия, при которых они стремились
бы развивать этот род деятельности. Для
этого в первую очередь следует добиваться
появления лизинговых сделок с достаточно
длинными сроками действия (не менее 3-х
лет). Ведь именно такие договора будут
нести реальные инвестиции в экономику.
А также правительство, прежде всего, должно
снизить налоговые барьеры и если не освободить,
то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную
лизингодателями от реализации договоров
по лизингу со сроком действия три и более
лет. Следует стимулировать банки предоставлять
кредиты лизинговым компаниям, которые
заключают длительные договора. Кроме
этого, необходимо рассмотреть возможность
снижения таможенных пошлин и налогов
по товарам, ввозимым на территорию РФ
и являющимся объектами международного
финансового лизинга. На мой взгляд, вышеперечисленные
меры должны способствовать развитию
лизинговых компаний и увеличить количество
операций, производимых ими. И таким образом
лизинг в нашей стране постепенно будет
и дальше наращивать свои обороты и играть
все более весомую роль в экономике России.
Список литературы:
1.Белоус А.П. Лизинг: Мировой опыт, уроки для России / отв. ред. Е.С. Хесин – М.:РАН. Институт мировой экономики, 2000. – 170с.
2.Лещенко М.И. Основы лизинга: Учебное пособие. М.: «Финансы и статистика», 2000. – 336с.
3.Трушкевич Е.В., Трушкевич С.В., Лизинг: Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2001. – 224 с.
4.Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес, Москва: «Экономика», 1993. – 127с.
5.«Классификация лизинговых операций»/ В.А. Горемыкин//Справочник экономиста. – 2005. - №8
6.«Лизинг – как вид инвестиционной деятельности»/ Е.Е. Ищенко//Закон. – 2006. - №3
7.«Офшорная экономия»/ Н. Лосвинова //Финанс. – 2006. - №7
8.«Опыт лизинга в странах Западной Европы»/ Д.И. Трынин // Финансовый менеджмент. – 2006. - №3
9. Подборка статей //Эксперт. – 2006. - №45
10. www.aeroreview.ru
11.www.antax.ru
12. www.reaxpert.ru
13.www.vse-banki.info