Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:28, курсовая работа
Необходимость преобразования сферы производства и обращения под воздействием научно-технического прогресса, глубоких изменений экономических условий хозяйствования нуждаются в поиске и внедрении нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и видоизменения основных фондов предприятий различных форм собственности. Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется, прежде всего, самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.
Введение..................................................................................................................................4
Глава 1. Природа лизинга
§1.История возникновения, понятие, виды, преимущества и недостатки лизинга............................................4
§2.Основные элементы лизинговой операции и заключение лизингового контракта.......................................14
§3.Альтернативные варианты и формы расчетов лизинга................................................18
§4.Мировая практика применения лизинга........................................................................20
Глава 2. Особенности использования лизинга в России...................................................25
§1.Проблемы развития лизинга...........................................................................................25
§2.Преимущества международного лизинга......................................................................28
§3.Лизинг авиатехники и автотранспорта. Использование лизинга российскими банками...........................................................................................................30
§4.Перспективы лизингового рынка..................................................................................35
Заключение............................................................................................................................38
Список литературы...............................................................................................................39
Ко
второй категории фирм, осуществляющих
лизинговые операции, относятся
промышленные и строительные
фирмы, использующие для сдачи
в аренду собственную
К
третьей категории фирм, осуществляющих
сделки на основе лизинга, можно
отнести различные посреднические
и торговые фирмы.
Срок лизинга
Под
периодом лиза понимается срок
действия лизингового договора.
Поскольку лизинг является
Стоимость лизинга
В
проекте лизинговых операций
наиболее сложным моментом
-амортизация;
-плата за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления сделки;
-лизинговая
маржа, включающая доход
-рисковая премия, величина которой зависит от уровня различных рисков, которые несет лизингодатель.
При лизинге с дополнительным привлечением средств особенно остро встают вопросы залогового права, страхования, различного рода гарантий. Важны также вопросы предоставления технических гарантий производителем. Существуют три варианта приобретения оборудования при лизинге:
1) арендодатель платит поставщику и передает арендатору право пользования;
2)
арендатор может договориться
о поставке оборудования и
тут же продать его
3)
арендодатель назначает
В
первом варианте арендодатели часто
не хотят, чтобы поставщик был
поставлен в известность о
переуступке, так как они опасаются,
что это может сказаться на
их взаимоотношениях. Во втором варианте
арендодатель должен быть уверен, что
покупка сделана правильно, т. е. что
товар нигде не заложен, не обложен комиссиями
и т. д. В третьем случае надо учитывать,
что если арендатор действует как агент,
то он будет отвечать в случае банкротства
арендодателя. Арендодатель должен быть
уверен, что как только поставщик поставит
товар, арендатор будет готов принять
его, следить за ним и платить за него аренду.
Поэтому лизинговая компания особенно
заинтересована в тесном сотрудничестве
с арендатором и в заключении, так называемых,
"генеральных соглашений" с ним. На
протяжении всего контракта лизинговая
компания осуществляет контроль над правильным
использованием оборудования. В лизинге
очень важна гарантия того, что к концу
контракта оборудование будет иметь определенную
остаточную стоимость. Для этого существует
система страхования остаточной стоимости.
Погашение лизинговых обязательств может
происходить как в денежной, так и в другой
форме. Так, при лизинге в развивающихся
странах часто используются элементы
бартерной сделки. В счет арендных платежей
идет товар, производимый арендатором
(нефть, алмазы, кожа и т. д.). Но здесь нужно
привлекать третью сторону, которая будет
заниматься продажей этих товаров за свободно
конвертируемую валюту. Необходимо отметить,
что в области лизинга движимого имущества
за последние годы были выработаны, хотя
и с некоторыми нюансами, стандартные
типы контрактов, в то время как в области
лизинга недвижимого имущества отдельные
пункты контрактов составляются, как правило,
в индивидуальном порядке с учетом величины
объектов и более продолжительных сроков
действия заключаемых контрактов12.
§3.Альтернативные варианты и формы расчетов лизинга.
1.Альтернативные варианты лизинга.
Стоимость лизинга может быть ниже или равной стоимости ссуды только при наличии определенных налоговых льгот. Если предприниматель имеет выбор (либо купить оборудование с помощью ссуды, либо взять его в лизинг), то ему необходимо сравнить затраты по каждому способу кредитования. В этом случае неизбежно возникает вопрос о принципе, исходя из которого, должно производиться сравнение, так как платежи одинаковых размеров, но различные по времени, совсем не однозначны. Таким принципом становится финансовая эквивалентность платежей. Эквивалентными считаются такие платежи, которые, будучи приведенными к одному и тому же моменту времени, равны. Процесс приведения называют дисконтированием, а полученную сумму - чистой текущей стоимостью (net present value).
В мировой практике при определении чистой текущей стоимости платежей используется следующая формула дисконтирования:
ТС = БС * Кt , где
ТС - текущая стоимость;
БС - будущая стоимость;
К - коэффициент дисконтирования, где Kt=(E+1)*t-1, где
E – норматив приведения во времени (процент дисконтирования)
t - номер года расчетного периода.
Чтобы сравнить два варианта финансирования, нужно в каждом случае подсчитать чистую текущую стоимость. Необходимо учесть:
- налоговые льготы в каждом случае;
- если объект не является собственностью, то нельзя использовать амортизационные льготы;
- если объект покупается, то фирма должна оплатить расходы по техобслуживанию (во многих странах эти расходы вычитаются из налогооблагаемой прибыли), а если объект лизингуется, то это зависит от конкретного соглашения;
- так как объект не принадлежит арендатору, то он теряет право на остаточную стоимость.
Расчеты,
а, следовательно, и принятое решение
во многом зависят от того, какой
процент дисконтирования
2.Формы расчетов
Как показывает практика, в настоящее время можно выделить следующие основные формы расчетов13:
- документарный аккредитив, аккредитив - это соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе клиента произвести оплату документов третьему лицу. Аккредитив имеет место чаще всего при первоначальном платеже.
- инкассо, инкассо - банковская операция, посредством которой банк по поручению клиента получает платеж от третьего лица за оказанные услуги, зачисляя эти средства на счет клиента в банке.
- банковский перевод, банковский перевод представляет собой поручение (по просьбе клиента) одного банка другому выплатить переводополучателю определенную сумму.
- открытый счет, расчеты по открытому счету. Их сущность заключается в периодических платежах торговых партнеров. Сумма текущей задолженности учитывается в их книгах. При лизинговых отношениях производятся следующие формы расчетов. Расчеты по открытому счету не производятся, так как периодичность платежей по лизингу отражена в лизинговом договоре.
- авансовый платеж, авансовый платеж - оплата товаров и услуг до отгрузки и до оказания этих услуг. Расчет в форме аванса теоретически может иметь место при первичном платеже в случае международного договора по лизингу, когда лизингополучателем является российская компания. Это может произойти из-за осторожности западных предпринимателей к нашим организациям.
Кроме того, осуществляются расчеты с использованием векселей и чеков.
Основными
же формами расчетов по лизингу является
аккредитив и банковский перевод. Лизинговые
платежи по договору осуществляются при
помощи банковского перевода.
§4.Мировая практика применения лизинга.
Опыт лизинга в странах Западной Европы
Европейское Федеративное Объединение Компаний по Лизингу оборудования было основано в 1972 г14. В тот период происходило расширение международного рынка, и возникла потребность в создании всеевропейского органа, который представлял бы интересы лизинга в Европе и в международном масштабе. С момента своего создания Лиз-Европа была организацией, открытой для всех европейских стран, даже и не являющихся членами Европейского Союза. Российская Ассоциация Лизинговых Компаний стала ассоциативным членом Федерации. Благодаря национальным Ассоциациям стран-членов, в Федерации представлены 1200 лизинговых компаний. В Лиз-Европе регулярно проводятся обсуждения европейского законодательства в области лизинга. Первой задачей Лиз-Европы является представление этой отрасли на международном уровне, а второй - возможно раннее информирование лизинговых компаний через национальные Ассоциации о любых изменениях в налогообложении, бухгалтерском учете и законодательных актах. Для решения конкретных вопросов создаются рабочие группы. В 1993 году15 в Лиз-Европе образован Комитет по автомобильному лизингу, а также Рабочая группа по странам Центральной и Восточной Европы. Перед автомобильным лизингом стоят и иные проблемы, не свойственные тем компаниям, которые практикуют лизинг оборудования или недвижимости. Примером могут послужить проблемы кражи, мошенничества и злоупотребления арендованных автомобилей.
За последние 30 лет лизинг сделал определенный прорыв в качестве финансового инструмента и сейчас играет существенную роль в развитии рыночной экономики. Причины успеха лизинга кроются в тех преимуществах, которые не может предоставить какой-либо иной инструмент финансирования инвестиций.
Необходимо отметить, что лизинг признан Европейской Комиссией в качестве инструмента для стимулирования инвестиций и поэтому включен в ее программу Структурных фондов. Эта программа ускоряет внедрение инвестиций в экономически слабые области стран Европейского Союза. Лизинг играет значительную роль в финансировании инвестиций в развитых западноевропейских странах.
Лизинг представляет собой один из наиболее важных финансовых инструментов для развития бизнеса малых и средних компаний-предприятий. За последние 20 лет ежегодный объем лизинговых операций в мире вырос в 10 раз и в 2005 году составил около 740 млрд. долларов, при этом на США и Канаду приходится 41%, на Азию - 28%, на Европу -19%16.
Самым крупным в мире рынком лизинга являются США. Причиной этого является то, что по сравнению с Европой лизинг в США часто поддерживается финансовыми стимулами, отдавая ему, таким образом, реальное предпочтение перед кредитом.
Объем японского рынка
Доля лизинга в мировых инвестициях меняется в широком диапазоне. В
экономике некоторых стран его доля на рынке составляет 30% (Великобритания), во многих других странах - от 10 до 17% (например, Италия, Германия, Франция)16. В Европе около 15 %16 инвестиций финансируется лизингом, что демонстрирует его значение для экономики западных стран. Во многих странах лизинг успешно двигался в этом направлении. Нет сомнений в том, что это удастся сделать и в экономике России. Если говорить о виде фондов (имущества), то лизинг часто используется для финансирования легковых автомобилей, эта доля приближается к 40%17. Если добавить сюда грузовые автомашины, то доля лизингового инвестирования в сектор легковых и грузовых автомашин составляет более 50 %17. Вторым важным видом фондов, финансируемых лизингом, является машиностроительное и промышленное оборудование. По отдельным контрактам есть крупные объемы лизинга судов, самолетов и железнодорожного транспорта, но в мировом масштабе их доля составляет только 4,2 %17. В большинстве случаев лизинг применяется для финансирования оборудования легковых и грузовых автомашин малых и средних предприятий. Именно с этими предприятиями выполняется наибольший объем лизинга.