Лизинг и особенности его использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Необходимость преобразования сферы производства и обращения под воздействием научно-технического прогресса, глубоких изменений экономических условий хозяйствования нуждаются в поиске и внедрении нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и видоизменения основных фондов предприятий различных форм собственности. Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется, прежде всего, самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.

Содержание

Введение..................................................................................................................................4
Глава 1. Природа лизинга
§1.История возникновения, понятие, виды, преимущества и недостатки лизинга............................................4
§2.Основные элементы лизинговой операции и заключение лизингового контракта.......................................14
§3.Альтернативные варианты и формы расчетов лизинга................................................18
§4.Мировая практика применения лизинга........................................................................20
Глава 2. Особенности использования лизинга в России...................................................25
§1.Проблемы развития лизинга...........................................................................................25
§2.Преимущества международного лизинга......................................................................28
§3.Лизинг авиатехники и автотранспорта. Использование лизинга российскими банками...........................................................................................................30
§4.Перспективы лизингового рынка..................................................................................35
Заключение............................................................................................................................38
Список литературы...............................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

    Производственный, промышленный секторы, строительство  и частные услуги являются наиболее важными клиентами лизинговых компаний развитых стран. Частные клиенты составляют от 5 до 8%17 инвестиционного объема. Причиной этого в большинстве случаев является отсутствие налоговых льгот, а в отдельных странах лизинг частным лицам вообще запрещен.

    Транснациональный лизинг сталкивается со специфическими проблемами, которые должны решаться индивидуально для каждого конкретного случая. Например, возникает проблема таможни: как должен строиться лизинговый контракт, чтобы он не рассматривался в качестве закупочного контракта; существуют ли преимущества в обработке арендных контрактов, в сравнении с закупочными контрактами; какую процедуру следует принять для перечисления арендных платежей и многие другие. Обычно риск транснационального лизинга более высок, и юридическая неопределенность требует консультаций юристов, сотрудников налоговых органов и т.п. для совершения сделок, что приводит к увеличению затрат.

    Поэтому транснациональные контракты, как  правило, крупномасштабные.  
Исходя из данного материала, можно сделать следующие выводы:

    - в европейских странах лизинг  является важным инструментом  финансирования инвестиций в  оборудование, особенно для малых  и средних предприятий. Тем  не менее, он является специализированным  методом финансирования, который выбирается клиентами при определенных условиях (когда арендатор хочет использовать налоговые преимущества, внебалансовое или 100 %-е финансирование);

    - лизинг в Европе, как и другие  отрасли, попал под влияние  общемирового экономического спада и зависит от финансового состояния клиентуры;

    - лизинг в Европе особенно применим  для малых и средних предприятий  по инвестированию в легковые  и грузовые автомобили и производственное  оборудование;

    - суда, самолеты и подвижной состав  имеют небольшую долю на рынке по сравнению с глобальными инвестициями, финансируемыми лизингом, но являются типичным предметом транснационального лизинга. В последние несколько лет имели место случаи транснационального лизинга зданий.

    Можно различить три различных типа лизинговых компаний. В Европе растет число компаний-собственников производства. В этом случае лизинг представляет собой идеальную возможность продавать товары. Используя свою лизинговую компанию, производитель может делать предложения клиенту, как финансировать его покупку.

    В Европе имеется еще одна большая  группа лизинговых компаний, в которых  контрольный интерес имеют банки. Эти компании пользуются преимуществом  получать средства от банков на более  выгодных условиях, чем те, которые  не контролируются банками.

    Третья  группа — это независимые лизинговые компании, которые часто ориентируется  на определенные рынки или обладают особыми возможностями контактирования  с клиентами. Экономика всегда находится  в состоянии постоянных изменений, и мы должны продолжать адаптироваться к продукту лизинга, основанному на пожеланиях и потребностях клиентов.

    Развитие  лизинговой отрасли в Европе происходило  следующим образом. Лизинговые компании всемерно расширяли диапазон услуг  клиентам. Сначала лизинг был одним  из финансовых средств. Сейчас лизинговые компании предлагают специальные дополнительные услуги своим клиентам. Например, компании по лизингу недвижимости предлагают экспертизу по строительству. Это позволяет клиентам строить быстрее и дешевле, а также финансировать свое строительство. Таким же образом развивался лизинг легковых машин в Европе, где существует, так называемый, лизинговый парк. Лизинговая компания гарантирует ежедневное наличие определенного числа автомобилей для пользования компании. Арендатор не будет заниматься ни обслуживанием автомобилей, ни покупкой новых, ни продажей подержанных. Наблюдаются такие тенденции в лизинге офисного оборудования, когда технический уход и другое обслуживание включается в арендный контракт. Это значит, что, например, за фиксированную плату арендодатель может использовать фотокопировальный аппарат, и что регулярные и одиночные услуги включены в арендные платежи.

    Рассмотрим основные критерии развития лизинговой отрасли в применении к деловой деятельности малых и средних предприятий. В Европе лизинг, как средство финансирования получил свое развитие в 60-х годах. Его успех зависел от принятия специальных постановлений. В настоящее время существует законодательство по лизингу, охватывающее многие аспекты, что позволяет лизинговым компаниям проводить свою деятельность с определенной долей уверенности. Это в первую очередь правовая система, бухгалтерский учет и налогообложение в применении к лизингу.

    Для лизинга характерен тот факт, что  лизинговая компания передает в аренду определенный предмет клиенту. Этим лизинг отличается от покупки в кредит. Лизинговая компания передает некоторые или все риски по конкретному предмету арендатору, кроме права собственности. Только при окончании договора возможна передача права.

    Одним из ключевых вопросов лизинга является правовой титул. Обычно при лизинге товар финансируется на 100 %. Правовой титул - это единственное обеспечение, которое имеется у лизинговой компании. В том случае, когда арендатор не вносит арендные платежи, лизинговая компания должна иметь возможность вернуть себе арендуемый предмет, чтобы избежать потерь. Необходимо также отметить, что в некоторых странах отсутствует законодательство по лизингу, и права арендодателя, арендатора и поставщика часто определяются на основе судебной практики. Франция, Португалия и Швеция относятся к странам, имеющим законодательство по лизингу.

    Среди основных вопросов, решение которых  должно обеспечиваться законодательством по лизингу или прецедентным правом, следующие: права арендодателя; какие права у арендатора; взаимоотношения между арендатором/арендодателем и производителем или продавцом имущества. Важные вопросы - позволено ли арендодателю по закону вернуть имущество, если арендатор объявлен банкротом или не может производить арендные платежи; сколько времени это займет.

    Если  арендодатель обращается в суд, сколько  времени займет получение судебного  решения - 6 месяцев, один или два  года. Если имущество нельзя быстро вернуть, риск арендодателя возрастает. Повышенный риск для арендодателя означает более высокую арендную плату для арендатора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Особенности использования лизинга в России.

    Объём нового бизнеса за 2006 год18, по подсчетам рейтингового агентства «Эксперт РА», составит порядка 9-10 млрд. долларов18, а суммарный портфель лизинговых компаний — около 11-12 млрд18. И хотя темпы прироста лизинговых платежей, полученных предприятиями в 2006 году, снизились до 20%18, по сравнению с 2005 годом18, объем средств, профинансированных лизинговыми компаниями, увеличится в текущем году более чем наполовину. Это означает, что в ближайшие годы у рынка есть шанс выйти на новую волну роста. Впрочем, динамика развития уже сейчас могла быть куда более впечатляющей — из-за неурегулированности налоговых вопросов рынок потерял около 3 млрд. долларов только за 2006 год18. 

§1.Проблемы развития лизинга.

    Налоговые барьеры

    Возмещение  НДС сейчас, пожалуй, самый больной вопрос для лизингодателей. Это и неудивительно: по некоторым оценкам, у налоговиков осело около 27 млрд. рублей (свыше 1 млрд. долларов)18, возмещения которых лизинговые компании, как и экспортеры, ждут уже от полугода до нескольких лет. И 2005-й, и 2006 годы18 являются тяжелыми для лизинговых компаний, в первую очередь из-за того, что приходится тратить большое количество усилий на урегулирование вопроса НДС, на то, чтобы иметь возможность проводить те законные операции, которые определены в Налоговом кодексе. Предприниматели лизинговых компаний считают, что государство через налоговые инструменты может сильно осложнить дальнейшее развитие лизинговой индустрии.

    Между тем доля лизинга в ВВП уже достигла 2%18. Масштаб этого сектора вполне заслуживает того, чтобы госчиновники всерьез задумались о реальных механизмах решения проблемы, а не создавали искусственных препятствий для участников рынка. Пока же в арсенале рьяных радетелей за пополнение бюджета целая масса отговорок, начиная от условий, отодвигающих сроки полного перехода оборудования в собственность лизингополучателя (как вариант, до момента погашения лизинговой компанией кредита, привлеченного под данную сделку), и заканчивая признанием сделки экономически необоснованной в случае, если она рентабельна только при; условии возмещения НДС.

    Предпринимателей  волнует, что, налоговые органы используют весьма широкую трактовку термина "недостаточно обоснованная экономическая цель сделки". Лизингодателя могут заподозрить в недобросовестности даже тогда, когда он приобретает технику у компании-дилера, а не напрямую у производителя. А если еще выйдет так, что по прошествии некоторого времени у этого поставщика окажутся свои проблемы с налоговиками или он попросту прекратит по тем или иным причинам свою деятельность, то здесь лизингодателю сразу можно забыть о зачете НДС. Если же лизингодатель и лизингополучатель обслуживаются в одном банке (а у лизинговых компаний при банках таких сделок большинство), то это лишний повод заявить о "схеме" ухода от налогов. И даже страшно подумать, какова будет реакция налоговиков, если еще и поставщик окажется клиентом того же банка.

    В 2006 году19 острые дискуссии вызвал вопрос, связанный с порядком учета выкупной стоимости предмета лизинга. Поскольку понятие выкупной стоимости имущества в нормативной базе четко не оговорено, то сложилось два подхода к его трактовке. Согласно первому выкупная стоимость имущества — сумма, по которой имущество было приобретено при передаче в лизинг; согласно второму — цена, по которой имущество переходит в собственность от лизингодателя к лизингополучателю по окончании сделки.

    При первом подходе все налоговые преимущества лизинга для лизингополучателя в значительной мере нивелируются, поскольку в этом случае он может относить на текущие расходы только ту часть платежей, которая превышает стоимость имущества, представляющую собой фактически плату за услуги компании. Именно этот подход и выбрал Минфин в 2006 году20. Теперь лизингополучатель вправе отнести к текущим расходам лишь платеж за услуги по предоставлению имущества в лизинг. На практике это означает, что по действующим на сегодняшний день сделкам лизингополучатели смогут уменьшить налогооблагаемую базу в ближайшие несколько лет всего лишь на 80,1 млрд. рублей (вместо 215,5 млрд. при другом подходе)21. В результате уже в 2006 году21 при полном применении такого подхода лизингополучатели должны «переплатить» государству налог на прибыль в размере примерно 8 млрд. рублей21. Неудивительно, что о неправомерности такого подхода говорят не только лизинговые компании, но и представители ведущих консалтинговых и аудиторских фирм. Такой подход не учитывает специфики лизинговой деятельности как предоставления предмета лизинга во временное владение и пользование и, по сути, пытается приравнять лизинг к купле-продаже с рассрочкой платежа по единственному критерию отсутствия выкупной цены в договоре лизинга.

    Камнем  преткновения зачастую становится возвратный лизинг. Здесь налоговые органы делаются особенно придирчивыми. В большинстве случаев они пытаются оспаривать сделки как мнимые, заключенные исключительно ради ухода от уплаты налогов. Их совершенно не смущает логика вещей, согласно которой возвратный лизинг представляет собой нечто иное, как форму долгосрочного кредитования под залог. Они остаются верны своим принципам, даже несмотря на то, что судебная практика совсем не всегда оказывается на их стороне. В результате далеко не каждая лизинговая компания решает признаться в причастности к этому сегменту рынка. Компании не столько боятся проверок, сколько не хотят создавать лишние проблемы для своих же лизингополучателей — ведь претензии налоговые органы предъявляют, прежде всего, к ним.

    В результате доля этого вида лизинга  составляет порядка 4-5%21 от общей суммы договоров, хотя могла бы быть в несколько раз выше. Будь налоговики «поскромнее», отечественный рынок лизинга мог бы вырасти еще на полмиллиарда долларов.

    К чему могут привести чересчур активные действия налоговых инспекторов, рынок уже узнал на примере ООО «Ханса Лизинг», одной из крупнейших лизинговых компаний России по размеру портфеля. Налоговики отказали компании в налоговом вычете по НДС на сумму более полумиллиарда рублей. В результате было приостановлено заключение новых договоров, и компания уже потеряла из-за этого сделки на общую сумму более 4 млрд. рублей.

    Судя  по отзывам представителей самих лизинговых компаний, больше всего лютуют налоговики в Москве. Соответственно, половина компаний обречена на беспрестанные тяжбы с налоговой. Налоговики никак не свыкнутся с мыслью, что сейчас лизинг стал реальным и эффективным способом приобретения основных средств, а времена использования налоговых схем как инструмента уклонения от уплаты налогов миновали еще в 90-х22. Вряд ли налоговая «прополка» лизингодателей способствует росту конкурентоспособности только-только ставших на ноги отечественных лизинговых компаний. 

    Юридические барьеры

    Дополнительную  головную боль лизингодателям создают и недоработки в действующем законодательстве. Пожалуй, наиболее ярко это проявляется в сфере лизинга недвижимости, который у нас занимает менее 1%22 рынка, а за рубежом — около 20%21, практически не уступая по популярности лизингу оборудования.

    Работающие  в этой сфере российские компании сразу же сталкиваются со сложностями при оформлении собственности на землю — в соответствии с Законом о лизинге земельные участки не могут быть переданы в лизинг. При этом по действующему законодательству отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному липу, проводится вместе с земельным участком. В результате сделки финансовой аренды с недвижимостью становятся более запутанными, дорогостоящими и проблематичными, особенно для малых предприятий.

Информация о работе Лизинг и особенности его использования