Лизинг и особенности его использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Необходимость преобразования сферы производства и обращения под воздействием научно-технического прогресса, глубоких изменений экономических условий хозяйствования нуждаются в поиске и внедрении нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и видоизменения основных фондов предприятий различных форм собственности. Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется, прежде всего, самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.

Содержание

Введение..................................................................................................................................4
Глава 1. Природа лизинга
§1.История возникновения, понятие, виды, преимущества и недостатки лизинга............................................4
§2.Основные элементы лизинговой операции и заключение лизингового контракта.......................................14
§3.Альтернативные варианты и формы расчетов лизинга................................................18
§4.Мировая практика применения лизинга........................................................................20
Глава 2. Особенности использования лизинга в России...................................................25
§1.Проблемы развития лизинга...........................................................................................25
§2.Преимущества международного лизинга......................................................................28
§3.Лизинг авиатехники и автотранспорта. Использование лизинга российскими банками...........................................................................................................30
§4.Перспективы лизингового рынка..................................................................................35
Заключение............................................................................................................................38
Список литературы...............................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

    Кроме того, мешает законодательно установленный лаг между заключением договора купли-продажи и заключением договора лизинга. В результате в течение одного-двух месяцев, когда происходит регистрация договора купли-продажи, лизингодатель не имеет юридически оформленных прав на имущественный объект —   предмет лизинга. Отнюдь не способствует развитию сегмента и отсутствие специальных норм в отношении лизинга недвижимости в Законе о лизинге.

    Впрочем, есть надежда, что, несмотря на все существующие препятствия, в ближайшее время в сегменте произойдет прорыв, который выведет его на нормальный уровень. Тем более что, практика учета недвижимости на балансе по заниженной в разы цене, сдерживающая развитие лизинга недвижимости, начинает постепенно уходить в прошлое, сменяясь учетом по реальной рыночной стоимости.

    Помимо  налоговых и юридических проблем лизинговым компаниям приходится также решать массу вопросов, касающихся экономического обоснования и проработки сделок, разумеется, с учетом всех пробелов в законодательстве и правоприменительной практики. При работе с энергетическим оборудованием, например, возникает проблема согласования возможности включения лизинговых платежей в тарифы с ФСТ. В сегменте пищевого оборудования возникают существенные проблемы с получением необходимых разрешений на его использование. 

§2.Преимущества международного лизинга

    Международный лизинг позволяет значительно сокращать  платежи в бюджет, если в сделках участвует лизингодатель страны, у которой с Россией есть соглашение об отмене двойного налогообложения.

    При использовании международного лизинга  эффект от экономии налогов значительно выше, чем при внутрироссийских сделках. Особенно эффективными являются варианты, применяемые внутри холдингов или групп компаний. Им проще организовать такую схему, так как большинство участников сделки будут находиться под их контролем. Кроме того, можно получить дополнительную экономию для лизингодателя, если подключить к схеме офшорную компанию, которая предоставит заем иностранному лизингодателю. Такая схема позволяет российскому инвестору уменьшить базу по налогу на прибыль на территории России за счет лизинговых платежей в пользу иностранной компании, а также избежать уплаты налога на имущество организаций.

    В сделке участвуют российская компания - лизингополучатель, иностранная организация - лизингодатель, а также офшорная компания. Сначала офшорное предприятие предоставляет заем иностранной компании. Она заключает договор лизинга с российской фирмой и приобретает для нее имущество у иностранного продавца. Имущество ввозится на территорию РФ. При этом взимаются таможенные пошлины и НДС, но уплачиваются они не сразу, а постепенно, периодическими платежами - по 3% от суммы ежемесячно, в течение 34 месяцев. После завершения сделки российская компания начинает переводить иностранному предприятию лизинговые платежи, которые относит на расходы, связанные с производством и реализацией. При осуществлении лизинговых платежей российская фирма не обязана удерживать налог с дохода иностранного предприятия (стандартная ставка - 20% со всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости имущества лизингодателю), если оно заранее предоставило ему подтверждение постоянного местопребывания в государстве, с которым у РФ есть соглашение об избежании двойного налогообложения (Кипр, Швейцария, Нидерланды, Швеция). Смысл соглашения в том, что в соответствии с российским законодательством получение иностранными организациями доходов от лизинговых операций не приводит к образованию постоянного представительства в РФ. Это условие должно быть также предусмотрено в контракте. В некоторых договорах указывают, что роялти (платежи за право пользования имуществом), возникающие в одном государстве (России) и выплачивающиеся резиденту другого государства, подлежат обложению налогами только в стране пребывания получателя платежей (лизинговой компании). Получается, что российская организация, выплачивающая роялти иностранному лизингодателю, является налоговым агентом по налогу на доходы, но не удерживает его с лизинговых платежей. Кроме того, если предмет лизинга находится на балансе лизингодателя, российское предприятие помимо всего прочего не платит налог на имущество, полученное по договору. Иностранное предприятие - лизингодатель тоже не является плательщиком налога на имущество, находящееся в России, так как его деятельность не приводит к созданию постоянного представительства в РФ. При этом если иностранное предприятие состоит на налоговом учете в России, то у него есть возможность делать вычеты по уплаченному ранее таможенному НДС. Либо это право есть у российского лизингополучателя, если по условиям лизингового договора именно он платит НДС в соответствии с режимом «временный ввоз».

    Кроме того, иностранное предприятие вычитает сумму выплаченных процентов по займу, полученному от офшорной компании из своей прибыли. А уже с оставшейся суммы оно уплачивает подоходный налог, как правило, по низкой ставке.

    В случае если лизинговое имущество закупается в России, все происходит так, как описано выше, но не возникает таможенных платежей. Для того чтобы это предприятие получило право на вычеты сумм НДС, уплаченных при приобретении объекта лизинга у российского продавца, достаточно просто поставить иностранную компанию на учет в российских налоговых органах. Любой человек, имеющий доверенность, может передавать счета-фактуры лизингополучателю, вести бухучет в России и передавать отчетность российскому налоговому органу. Такая деятельность также не приводит к образованию постоянного представительства в России и соответственно к налогообложению прибыли лизингодателя и имущества в России, за исключением тех случаев, когда имущество является недвижимым23. 

  §3.Лизинг авиатехники и автотранспорта. Использование лизинга российскими банками.

    1.Лизинг авиатехники

    Наиболее  перспективный способ получения  авиакомпанией нового самолета предусматривает  его приобретение в лизинг через специальные финансовые институты — лизинговые компании и экспортно-импортные агентства. При этом самолет приобретается лизинговой компанией (агентством) за счет ее собственных средств, господдержки и привлекаемых кредитов, а затем передается в лизинг авиакомпании.

    Сегодня лизинговые компании, производители  и авиакомпании применяют несколько  различных схем поставки авиационной  техники в лизинг. Основными из них являются две: лизинг операционный и финансовый.

    Операционный лизинг применяется при относительно небольших сроках аренды самолетов. При операционном лизинге авиационная техника амортизируется за время аренды не полностью и по истечении его срока может быть вновь сдана в аренду или возвращена арендодателю. В России срок поставки самолетов в операционный лизинг составляет, как правило, не более семи, иногда десяти лет. Базовые финансовые условия операционного лизинга предусматривают ежемесячную оплату заказчиком лизинговых платежей, размер которых устанавливается в зависимости от срока лизинга. После завершения срока лизинга воздушное судно воз вращается лизингодателю. В России операционный лизинг уже довольно давно (с начала 90-х гг.)24 применяется крупнейшими авиакомпаниями как эффективное средство получения в эксплуатацию при минимальных первоначальных затратах современных авиалайнеров зарубежного производства. Именно по такой схеме получают и эксплуатируют большинство своих «Боингов» и «Эрбасов» крупнейшие отечественные авиакомпании «Аэрофлот», «Сибирь», «КрасЭйр», «Пулково», «Трансаэро», «Волга-Днепр» и некоторые другие. Операционный лизинг на относительно короткие сроки применяется также в России для аренды авиакомпаниями отечественных самолетов, но, как правило, в данном случае объектами сделок становятся неновые самолеты предыдущего поколения (Ту-154М, Як-42, Ил-86 и т.п.).

    Финансовый лизинг представляет собой операцию по специальному приобретению самолета у производителя в собственность лизинговой компании с последующей сдачей его авиакомпании во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей его стоимости. В России самолеты поставляются авиакомпаниям в финансовый лизинг, как правило, на срок в 15 лет. По окончании срока лизинга права собственности на воздушное судно переходят авиакомпании-заказчику. Базовые финансовые условия предусматривают начальный аванс в размере до 10%24 стоимости воздушного судна и последующие ежемесячные лизинговые платежи в размере, соответствующем международной практике, применяемой для финансирования подобных программ. Дополнительно авиакомпания оплачивает расходы по техническому обслуживанию воздушного судна и его страхованию. При этом в течение срока финансового лизинга авиакомпания имеет право выкупа воздушного судна по согласованной стоимости.

    В России финансовым лизингом гражданских самолетов занимаются, в основном, две лизинговые компании – ОАО «ИФК» (ОАО «Ильюшин Финанс Ко.») и ОАО «ФЛК» (ОАО «Финансовая лизинговая компания»). Деятельность обеих компаний контролируется государством, в т.ч. через владение контрольными пакетами акций и представительство в советах директоров. Объектами финансового лизинга являются новые пассажирские и транспортные самолеты последнего поколения - Ту-204, Ту-214 и Ил-96 разных модификаций. По такой схеме их уже получили авиакомпании «Дальавиа», «КрасЭйр» и «Владивосток-Авиа», а скоро получат «Аэрофлот», «Трансаэро» и некоторые другие. В ближайшее время лизинговые компании начнут поставку в финансовый лизинг авиакомпаниям новых самолетов Ан-140, Ан-148 и RRJ. В финансовый лизинг в России недавно стали приобретаться и самолеты западного производства — например, так поступил «Аэрофлот» с частью своих новейших авиалайнеров семейства А320. Правда и договор лизинга был заключен с западной лизинговой компанией.

    ОАО ИФК и ОАО ФЛК осуществляют полный комплекс услуг по поставке новых самолетов авиакомпаниям, включая организацию краткосрочного финансирования производства (в отдельных случаях и финансирование НИОКР), в т. ч. с использованием привлеченных бюджетных и внебюджетных средств, кредитов, выпуска векселей; контроль за ходом производства и поставки воздушных судов; организацию долгосрочного финансирования воздушного судна после поставки. Они обеспечивают также организацию послепродажного технического сопровождения самолетов — одного из наиболее острых вопросов, тормозящих внедрение в авиакомпании российских авиалайнеров нового поколения. Эта тема заслуживает отдельного более подробного рассмотрения (ей посвящен следующий материал в этом номере).

    К числу основных преимуществ приобретения самолета в лизинг можно отнести:

    - возможность долгосрочного (до 15 лет) финансирования приобретения воздушных судов с минимальным внесением собственных средств;

    - возможность организации лизингодателем эффективной системы поддержания летной годности приобретаемых самолетов;

    - возможность получения от лизингодателя  дополнительных гарантий летной  годности и гарантий летно-технических  характеристик; 

    - снижение расходов по приобретению  воздушных судов за счет использования  системы государственного субсидирования части лизинговых платежей (до 30%)25;

    - использование налоговых льгот  по лизингу: освобождение от  налога на имущество и возможность  ускоренной амортизации предмета  лизинга. 

    Перспективы

    Согласно  прогнозу Министерства транспорта РФ, российскому авиационному рынку в период до 2008 г25. может потребоваться в обшей сложности до 187 новых воздушных судов, в т.ч. 107 магистральных и 80 региональных самолетов.

    Для ликвидации разрыва между потребностями  авиакомпаний и возможностями авиационной  промышленности обе крупнейшие российские лизинговые компании предлагают реализовать с государственной поддержкой масштабный заказ на поставку новой российской авиатехники в объеме, достаточном для удовлетворения спроса перевозчиков и обеспечения восстановления и развития авиапрома. Он получил название «Стартового заказа». Реализацию его предлагается осуществлять совместными усилиями ОАО ИФК и ОАО ФЛК. Государственная поддержка «Стартового заказа» должна включать бюджетные инвестиции в акционерный капитал авиализинговых компаний и субсидирование части лизинговых платежей.

    В результате реализации проекта «Стартовый заказ» авиакомпании смогут удовлетворить  свой спрос на новые конкурентоспособные  самолеты, соответствующие международным  требованиям. Кроме того, появятся реальные предпосылки для восстановления серийного производства на ведущих российских авиастроительных предприятиях, создания базы для перехода с 2008-2010 гг26. на новые перспективные модели самолетов (новый региональный самолет RRJ, ближне- ,среднемагистральный самолет МС-21, новый дальнемагистральный самолет и т.п.) и расширения возможностей по поставке российской гражданской авиатехники на экспорт. Одновременно ожидается высокий социальный эффект от сохранения и увеличения высококвалифицированных рабочих мест: существенное повышение экономического потенциала российской экономики за счет развития высокотехнологичного промышленного производства, конкурентоспособность на российском и международном рынке, получение государством доходности на уровне не ниже 30%26 годовых в форме дополнительных налоговых платежей, увеличение рыночной стоимости госпакетов акций авиализинговых компаний и авиастроительных заводов, участвующих в программе26. 

    2.Лизинг автотранспортных средств

    Лизинг  автотранспортных средств можно  условно разделить на три основных направления. Первое - это традиционно популярный в России лизинг специализированных автотранспортных средств, второе - лизинг дорогостоящих легковых автомобилей стоимостью более 30 000 долл. США27 и третье - лизинг сравнительно недорогих автомобилей и микроавтобусов для среднего класса стоимостью до 30 000 долл. США27.

    Лизинг  специализированных автотранспортных средств достаточно давно используется в России, большинство лизинговых компаний весьма охотно работают в  этой области. Это объясняется постоянно растущей потребностью в технике у предприятий строительного комплекса и добывающих отраслей, а также высокой стоимостью специализированной техники (цена большегрузного автомобиля или бульдозера может превышать 150 000 долл. США27). По договору лизинга одинаково часто предоставляются как зарубежные, так и российские специализированные транспортные средства. Многие российские производители автотранспорта активно сотрудничают с лизинговыми компаниями или даже создают собственные, что позволяет им значительно увеличить объем продаж.

    Лизингом  дорогостоящих легковых автомобилей  чаще всего занимаются специализированные лизинговые компании при автосалонах. Заключение договора в специализированной компании предполагает простоту заключения сделки, быстроту ее оформления, большой набор дополнительных услуг: транспортное средство регистрируется в военкомате и в ГИБДД самой лизинговой компанией, страхование автотранспорта производится прямо в автосалоне, существует возможность зачета стоимости старого автомобиля в счет уплаты аванса по новому автомобилю, приобретаемому в лизинг.

    Лизингом  сравнительно недорогих легковых автомобилей  занимаются либо специализированные лизинговые компании при автосалонах, либо очень  крупные лизинговые компании. Работать с этим видом лизинга готовы не все лизингодатели, поскольку при аренде одного или двух автомобилей цена сделки невысока.

    В большинстве случаев при лизинге  неспециализированных транспортных средств  лизингополучателю предоставляются  легковые автомобили иностранного производства. Лизинг автомобилей российского производства развит слабо, поскольку отечественные автомобили весьма ненадежны и быстро утрачивают свою первоначальную стоимость в процессе эксплуатации.  

Информация о работе Лизинг и особенности его использования