Конкурентоспособность продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является знакомство с предприятием, расчет уровня конкурентоспособности его продукции, определение путей его повышения и построение прогноза максимально возможного уровня конкурентоспособности продукции данного предприятия.

В процессе достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности продукции.
Анализ общего состояния сельхозпредприятия.
Оценить конкурентоспособность продукции.
Выявить возможности повышения конкурентоспособности продукции

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции 5
1.1.Понятие и показатели конкурентоспособности продукции 5
1.2.Проблемы повышения конкурентоспособности продукции 12
2.Основные экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия 18
2.1.Организационно-правовая форма хозяйствования 18
2.2.Размеры и специализация производства 26
2.3.Производственные ресурсы и эффективность их использования 31
2.4.Финансовое состояние предприятия 35
3.Уровень конкурентоспособности продукции предприятия 44
3.1.Объем производства и реализации продукции 44
3.2.Динамика себестоимости продукции и цен реализации 46
3.3.Рентабельность производства продукции 49
4.Пути повышения конкурентоспособности продукции 53
4.1.Повышение качества продукции 53
4.2.Резервы снижения себестоимости продукции 55
4.3.Совершенствование реализации продукции 57
4.4.Прогноз показателей конкурентоспособности продукции 60
Заключение 63
Список используемой литературы 65

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике организаций.doc

— 1.44 Мб (Скачать)

   Рентабельность  показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше рентабельность продукции, тем прочнее финансовое положение предприятия, а значит и возможность для него повышать конкурентоспособность продукции.

   Сперва  проведем расчет прибыли на 1 гектар и центнер по видам продукции  по предприятию и в среднем по району и сравним их, а затем перейдем к расчету и анализу уровня конкурентоспособности. 

  Таблица 13 – Динамика прибыли на 1 га и 1 ц продукции.

Показатели По предприятию В среднем по Мичуринскому району Отношение 2 к 3, %.
1 2 3 4
Прибыль по зерну, руб:      
1 2 3 4
       
   - на 1 га. 22 26450 0,083
   - на 1 ц. 1,35 101 1,337
Прибыль по подсолнечнику, руб:      
   - на 1 га. 61 4515 1,351
   - на 1 ц. 43 146 29,452
 

  Показатели  прибыли рассчитаем по следующим  формулам:

  Прибыль на 1 га

  Прибыль по зерну на 1 га по предприятию = тыс. руб.

  Прибыль по зерну на 1 га в среднем по району тыс. руб.

  Прибыль по подсолнечнику на 1 га по предприятию тыс. руб.

  Прибыль по подсолнечнику на 1 га по району тыс. руб.

  Прибыль на 1 ц

  Прибыль по зерну на 1 ц по предприятию тыс. руб.

  Прибыль по зерну на 1 ц в среднем по району тыс. руб.

  Прибыль по подсолнечнику на 1 ц по предприятию тыс. руб.

  Прибыль по подсолнечнику на 1 ц по району тыс. руб.

  Из  таблицы видно, что прибыль по основному виду продукции – зерну в расчете на 1 центнер и на гектар составляет в среднем около 0,7% от того, что получает среднерайонное предприятие. Прибыль по подсолнечнику несколько больше – около 15%. Такой низкий уровень прибыли объясняется очень низкой ценой реализации (Таблица 12), которая практически равна себестоимости (Таблица 11). Если поднять цены до уровня близкого к среднерайонному, то прибыль на 1 центнер и на гектар станет больше среднерайонной, т.к. себестоимость продукции нашего предприятии ниже среднерайонного уровня.

  Посмотрим как низкий уровень прибыли сказывается на уровне рентабельности.

Таблица 14 – Рентабельность производства продукции  предприятия.

Отрасли, продукция Полная  себестоимость, тыс. руб. Выручка, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Уровень рентабельности продукции, %.
По  предприятию В сред-нем по району Отношение 2 к 3, % По предприятию В среднем по району Отношение 5 к 6, % По предприятию В среднем по Мичуринскому району Отношение 8 к 9, % По предприятию В среднем по району Отношение 11 к 12, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
                         
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
По  сельскому хозяйству 990 15865,647 6,240 1009 20211 4,992 19 4345,353 0,437 1,919 27,388 7,007
Растениеводство 990 12887,118 7,682 1009 17051,412 5,917 19 4164,294 0,456 1,919 32,31 5,939
в т. ч.:                        
зерно 876 8078,647 10,84 881 11221,529 7,851 5 3142,882 0,159 0,571 38,9 1,467
подсолнечник 114 1917,059 5,947 128 2453,529 5,217 14 536,47 2,61 12,281 27,98 43,89
 

  Уровень рентабельности продукции вычисляется  по формуле:

  

  П – прибыль от реализации продукции.

  ПС  – полная себестоимость продукции.

   Как и следовало ожидать после проведения предыдущих расчетов, уровень рентабельности на нашем предприятии гораздо ниже среднерайонного. По основным видам продукции он составляет: по зерну 0,571, т.е. предприятие получает 0,57 копеек прибыли с 1 рубля затрат (1,467% от среднерайонного уровня); по подсолнечнику ситуация несколько лучше – 12,28 копеек прибыли с 1 рубля затрат, что составляет почти половину от среднерайонного уровня.

   В целом по разделу можно сказать, что предприятие выпускает конкурентоспособную продукцию, способную к соперничеству с продукцией конкурентов, но реализует ее по слишком низким ценам.

 

4.Пути повышения  конкурентоспособности  продукции

 
 

   Каждое  предприятие стремится к повышению конкурентоспособности своей продукции, т.к. это укрепляет положение предприятия на рынке и способствует увеличению прибыли. Наибольших результатов в повышении конкурентоспособности можно добиться повышая качество выпускаемой продукции, снижая себестоимость и выходя на новые, плохо освоенные рынки. 

4.1.Повышение  качества продукции

 

  Качество  продукции – это совокупность ее свойств, обуславливающих ее пригодность  для удовлетворения определенных потребностей (в соответствии с назначением).

  Показатель  качества — количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.[5, C. 455.] К показателям качества зерна можно отнести цвет, запах, вкус, зараженность вредителями, влажность, засоренность, всхожесть семян (общие показатели), стекловидность, содержание мелкого зерна, количество и качество сырой клейковины пшеницы, химический состава зерна и другие показатели.

  Управление  качеством продукции — это постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимальной с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающей максимально эффективное ее использование. Управление качеством выражается в изменении показателей качества. [13, С. 215]

  Повышение качества зерна. Зерно, поступающее на хлебоприемные и зерноперерабатывающие предприятия, находящееся в складах, элеваторах и в других местах хранения, характеризуется определенными показателями качества.

  В группу общих показателей качества зерна входят цвет, запах, вкус, зараженность вредителями хлебных запасов, влажность  и засоренность. Эти показатели определяют при оценке качества любого зерна, предназначенного для того или иного целевого назначения.

  В группу обязательных показателей качества зерна входят такие показатели, которые  присущи только отдельным культурам  или партиям зерна, используемым по определенному целевому назначению. К обязательным показателям относят: стекловидность, количество и качество сырой клейковины пшеницы, объемную массу (пшеницы, ржи, ячменя и овса), содержание мелкого зерна, крупность зерна, пленчатость и процентное содержание ядра в крупяных культурах.

  В группу дополнительных показателей  качества входят показатели химического состава зерна, содержание микроорганизмов, активность ферментов и т. п. Государственным стандартом предусмотрено, что исходной единицей при определении качества зерна является партия. Партия представляет собой любое количество зерна, однородного по качеству (по органолептической оценке), предназначенного к одновременному приему, сдаче, отгрузке или хранящегося в одном силосе, закроме, складе. [16, C.56]

  Качество  каждой партии зерна устанавливают  на основе результатов лабораторного  анализа среднего образца, составленного из выемок, отобранных от партии.

  Выемка - небольшое количество зерна, отобранного  от партии за один прием для составления  исходного образца. Отбор выемок для составления средних образцов - очень важный и ответственный  этап при определении качества зерна. От того, насколько правильно отобраны выемки и составлен средний образец, зависит точность определения качества партии зерна.[15, C.126]

  Совокупность  всех выемок, отобранных от партии зерна, составляет исходный образец. Часть  исходного образца, выделенная для лабораторного исследования, называется средним образцом. Если партия зерна небольшая, то исходный образец (массой до 2 кг) одновременно является и средним.

  Для определения отдельных показателей  качества зерна (объемной массы, влажности, засоренности и т. д.) из среднего образца выделяют небольшую часть, которая называется навеской. Величина (масса) навески зависит от вида анализа и рода зерна.

  Прежде  чем отобрать средний образец, необходимо на основании органолептических  определений установить однородность партии, т. е. однообразие ее по внешним признакам.

  При изъятии выемок и в процессе составления  исходного и среднего образцов для  анализа необходимо строго соблюдать  указания стандартов и все те мероприятия, которые обеспечивают полную неизменяемость образцов зерна от внешних воздействий: подсыхания и увлажнения, приобретения посторонних запахов и т. д.

  Для повышения качества зерна следует  улучшать состояние почвы внесением  удобрений, улучшить полив, усилить предпосадочную обработку почвы. 

4.2.Резервы  снижения себестоимости продукции

 

  Снижение  себестоимости продукции положительно скажется на цене, что означает прямое повышение конкурентоспособности товара или увеличит прибыль предприятия (если руководство примет решение прекратить снижение цен). Высвободившиеся в результате снижения себестоимости средства можно направить на дополнительные закупки удобрений, средств защиты растений с целью повышения не слишком высокой урожайности и гибели всходов.

  В таблице представлено сравнение  затрат по различным технологиям возделывания зерновых культур.

Таблица 15 – Сравнительная характеристика различных технологий возделывания зерновых культур. [3, C. 96]

Показатели  и основные элементы технологии Традиционная технология (по пару) Минимальная обработка почвы с раздельным севом Нулевая обработка почвы (прямой сев)
Основная  обработка почвы (агрегат) БДТ - 6,6,

ПН (ПЛН)-8-35

- -
Предпосевная  обработка почвы (агрегат)  КПС-4 (два следа) Lemken Smarard 9/600 -
Посев (агрегат) СЗП(СЗУ)-3,6 Amazonen D9/120 Super Amazonen DMC-Primera 601
Прямые  затраты на 1 га руб. руб. В % к традиционной технологии руб. В % к традиционной технологии
1 2 3 4 5 6
всего

в т.ч.

и him числе

3975 3260 82 3458 87
оплата  труда 725 450 62 428 59
ГСМ 1550 729 47 496 32
удобрения 250 250 100 250 100
средства  защиты растений 250 233 93 538 215
семена 800 736 92 736 92
амортизация - - - - -
ремонт  и техническое обслуживание 400 352 88 340 85

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия