Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 20:10, курсовая работа
Целью курсового проекта является знакомство с предприятием, расчет уровня конкурентоспособности его продукции, определение путей его повышения и построение прогноза максимально возможного уровня конкурентоспособности продукции данного предприятия.
В процессе достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности продукции.
Анализ общего состояния сельхозпредприятия.
Оценить конкурентоспособность продукции.
Выявить возможности повышения конкурентоспособности продукции
Введение 3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции 5
1.1.Понятие и показатели конкурентоспособности продукции 5
1.2.Проблемы повышения конкурентоспособности продукции 12
2.Основные экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия 18
2.1.Организационно-правовая форма хозяйствования 18
2.2.Размеры и специализация производства 26
2.3.Производственные ресурсы и эффективность их использования 31
2.4.Финансовое состояние предприятия 35
3.Уровень конкурентоспособности продукции предприятия 44
3.1.Объем производства и реализации продукции 44
3.2.Динамика себестоимости продукции и цен реализации 46
3.3.Рентабельность производства продукции 49
4.Пути повышения конкурентоспособности продукции 53
4.1.Повышение качества продукции 53
4.2.Резервы снижения себестоимости продукции 55
4.3.Совершенствование реализации продукции 57
4.4.Прогноз показателей конкурентоспособности продукции 60
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Общий коэффициент покрытия:
Об.С. – стоимость оборотных средств.
ОБЗкр. – краткосрочные обязательства.
По предприятию:
В среднем по району:
Коэффициент срочной ликвидности:
Дер. – денежные средства.
Кц.б. – краткосрочные ценные бумаги.
Рд. – расчеты с дебиторами.
По предприятию:
В среднем по району:
Коэффициент платежеспособности отражает возможность предприятия быстро погасить задолженность собственным капиталом. Общий коэффициент покрытия показывает возможность выполнения предприятием своих краткосрочных обязательств оборотными активами. Коэффициент срочной ликвидности отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность быстро реализуемыми средствами. Полностью платежеспособное предприятие имеет размеры коэффициентов не менее 1. На предприятии величины всех коэффициентов значительно ниже 1, что характеризует предприятие как неплатежеспособное. Это может негативно сказываться на отношениях предприятия с банками (при попытке взять кредит), поставщиками (при покупке сырья в кредит) и т.д. Показатели среднерайонного предприятия больше 1 и в несколько раз больше показателей нашего предприятия, что характеризует его как платежеспособное. Неплатежеспособность усложняет для нашего предприятия конкурентную борьбу с другими сельхозпредприятиями района.
Производимая и реализованная предприятием продукция должна быть конкурентоспособной. Чем больше уровень товарности сельхозпродукции, тем больше ее конкурентоспособность. Уровень товарности – это отношение реализованной (товарной) продукции к валовой, выраженное в процентах. Под товарной продукцией понимают часть валовой продукции предназначенной для реализации.
Рассчитаем уровень товарности нашего и среднерайонного предприятия в целом и по отдельным видам продукции и сравним их друг с другом.
Таблица 8 – Товарность сельскохозяйственного производства в целом и по основным видам продукции.
Показатели | По пред-приятию. | В среднем по Мичуринско-му району. | Отношение 2 к 3, %. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Стоимость
валовой продукции |
1807 | 32000 | 5,647 |
Стоимость товарной продукции сельского хозяйства, тыс. руб. | 1009 | 20211 | 4,992 |
Уровень товарности, % | 55,838 | 63,159 | 1,048 |
|
Показатели уровня товарности нашего предприятия по производимым им видам продукции выше среднерайонных. Это может объясняться более высокой специализацией нашего предприятия и отсутствием нетоварных отраслей, меньшей долей потерь урожая. Более высокий уровень товарности делает продукцию данного предприятия конкурентоспособнее остальных, так как позволяет распределить себестоимость на большую в процентном соотношении реализуемую продукцию. Более высокий общий уровень товарности может возникать из-за высокой товарности других видов продукции, отсутствующих на нашем предприятии и из-за более низкой урожайности и себестоимости, на нашем предприятии.
Отдельно
рассмотрим показатели размера производства
и реализации и найдем долю этих
показателей в Мичуринском
Таблица 9 – Объем производства и реализации продукции.
Показатель | По предприятию, тыс. руб. | Всего по Мичуринскому району, тыс. руб. | Доля предприятия в Мичуринском районе, тыс. руб. (отношение 2 к 3) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Валовая продукция | 1807 | 544003 | 0,332 |
Реализованная продукция | 1009 | 343587 | 0,294 |
Из
таблицы видно, что валовая и товарная
продукция нашего предприятия не составляет
значительной доли в сельском хозяйстве
района. Объемы производства и реализации
продукции на предприятии в этом году
незначительны, составляют 5 – 10 % от среднерайонного
уровня. В целом показатели товарности
на фоне района выглядят неплохо, это может
обеспечить цену ниже средней и тем самым
увеличить конкурентоспособность товара
на территории района.
Себестоимость продукции - это затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Цена - это денежное выражение стоимости единицы товара. Цена для предприятия-изготовителя сельхозпродукции = полная себестоимость + прибыль. Чем ниже цена (а значит и себестоимость) продукции, тем выше ее конкурентоспособность перед аналогичными товарами.
Оценим себестоимость продукции нашего предприятия и среднерайонного на единицы площади и выхода продукции и сравним эти показатели.
Таблица 10 – Динамика себестоимости продукции на 100 га пашни, тыс. руб.
Вид продукции | По предприятию | В среднем по Мичуринскому району | Отношение 2 к 3, %. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Зерновые и бобовые | 541,892 | 403,713 | 134,227 |
в
т. ч.:
озимые |
463,063 | 207,966 | 222,663 |
яровые | 78,829 | 193,477 | 40,743 |
Подсолнечник | 52,253 | 69,239 | 75,468 |
Таблица 11 – Структура себестоимости одного центнера зерна.
|
Из таблицы 10 видно, что на единицу площади себестоимость основной продукции нашего предприятия, т.е. зерна, на нашем предприятии в данном периоде больше чем в среднем по району. Причем себестоимость озимых, доля которых в посеве – 73,9%, в 2,23 раза больше среднерайонной. Анализ таблицы 11 показывает, что себестоимость одного центнера зерна на предприятии ниже среднерайонной почти на 8,5 %. Отсюда можно сделать вывод о том, что большая себестоимость зерна со 100 гектар площади связана с большим выходом товарной продукции с этой площади. Себестоимость продукции на предприятии ниже, чем средняя по району.
Теперь рассмотрим как более низкая себестоимость продукции нашего предприятия влияет на цены, по которым оно реализует эту продукцию.
Таблица 12 – Цены реализации одного центнера продукции, руб.
Вид продукции | По предприятию | В среднем по Мичуринскому району | Отношение 2 к 3, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
Зерно | 237,466 | 359,919 | 65,978 |
Подсолнечник | 401 | 669,578 | 59,888 |
Из
таблицы видно, что цена одного центнера
зерна на нашем предприятии ниже среднерайонной
на 34%, тогда как себестоимость из таблицы
11– на 8,5%. Цена подсолнечника на 40,1% ниже
среднерайонной. Если качество данной
продукции отвечает требованиям потребителей,
то установление такой низкой цены нецелесообразно
для предприятия с такими плохими показателями
финансового состояния как у нас. Наше
предприятие получает 1,3 рубля прибыли
с 1 центнера зерна, тогда как среднерайонное
– 100 рублей, несмотря на более высокую
себестоимость. Такая низкая цена может
быть вызвана более низким качеством продукции
или желанием начавшего деятельность
предприятия отвоевать у конкурентов
рынки сбыта продукции.
Рентабельность продукции – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса: отношение прибыли от реализации товарной продукции к полной ее себестоимости.
Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия