Конкурентоспособность продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является знакомство с предприятием, расчет уровня конкурентоспособности его продукции, определение путей его повышения и построение прогноза максимально возможного уровня конкурентоспособности продукции данного предприятия.

В процессе достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности продукции.
Анализ общего состояния сельхозпредприятия.
Оценить конкурентоспособность продукции.
Выявить возможности повышения конкурентоспособности продукции

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции 5
1.1.Понятие и показатели конкурентоспособности продукции 5
1.2.Проблемы повышения конкурентоспособности продукции 12
2.Основные экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия 18
2.1.Организационно-правовая форма хозяйствования 18
2.2.Размеры и специализация производства 26
2.3.Производственные ресурсы и эффективность их использования 31
2.4.Финансовое состояние предприятия 35
3.Уровень конкурентоспособности продукции предприятия 44
3.1.Объем производства и реализации продукции 44
3.2.Динамика себестоимости продукции и цен реализации 46
3.3.Рентабельность производства продукции 49
4.Пути повышения конкурентоспособности продукции 53
4.1.Повышение качества продукции 53
4.2.Резервы снижения себестоимости продукции 55
4.3.Совершенствование реализации продукции 57
4.4.Прогноз показателей конкурентоспособности продукции 60
Заключение 63
Список используемой литературы 65

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике организаций.doc

— 1.44 Мб (Скачать)
1 2 3 4 5 6
прочее - - - - -
 
Экономия  прямых затрат на 1 га 0 715   517
Себестоимость по прямым затратам, руб./т 786 644   683
Всего затрат на 1 га, руб. 4380 3292,5   33810,7
Выручка с 1 га, руб. 4405 4405   4405
Прибыль с 1 га, руб. 25 1112,5   594,3
Уровень рентабельности производства,

%

0,571 33,789   15,596
Экономия ГСМ, % 0 53   68
Экономия  фонда             оплаты труда, % 0 38   41
 

  Из  таблицы видно повышение в  несколько десятков раз прибыли, рентабельности, а значит и конкурентоспособности. Все это происходит по причине  снижения себестоимости. Значит, применение ресурсосберегающих технологий позволяет снизить себестоимость продукции и, в конечном счете повысить конкурентоспособность производства зерна.

4.3.Совершенствование  реализации продукции

 

   При поиске оптимальных путей повышения  конкурентоспособности особое внимание уделяется анализу рынков. Сбытовая политика предприятия строится на результатах маркетингового анализа рынка. Основными целями такого анализа являются изыскание путей наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, повышение объема продаж, наиболее полное использование ресурсов предприятия, снижение коммерческих рисков, повышение конкурентоспособности.

   Сбытовая  политика предприятия строится на результатах  маркетингового анализа рынка. Основными  целями такого анализа являются изыскание  путей наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, повышение объема продаж, наиболее полное использование ресурсов предприятия, снижение коммерческих рисков.

   Основные  аспекты комплексного маркетингового изучения рынка представлены в таблице

Таблица 16 – Маркетинговое исследование рынка 

Задача Содержание
1 2
Анализ  потребителей продукции предприятия Изучение потребностей и предпочтений потребителей, выявление мотивационного механизма совершения покупки соответствующего товара
Анализ  продукции предприятия Сравнительный анализ характеристик продукции  предприятия и аналогичной продукции конкурентов, изучение потребительских свойств продукции с целью установления степени удовлетворения запросов потребителей
Анализ  товарного рынка Выявление степени соответствия спроса и предложения, изучение емкости рынка, уровня цен, сегментации рынка, доли предприятия на рынке данного товара
Анализ  конкурентов Установление  степени конкуренции на рынке  соответствующего товара, доли на этом рынке конкурентов, их ценовой политики и методов сбыта своей продукции
1 2
Анализ  институциональной структуры рынка Определение основных групп фирм, действующих на данном рынке (поставщики, покупатели, конкуренты, транспортные, страховые фирмы и др.)
 

   Маркетинговые исследования рынка способствуют обоснованному отбору изделий для дальнейшего производства и сбыта, т.е. эффективному планированию ассортимента продукции. Соответствие ассортимента продукции запросам потребителей во многом определяет успех сбытовой и хозяйственной деятельности предприятия в целом.

   В результате данных исследований предприятие  определяет, какие каналы и формы  сбыта используют конкуренты, какими видами транспорта осуществляются перевозки  товаров, к услугам каких транспортных и страховых компаний они прибегают. Полученные данные помогают товаропроизводителю выбрать наиболее эффективные каналы сбыта.

     В решении задач повышения  конкурентоспособности продукции  с каждым годом все возрастающее  значение приобретает проблема  выбора и освоения новых рынков  сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если  на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции. 
 

4.4.Прогноз  показателей конкурентоспособности  продукции.

 

   Проведенное исследование показало, что, несмотря на не слишком выгодное  положение, предприятие выпускает конкурентоспособную продукцию. Составим теперь прогноз на будущее, и установим предел конкурентоспособности продукции для данного предприятия в следующем периоде.

   Сначала найдем максимально возможную прибавку урожайности.

   Таблица 17 – Резервы роста урожайности подсолнечника [11, С. 98]

Мероприятие Прирост урожайности, ц/га.
1 2
Оптимальный срок посева 0,4
Применение  высокоурожайных сортов и гибридов 1,4
Инкрустация семян 1,0
Применение  интенсивных, безгербицидных технологий 1,6
Десикация посевов 0,5
Сокращение  сроков уборки 0,5
Внесение  минеральных удобрений 1,6
Общий прирост урожайности 7
 

   Таким образом, интенсификация производства подсолнечника дает прибавку урожайности – 7 ц с гектара.

   Аналогичная интенсификация зернового хозяйства может дать прибавку урожайности до 10 – 15 ц/га, а также высокий выход клейковины (до 32 %) и белка. Выход клейковины и белка являются показателями качества зерна, которая в первую очередь определяет конкурентоспособность товара.

   Рассчитаем  основные показатели прибавки производства за счет увеличения урожайности.

   Таблица 18 – Основные показатели производства продукции за счет дополнительной урожайности.

Вид продукции Площадь посева, га Прибавка урожайно-сти, ц/га. Дополни-тельный  валовой сбор, ц. Цена за 1 ц, руб. Стоимость дополнительной валовой продукции,   тыс. руб. Уро-вень това-рнос-ти, % Дополнительная  товарная продукция, тыс. руб.
1 2 3 4 5 6 7 8
Зерно 200 7 1400 237,5 332,5 73,32 243,789
Подсол-нечник 30 13 390 401 156,39 98,46 153,9816
Итого 230 20     488,89   397,771
 

   За  счет увеличения урожайности предприятие  может получить 397771 рублей дополнительной выручки.

   Теперь  рассчитаем прогноз величины валовой  и товарной продукции. 
 
 
 

   Таблица 19 – Прогноз величины валовой  и товарной продукции.

Вид продукции Фактическая стоимость  валовой продукции, тыс. руб. Дополни-тельная  валовая продукция,   тыс. руб. Прогнозная  величина валовой продукции, тыс.руб. Фактичес-кая  стоимость товарной продук-ции, тыс. руб. Дополни-тельная  товарная продук-ция, тыс. руб. Прогнозная  величина товарной продук-ции, тыс.руб.
По  предприятию 1807 488,89 2295,890 1009 397,771 1406,771
 

   Прибавка  валовой продукции составляет около  четверти, товарной – 30 %.

   Прогнозные показатели конкурентоспособности на основании прогноза производства.

   Ожидаемая полная себестоимость = 6460 * 237,75= 1535 тыс. руб. Вместо 1203 тыс. руб. в данном периоде. Рост себестоимости – 332 тыс. руб.

   Постоянные  затраты на основное производство = 160 + 80 = 240 тыс. руб.

   Производственные  затраты на 1 гектар посева = 1319/230 = 5735 руб.

   Дополнительная  прибыль = 397,771 – 332 = 65,771 тыс. руб.

   Прогнозная  прибыль = 19 + 65,771 = 84,711 тыс. руб.

   Уровень рентабельности = 84,771/1535 = 5,523 %, почти на 4 % выше, чем в анализируемом нами периоде.

 

    Заключение

 

   Расчеты, проведенные в данной курсовой работе, показали, что главной отраслью изучаемого сельхозпредприятия является производство зерна. Наряду с ним предприятие  выращивает и продает подсолнечник. Предприятие имеет малый размер и, как и большинство малых предприятий, глубокую специализацию. В этом кроется причина многих его проблем. В ближайшее время для улучшения положения ему необходимо расширить ассортимент выпускаемой продукции и увеличить выпуск продукции.

   Структуру посевов можно было улучшить увеличив долю яровых зерновых и добавив технических  культур. В целом при таком  использовании сельхозугодий наше предприятие может успешно конкурировать  со среднерайонным. Использование земли  на нашем предприятии в этом периоде шло более эффективно, чем в среднем по району. Структура земли не разнообразна, вся земельная площадь – пашня. Показатели экономической эффективности использования земли по зерну на нашем предприятии незначительно ниже среднерайонных. Это, скорее всего, связано опять же с тем, что земля некоторое время не возделывалась. Экономическая эффективность производства подсолнечника находится на уровне выше среднерайонного, и предприятию целесообразно увеличить площади его посева при наличии покупателей.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия