Конкурентоспособность продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является знакомство с предприятием, расчет уровня конкурентоспособности его продукции, определение путей его повышения и построение прогноза максимально возможного уровня конкурентоспособности продукции данного предприятия.

В процессе достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности продукции.
Анализ общего состояния сельхозпредприятия.
Оценить конкурентоспособность продукции.
Выявить возможности повышения конкурентоспособности продукции

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции 5
1.1.Понятие и показатели конкурентоспособности продукции 5
1.2.Проблемы повышения конкурентоспособности продукции 12
2.Основные экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия 18
2.1.Организационно-правовая форма хозяйствования 18
2.2.Размеры и специализация производства 26
2.3.Производственные ресурсы и эффективность их использования 31
2.4.Финансовое состояние предприятия 35
3.Уровень конкурентоспособности продукции предприятия 44
3.1.Объем производства и реализации продукции 44
3.2.Динамика себестоимости продукции и цен реализации 46
3.3.Рентабельность производства продукции 49
4.Пути повышения конкурентоспособности продукции 53
4.1.Повышение качества продукции 53
4.2.Резервы снижения себестоимости продукции 55
4.3.Совершенствование реализации продукции 57
4.4.Прогноз показателей конкурентоспособности продукции 60
Заключение 63
Список используемой литературы 65

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике организаций.doc

— 1.44 Мб (Скачать)

   Действительная  стоимость доли участника общества выплачивается за счет разницы между  стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала общества. В случае если такой разницы недостаточно для выплаты участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительной стоимости его доли, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму.

   Таким образом, участник ООО, в случае, если он решит прекратить свои отношения  с обществом, намного надежнее застрахован  от возможных убытков при выходе из общества, чем его собрат - участник АО.

   Уставом ООО может быть также ограничен  максимальный размер доли участника общества. Уставом общества может быть ограничена возможность изменения соотношения долей участников общества. [1, п. 3 ст. 14].

   Особенности  управления в обществе объясняются  его спецификой как одной из организационно-правовых форм юридических лиц, предусмотренных ГК РФ. ООО занимает промежуточное положение между акционерным обществом и товариществом. АО как юридическое лицо принято относить к объединению капиталов. Это подтверждается, тем, что на практике в форме акционерных обществ существуют крупные корпорации, объединяющие в своем уставном капитале вклады, и даже многих тысяч участников. АО исторически сложились как корпорации, в которых, как правило, сами акционеры не принимали личного трудового участия в его деятельности, но участвовали в деятельности АО своим капиталом.

   В ООО дело обстоит  несколько иначе. ООО является и объединением капиталов, и объединением лиц, но капиталистический  элемент, несомненно, преобладает. В  этом - универсальность и преимущество ООО. Участники общества могут, по общему правилу, принимать личное трудовое участие в основной деятельности созданного ими общества и в связи с этим приобретать двойной статус: с одной стороны - быть участником общества (с его правами и обязанностями), а с другой - работником этого же юридического лица. Максимальная численность участников общества не должна превышать пятидесяти человек (такая же численность предусмотрена для закрытого акционерного общества), тем самым можно сделать вывод, что ООО как правовая форма более подходяще для малых и даже семейных предприятий, а также для средних.

   Таким образом, и управление в обществе не отличается особой сложностью, поскольку  круг участников невелик. В общем, модель построения административных органов ООО совпадает с оной в АО, в чем также проявляется родство этих двух организационно-правовых форм предпринимательства в России.

   Согласно  Закону, высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным  [1, ст.32, п. 1]. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Уставом общества, где состоит сравнительно много лиц, может быть предусмотрено создание Совета директоров. [1, ст. 32].

   Генеральный директор избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Он может быть избран также и не из числа его участников. [1, ст. 42].

   Единоличный исполнительный орган общества:

   - без доверенности действует от  имени общества, в том числе  представляет его интересы и  совершает сделки;

   - выдает доверенности на право  представительства от имени общества, в том числе доверенности с  правом передоверия; 

   -издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

   -осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, Совета директоров общества и коллегиального исполнительного органа общества.  
 

2.2.Размеры  и специализация производства

 

   Специализация сельхозпредприятия выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции, а иногда и в выполнении определенной стадии в производстве готового продукта.

   Специализация сельского хозяйства заключается  в выделении одной главной  и нескольких основных отраслей и  создании условий для их преимущественного  развития. Под основными понимают отрасли, играющие наиболее важную роль в экономике хозяйства и имеющие наибольший удельный вес в товарной продукции. Среди них может выделяться одна главная отрасль, на долю которой в структуре товарной продукции приходится более 50 %.[9, C. 106]

   Товарная продукция – часть всей произведенной предприятием продукции (валовой продукции), предназначенная для реализации.

   Рассмотрим  структуру товарной продукции нашего предприятия, выделим в ней основные и главную отрасль, рассмотрим уровень  специализации и сравним их со среднерайонными. 

  Таблица 1 – Структура товарной продукции.

Показатели По предприятию  за 2008 год В среднем по Мичуринскому району за 2008 год Отно-шение 2 к 4, %.
Стоимость товарной продукции, тыс. руб. Удельный вес  отдельных отраслей в структуре товарной продукции предприятия, % Стоимо-сть товарной продук-ции, тыс. руб. Удельный вес  отдельных отраслей в структуре  товарной продукции предприя-тия, %
1 2 3 4 5 6
Всего по растениеводству 1009 100 17051,41 84,367 5,917
Зерновое  производство 881 87,314 11221,53 55,522 7,851
Производство  подсолнечника 128 12,686 2453,529 12,14 5,217
Всего по животноводству - - 3159,588 15,633 -
Итого сельхоз продукция 1009 100 20211 100 4,992
 

  Главной отраслью нашего предприятия является производство зерна. На него приходится более 87% товарной продукции, предприятие является специализированным, т. к. уровень специализации более 50%, с глубокой специализацией. Зерно является также главной отраслью среднерайонного предприятия (55,522%), но глубина его специализации значительно ниже. Такой большой уровень специализации как на нашем предприятии может отрицательно сказаться на его деятельности, т.к. он не создает условий необходимого севооборота, что снижает плодородие земли, однородная продукция влечет зависимость от рынков ее сбыта, отсутствие вспомогательных производств ведет к уменьшению дохода, отсутствие подсобных производств обуславливает зависимость предприятия от других организаций и т.д. В этом отношении среднерайонное предприятие находится в более выгодных условиях чем наше, для которого в случае благоприятной обстановки в следующем периоде целесообразно расширить структуру товарной продукции.

  Главной характеристикой размера производства в экономике организации является концентрация производства. Концентрация представляет собой сосредоточение средств производства, рабочей силы и производства продукции на крупных предприятиях, а также процесс, направленный на увеличение выпуска этой продукции.

  Концентрация  на предприятии может развиваться на основе различных форм:

  • увеличения выпуска однородной продукции;

  • увеличения выпуска разнородной продукции;

  • развития концентрации на основе комбинирования производства;

  • развития концентрации на основе диверсификации производства.

    В зависимости от концентрации производства предприятия делятся на крупные, средние и малые. Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:

  • являются проводниками научно-технического прогресса;
  • легче внедряют и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;
  • создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
  • с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства и росту прибыли и конкурентоспособности;
  • больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
  • достигается большой эффект от применения ЭВМ.

   К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:

  • увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям;
  • необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
  • усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
  • повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
  • возможность монополизации производства и др. Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции.

  Основной характеристикой концентрации производства на предприятиях сельского хозяйства являются величины показателей размера производства: стоимость товарной и валовой продукции, площадь сельхозугодий, стоимость основных фондов, энергетические мощности, численность работников. Рассмотрим эти показатели для нашего предприятия и в среднем по району для выявления путем сравнения концентрации производства на нашем предприятии.

  Таблица 2 – Показатели размера производства.

Показатели По предприятию В среднем по району за 2008 год Отношение 2 к 3, %.
1 2 3 4
Стоимость валовой продукции, тыс. руб. 1807 32000 5,647
Стоимость товарной продукции, тыс. руб. 1009 20211 4,992
Площадь сельхозугодий, га, 222 3889,529 5,708
в т.ч. пашня 222 3012,647 7,369
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 787 25719,235 3,06
Энергетические  мощности, л. с. 510 101478 0,503
Численность работников, чел. 7 74 9,459
 

  Из  таблицы видно, что показатели размера  нашего производства в среднем составляют около 5% от средних предприятий района, на основании чего наше предприятие можно отнести к малым. Основным показателем концентрации на сельхозпредприятиях традиционно считается стоимость валовой продукции. По размеру этого показателя наше предприятие уступает среднерайонному более чем в 17,7 раз, значит и уровень концентрации нашего производства в 17,7 раз ниже среднерайонного. Это связанно с малой площадью сельхозугодий, которая в 17,5 раз меньше площади среднерайонного предприятия, и стоимости основных производственных фондов. По численности работников сельхозпредприятия имеющие менее 60 работников относятся к малым предприятиям. На нашем предприятии числится 7 работников, что также позволяет отнести его к малым, тогда как среднерайонное сельхозпредприятие имеет 74 работника, и значит, относится к средним.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия